Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 14:03, контрольная работа
Описание работы
Основное место в финансовой системе любой страны занимает бюджет, так как именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы. Доходы и расходы бюджета - это две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям. Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета. Главное назначение расходов является обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………...3 1 Теоретические основы расходов федерального бюджета РФ 1.1 Расходы федерального бюджета: понятие, функции, классификация…….5 1.2 Исполнение бюджета и отчёт об исполнении в части расходов федерального бюджета……………………………………………….................13 2 Прогноз, анализ и оптимизация расходов федерального бюджета РФ 2.1 Прогнозирование и планирование расходов федерального бюджета…..20 2.2 Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета на 2013–2016 г………………………………………………………………………..........28 2.3 Проблемы оптимизации расходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………..............34 Заключение……………………………………………………….39 Список использованных источников………………………....41
1 Теоретические
основы расходов федерального
бюджета РФ
1.1 Расходы федерального
бюджета: понятие, функции, классификация…….5
1.2 Исполнение бюджета
и отчёт об исполнении в
части расходов федерального
бюджета……………………………………………….................13
2 Прогноз, анализ
и оптимизация расходов федерального
бюджета РФ
2.1 Прогнозирование и планирование
расходов федерального бюджета…..20
2.2 Анализ структуры и
динамики расходов федерального
бюджета на 2013–2016 г………………………………………………………………………..........28
2.3 Проблемы оптимизации
расходов федерального бюджета
и пути их решения…………………………………………………………………..............34
Заключение……………………………………………………….39
Список использованных
источников………………………....41
Приложение…………………………………………………...….42
Введение
Основное место в финансовой
системе любой страны занимает бюджет,
так как именно с момента принятия государством
данного документа финансы приобретают
всеобщий характер. С помощью бюджета
государство имеет возможность использовать
свои финансовые ресурсы для экономического
и социального роста, стимулировать производственные
и социальные процессы. Доходы и расходы
бюджета - это две группы отношений, через
которых проявляется регулирующая роль
бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом
общей финансовой категории бюджета, представляют
собой затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Именно эти
затраты формируют экономические отношения,
на основе которых происходит процесс
использования средств бюджета по различным
направлениям. Безусловно, одну из наиважнейших
ролей в регулировании экономики государством
играют расходы федерального бюджета.
Главное назначение расходов является
обеспечение выполнение органами государственной
власти и местного самоуправления возложенных
на них полномочий.
Актуальность темы данной работы
обусловлена тем, что именно в расходной
части бюджета отражается реализация
основных направлений бюджетной политики.
Поскольку государственные средства должны
результативно расходоваться не только
на федеральном уровне, но и на региональном
и местном уровне бюджетной системы, необходимо
четко определить ответственность за
реализацию решений задач в области расходования
бюджетных средств, но и самое важное хорошо
организовать процесс управления расходами.
Перечисленные задачи решаются на стадии
планирования расходов при составлении
проектов бюджета на определенный период.
Очевидно, что вопросы приоритетности
расходов в условиях ограниченности бюджетных
ресурсов становятся актуальными. Ну и
вообще в настоящий момент расходы федерального
бюджета являются одной из острой проблематикой
современной экономической теории и практики
хозяйствования, и, конечно же, подлежат
обязательному рассмотрению.
Цель моей курсовой работы предопределяется
раскрытой выше актуальностью: исследование
вопросов сущность, формирования и исполнения
расходов федерального бюджета Российской
Федерации и пути их оптимизации.
В соответствии с поставленной
целью при написании курсовой работы будут
решены следующие задачи:
- раскрыть понятия и сущность
расходов бюджета;
- определить их состав и структуру;
- рассмотреть особенности исполнения
федерального бюджета по расходам;
- проанализировать динамику
расходов федерального бюджета;
- рассмотреть проблемы оптимизации
расходов и пути их решения.
1. Теоретические
основы расходов федерального
бюджета РФ
Расходы федерального бюджета: понятие,
функции, классификация
Прежде чем перейти к понятию
расходов федерального бюджета, сначала
определим несколько ключевых понятий,
как бюджет и внебюджетный фонд, бюджетные
расходы, государственных и муниципальных
расходов. Государственные и муниципальные
финансы – это денежные отношения, которые
возникают в ходе формирования и использования
финансовых ресурсов органов государственной
власти (далее ОГВ) и органов местного
самоуправления (далее ОМСУ). Государственные
и муниципальные финансовые ресурсы –
это доходы (налоговые, неналоговые и безвозмездные
поступления), поступления (поступления
из внутренних источников финансирования
дефицита бюджетов и внебюджетных фондов
и поступления из внешних источников финансирования
дефицита) и денежные накопления, которые
находятся в распоряжении ОГВ и ОМСУ и
предназначены для выполнения их функций.
Источниками формирование государственных
финансовых ресурсов являются ВВП (валовой
региональный продукт у ОМСУ), доходы от
внешнеэкономической деятельности (на
местном уровне такого источника не существует)
и часть национального богатства.
Существуют две формы организации
государственных и муниципальных финансовых
ресурсов:
Бюджет
– это форма образования и использования
финансовых ресурсов ОГВ и ОМСУ, направляемые
ими на финансовое обеспечение возложенных
на них полномочий.
Внебюджетный
фонд – это форма образования и использования
финансовых ресурсов ОГВ и ОМСУ, предусматривающая
целевое направление средств на финансирование
отдельных социальных потребностей общества.
Расходы бюджета представляют
собой выплачиваемые из бюджета денежные
средства кроме тех средств, которые являются
источниками финансирования дефицита
бюджета. Как правило, расходы бюджета
служат фактором, которые влияют на совокупный
спрос и совокупное предложение. Тем самым
они активно воздействуют на общественное
воспроизводство.
Существует еще одно понятие
как расходные обязательства. Расходные
обязательства – это обусловленные законом,
иным нормативным правовым актом, договором
или соглашением обязанности публично-правового
образования (Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального
образования) (далее ППО) или действующего
от его имени бюджетного учреждения предоставить
физическому или юридическому лицу, иному
ППО, субъекту международного права средства
из соответствующего бюджета. То есть
расходные обязательства и просто расходы
это две разные понятия. И если чуть по-другому
сформулировать, то расходные обязательства
это ни что иное как обязанность определенного
ППО, а расходы, по сути, являются материализацией
этих расходных обязательств. Здесь обязанность
не определенно в количественном выражении.
Например, в законе об образовании говорится,
что студентам выплачивается стипендии
– это расходные обязательства. А сколько
это стоит для государства, это уже расходы.
Из этого следует, что это обязательства
ППО, а не бюджета (потому что бюджет это
расходы).
Использование финансовых ресурсов
ОГВ и ОМСУ происходит путем осуществления
государственные и муниципальные расходы,
которые представляют собой денежные
средства, направляемые из бюджетов ОГВ
и ОМСУ, а также государственных и муниципальных
внебюджетных фондов в целях осуществления
государственных полномочий и решения
вопросов местного значения. В состав
государственных и муниципальных расходов
относятся 1) расходы бюджетов ОГВ и ОМСУ;
2) расходы государственных и муниципальных
внебюджетных фондов (но в РФ на местном
уровне не существует внебюджетного фонда).
Из этого следует отметить, что денежные
средства, направляемые из бюджетов ОГВ
и ОМСУ, представляют собой расходы бюджетов,
а денежные средства, перечисляемые из
государственных и муниципальных внебюджетных
фондов, являются расходами этих фондов.
Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разграничения
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской федерации. Исходя
из этого, состав государственных финансов
в Российской Федерации можно представить
следующим образом:
Таблица 1. Состав государственных
финансов в Российской Федерации
В соответствии данной таблицы
можно выделить расходы федерального
бюджета и расходы бюджетов субъектов
Российской Федерации. Но так как моя тебя
касается только расходов федерального
бюджета, я остановлюсь только на этом
уровне.
Итак, центральное место в бюджетной
системе Российской Федерации занимает
федеральный бюджет, то есть федеральный бюджет
является первым уровнем бюджетной системы
Российской Федерации, который предназначен
для исполнения расходных обязательств
государства. Федеральный бюджет утверждается
в форме федерального закона федеральными
органами законодательной власти. Именно
федеральный бюджет является главным
средством перераспределения доходов
от внешнеэкономической деятельности,
часть национального богатства и ВВП,
именно через него мобилизуются финансовые
ресурсы, необходимые для регулирования
экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей
России. Использование средств, которые
зачислены в федеральный (центральный
в унитарных государствах) бюджет, производится
посредством осуществления расходов.
Как правило, расходы федерального бюджета
связаны с реализацией полномочий федеральных
органов государственной власти. Однако
согласно со статьей 78 Конституции Российской
Федерации органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по соглашению
с федеральными органами исполнительной
власти могут передавать им осуществление
части своих полномочий. Соответственно
из этого вытекает, что средства федерального
бюджета кроме обеспечения полномочий
федеральных органов государственной
власти могут направляться на реализацию
полномочий, которые переданы органами
государственной власти субъектов Российской
федерации.
Таким образом, расходы федерального бюджета
– это экономические отношения, возникающие
в связи с распределением фонда денежных
средств государства и его использованием
по отраслевому, целевому и территориальному
назначению. Существуют определенные
факторы, которые влияют на структуру
расходов бюджета высшего уровня и его
долю в валовом общественном продукте.
Это могут быть государственное устройство,
общий уровень развития экономики, внутренняя
и внешняя политика страны, уровень благосостояния
граждан и несколько другие факторы. На
величину и структуру федерального бюджета
также могут влиять размер государственного
сектора в экономике и даже традиции.
Все эти факторы влияют на проявление
категории расходов бюджета, которая проявляется
через конкретные виды расходов на какие-то
нужды, причем такие расходы могут быть
охарактеризованы как с количественной,
так и с качественной стороны. Например,
качественная характеристика каждого
вида расходов федерального бюджета позволяет
определить экономическую природу и общественное
назначение каждого элемента расходов,
а количественная их величину. Таким образом,
расходы федерального бюджета выполняют
функции политического, социального и
хозяйственного регулирования.
Исходя из вышеприведенного,
расходов федерального бюджета можно
классифицировать следующим образом:
- расходы на обеспечение
деятельности главы государства
(Президента Российской Федерации)
и федеральных органов государственной
власти (федеральных органов законодательной
и исполнительной власти);
- расходы на национальную
оборону и государственную безопасность
(содержание Вооруженных сил Российской
Федерации);
- расходы на финансовую
поддержку субъектов федерации
и муниципальных образований;
- расходы на проведение
разных выборов и референдумов
страны;
- расходы на осуществление
международной деятельности (реализация
межгосударственных договоров);
- расходы на обслуживание
государственного долга;
- расходы на оказание
разных государственных услуг
федеральными государственными
учреждениями социального назначения
(образования, здравоохранения, культуры
и другие направления);
- расходы на социальную
защиту определенных категорий
граждан (ветеранов, инвалидов)
- расходы на фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому
прогрессу;
- расходы на исследование
и использование космического
пространства;
- расходы на государственную
поддержку железнодорожного, воздушного
и морского транспорта;
- расходы на государственную
поддержку атомной энергетики;
- расходы на предупреждение
и ликвидация последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий
федерального масштаба;