Расходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Основное место в финансовой системе любой страны занимает бюджет, так как именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы. Доходы и расходы бюджета - это две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям. Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета. Главное назначение расходов является обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
1 Теоретические основы расходов федерального бюджета РФ
1.1 Расходы федерального бюджета: понятие, функции, классификация…….5
1.2 Исполнение бюджета и отчёт об исполнении в части расходов федерального бюджета……………………………………………….................13
2 Прогноз, анализ и оптимизация расходов федерального бюджета РФ
2.1 Прогнозирование и планирование расходов федерального бюджета…..20
2.2 Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета на 2013–2016 г………………………………………………………………………..........28
2.3 Проблемы оптимизации расходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………..............34
Заключение……………………………………………………….39
Список использованных источников………………………....41

Файлы: 1 файл

Finansy.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Рисунок 4. Динамика расходов федерального бюджета (Общегосударственные вопросы)

 

Рисунок 5. Динамика исполнения расходов федерального бюджета, млрд.руб (Общегосударственные вопросы)

Рисунок 6. Динамика исполнения федерального бюджета по расходам, млрд.руб.

 

2 Прогноз, анализ  и оптимизация расходов федерального  бюджета РФ

2.1 Прогнозирование и планирование расходов федерального бюджета

 

Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки.

Определенные риски для бюджетной политики в среднесрочной перспективе несет в себе ситуация в мировой экономике, которая является достаточно сложной в связи с замедлением экономики Китая, неопределенными перспективами экономики Евросоюза и США.

В связи с этим необходима реализация активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации.

Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован в соответствии со следующими базовыми подходами:

1. Формирование  бюджетных параметров исходя  из необходимости безусловного  исполнения действующих расходных  обязательств, в том числе – с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Реализация данного подхода заключается в обязательном приоритете целей и задач, государственных обязательств, установленных действующим законодательством Российской Федерации и документами государственного стратегического планирования, при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В этих условиях решение задачи оптимизации бюджетных расходов обеспечивается при условии не снижения качества и объемов предоставляемых услуг, в том числе с помощью реализации комплекса мер повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.

2. Минимизация  рисков несбалансированности бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации при бюджетном планировании.

Для этого формирование проекта федерального бюджета должно основываться на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации в средне- и долгосрочном периодах и учитывать перспективные параметры других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом необходимо обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе – наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их перераспределения в соответствии с уточнением приоритетных задач, либо сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов. Дополнительным фактором повышения достоверности бюджетных проектировок является процедура общественного и экспертного обсуждения проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, которая будет в полной мере реализована до внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе. Основным инструментом применения этого подхода выступают «бюджетные правила», обеспечивающие последовательное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета и сохранение объема государственного долга Российской Федерации на экономически безопасном уровне (не превышающем 20% ВВП).

Аккумулирование части нефтегазовых доходов в суверенных фондах также создает дополнительные возможности для исполнения социальных обязательств государства даже в условиях существенного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.

4. Сравнительная  оценка эффективности новых расходных  обязательств с учетом сроков  и механизмов их реализации.

Ограниченность финансовых ресурсов федерального бюджета в обязательном порядке предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.

Утверждение и реализация долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации, начиная с текущего года, позволит на системной основе обеспечивать учет и оценку влияния принимаемых решений на показатели сбалансированности бюджетов бюджетной системы.

5. Использование  механизмов повышения результативности  бюджетных расходов, стимулов для  выявления и использования резервов  для достижения планируемых (установленных) результатов.

Основным инструментом данного элемента бюджетной политики будет являться программно-целевой метод, повышающий ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей государственных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсах. План и состав работы Правительства Российской Федерации в этом направлении будет определен в комплексной Программе по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года.

Реализация указанных подходов в 2014 – 2016 годах в целом определена положениями Бюджетного послания.

В результате, решение задач, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, других документах стратегического планирования, осуществляется в условиях не увеличения налоговой нагрузки за счет повышения эффективности расходов и их концентрации на приоритетных направлениях государственной политики.

Достижение измеримых, общественно значимых результатов, выявление и эффективное использование внутренних резервов, проведение социально-экономических реформ может быть реализовано только при сохранении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

В условиях сокращения по сравнению с ранее утвержденными объемами доходов федерального бюджета применение «бюджетных правил» позволит сохранить утвержденный в предыдущем бюджетном цикле общий объем расходов федерального бюджета (без учета условно-утвержденных расходов) на 2014-2015 годы, достаточный для исполнения всех действующих обязательств. Для финансового обеспечения установленных приоритетов, включая индексацию принятых в 2013 году ряда новых расходных обязательств, планируется оптимизация структуры бюджетных расходов в целях мобилизации ресурсов.

При этом дефицит федерального бюджета сохраняется на уровне, не превышающем 0,6% ВВП, без существенного увеличения объемов заимствований и государственного долга, ненефтегазовый дефицит сократится с 9,6% ВВП в 2013 году до 7,8% ВВП к 2016 году.

В тоже время в условиях низких темпов роста нефтегазовых доходов объем Резервного фонда увеличится незначительно – с 4,0% ВВП в 2013 году до 4,7% ВВП в 2016 году.

В целом «бюджетные правила» защищают бюджет от шоков, повышают его устойчивость, стабилизируют общий объем расходов, обеспечивают исполнение социальных обязательств государства, реализацию начатых проектов и планов реформ, создают условия для повышения эффективности бюджетных расходов.

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы достигается в том числе за счет расширения горизонта экономического и бюджетного прогнозирования.

Проект федерального бюджета на 2014–2016 годы впервые формируется с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, содержащей прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу (таблица 3).

Таблица 3. Прогноз основных параметров бюджетной системы РФ и федерального бюджета % ВВП

Показатели

2013

2014

2016

2020

2025

2030

Бюджетная система Российской Федерации

Доходы (без учета межбюджетных трансфертов)

36,9

35,1

34,4

34,6

33,6

32,7

Расходы (без учета межбюджетных трансфертов)

37,6

35,8

34,9

34,7

33,6

33

Дефицит (профицит)

-0,7

-0,7

-0,5

0,1

0

-0,3

Федеральный бюджет

Доходы

19,3

18,2

17,4

16,6

15,4

14,2

в том числе

Нефтегазовые

9

8

7,2

6,9

5,9

4,7

Ненефтегазовые

10,3

10,2

10,2

9,7

9,5

9,5

Расходы

19,8

18,7

18

17

15,7

14,5

Дефицит (профицит)

-0,5

-0,5

-0,6

-0,4

-0,3

-0,3

Ненефтегазовый дефицит

-9,6

-8,5

-7,8

-7,8

-7

-6

Резервный фонд и ФНБ

9

8,8

8,4

9,8

10,2

9,9

Государственный долг РФ

11,9

12,8

12,8

13,2

13,9

14,7


 

Проведение ответственной, взвешенной бюджетной политики позволит снизить зависимость федерального бюджета и бюджетной системы в целом от конъюнктурно обусловленных доходов.

По прогнозу к 2030 году ненефтегазовый дефицит сократится до 6,0% ВВП при сохранении низкого уровня долговой нагрузки (менее 15% ВВП). В случае существенного снижения цен на нефть (до 60 долл.США/барр.) средств Резервного фонда после достижения им нормативной величины 7% ВВП будет достаточно для финансового обеспечения действующих расходных обязательств в течение трех лет. В течение этого периода могут быть реализованы дополнительные меры по оптимизации расходов и мобилизации доходных источников.

Доработанный проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года будет рассмотрен Правительством Российской Федерации в сентябре 2013 года и направлен в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета на 2014-2016 годы.

В 2013 году Правительством Российской Федерации будут предложены поправки к Бюджетному кодексу Российской Федерации, предусматривающие включение долгосрочных бюджетных стратегий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в состав документов бюджетного планирования.

Наряду с прогнозом основных параметров бюджетной системы и оценкой бюджетных рисков, в Бюджетной стратегии Российской Федерации будут учтены (с учетом прогноза социально-экономического развития, бюджетных параметров и проектировок федерального бюджета на 2014-2016 годы) «потолки» расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации на период до 2020 года.

Это создаст возможности для использования государственных программ в качестве полноценных инструментов стратегического и бюджетного планирования, что, в свою очередь, является основным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов. Именно в рамках государственных программ должны быть интегрированы все инструменты реализации государственной политики, обеспечивающие достижение поставленных целей – нормативно-правовое регулирование, контрольные полномочия, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, использование государственного имущества, взаимодействие с субъектами Российской Федерации.

В соответствии с принятыми в 2013 году поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации, проект федерального бюджета на 2014–2016 годы будет сформирован не только в функциональной, но и в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012 – 2013 годах 40 государственных программах, сгруппированных по 5 направлениям (таблица 4).

Таблица 4. «Программная» структура расходов федерального бюджета в 2013 – 2016 годах

 

2013 год (аналитическое распределение)

Проект

2014

2015

2016

Расходы федерального бюджета, всего

13 387,30

13 847,00

14 854,80

15 629,20

из них:

Расходы на реализацию государственных программ РФ, всего

7 821,00

8 029,30

8 277,60

8 611,60

в том числе по направлениям

I Новое качество жизни 

3 380,50

3 399,80

3 395,00

3 458,70

(12 программ)

II Инновационное развитие и модернизация  экономики (17 программ), без закрытой части

2 063,40

2 137,20

2 260,10

2 415,50

III Обеспечение национальной безопасности

9

6,5

5

2,5

(1 программа), без закрытой части

IV Сбалансированное региональное  развитие 

677,1

677,9

697,3

766,6

(5 программ)

V Эффективное государство 

1 066,60

1 151,50

1 236,50

1 281,50

(5 программ)

Расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть)

624,4

656,4

683,7

686,8

Расходы на непрограммную деятельность

5 566,30

5 817,70

6 577,20

7 017,60

в том числе:

Финансовое обеспечение развития пенсионной системы

2 775,60

2 611,70

2 785,10

2 936,30

Финансовое обеспечение национальной обороны

1 912,20

2 294,70

2 840,70

3 112,60

Прочие непрограммные расходы

878,5

911,4

951,4

968,7

Информация о работе Расходы федерального бюджета