Расходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Основное место в финансовой системе любой страны занимает бюджет, так как именно с момента принятия государством данного документа финансы приобретают всеобщий характер. С помощью бюджета государство имеет возможность использовать свои финансовые ресурсы для экономического и социального роста, стимулировать производственные и социальные процессы. Доходы и расходы бюджета - это две группы отношений, через которых проявляется регулирующая роль бюджета. Бюджетные расходы, являясь компонентом общей финансовой категории бюджета, представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Именно эти затраты формируют экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств бюджета по различным направлениям. Безусловно, одну из наиважнейших ролей в регулировании экономики государством играют расходы федерального бюджета. Главное назначение расходов является обеспечение выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
1 Теоретические основы расходов федерального бюджета РФ
1.1 Расходы федерального бюджета: понятие, функции, классификация…….5
1.2 Исполнение бюджета и отчёт об исполнении в части расходов федерального бюджета……………………………………………….................13
2 Прогноз, анализ и оптимизация расходов федерального бюджета РФ
2.1 Прогнозирование и планирование расходов федерального бюджета…..20
2.2 Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета на 2013–2016 г………………………………………………………………………..........28
2.3 Проблемы оптимизации расходов федерального бюджета и пути их решения…………………………………………………………………..............34
Заключение……………………………………………………….39
Список использованных источников………………………....41

Файлы: 1 файл

Finansy.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

После утверждения в 2013 году государственной программы «Развитие пенсионной системы РФ» и в 2015 году государственной программы «Обеспечение обороноспособности страны», доля «программных», то есть непосредственно увязанных с целями и результатами государственной политики расходов федерального бюджета, превысит 90% расходов федерального бюджета. Таким образом, в ближайшие 3 года будет завершен переход к формированию федерального бюджета на основе государственных программ. Такая же задача стоит перед субъектами РФ и муниципальными образованиями (в отношении муниципальных программ). В то же время, как отмечено в Бюджетном послании, большинство государственных программ РФ имеют существенные недостатки, не позволяющие в настоящее время рассматривать их в качестве полноценных инструментов программно-целевого планирования. В связи с этим одновременно с рассмотрением проекта федерального бюджета на 2014-2016 годы необходимо обеспечить максимально широкое публичное обсуждение государственных программ РФ с последующим внесением в них изменений, учитывающих в том числе бюджетные проектировки на 2014 – 2016 годы и «потолки» расходов до 2020 года.

 

2.2 Анализ структуры  и динамики расходов федерального  бюджета на 2013–2016 г.

 

Как отмечено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, одним из условий повышения эффективности бюджетных расходов является открытость (прозрачность) бюджетов и бюджетного процесса. В 2013 году введен в опытную эксплуатацию единый портал бюджетной системы, совместно с экспертным сообществом будет проведено обсуждение проекта «Бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для граждан». В 2014-2015 годах будут внедрены стандарты международной финансовой отчетности сектора государственного управления. Таким образом, проект федерального бюджета на 2014 – 2016 годы и разрабатываемые при его формировании меры обеспечивают реализацию поставленных в Бюджетном послании задач.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП. Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (примерно 0,3 процента). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7 процента.

 

 

Таблица 5. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

Показатель

2013

2014

2015

2016

млрд. руб.

В % к итогу

млрд. руб.

В % к итогу

млрд. руб.

В % к итогу

млрд. руб.

В % к итогу

Расходы, всего

24 992,40

100

26 450,70

100

29 046,00

100

31 857,20

100

в том числе:

Общегосударственные вопросы

1 404,00

5,6

1 475,10

5,6

1 533,40

5,3

1 574,60

4,9

Национальная оборона

2 099,60

8,4

2 528,20

9,6

3 116,00

10,7

3 447,40

10,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 145,80

8,6

2 208,40

8,3

2 311,70

8

2 299,70

7,2

Национальная экономика

3 139,20

12,6

3 335,30

12,6

3 534,50

12,2

3 839,90

12,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 130,20

4,5

1 247,40

4,7

1 309,40

4,5

1 405,80

4,4

Охрана окружающей среды

45,7

0,2

51,6

0,2

53,4

0,2

54,8

0,2

Образование

2 870,50

11,5

3 008,70

11,4

3 313,20

11,4

3 648,60

11,5

Культура и кинематография

371

1,5

392,3

1,5

435,3

1,5

477,8

1,5

Здравоохранение

2 455,00

9,8

2 600,70

9,8

2 780,00

9,6

3 066,90

9,6

Социальная политика

8 542,80

34,2

8 700,80

32,9

9 296,10

32

10 119,70

31,8

Физическая культура и спорт

192,3

0,8

218,8

0,8

244,6

0,8

272,2

0,9

Средства массовой информации

112,2

0,4

104,2

0,4

95,6

0,3

93

0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

484,2

1,9

549,3

2,1

591,8

2

656,9

2,1


 

 

Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.

Как мы видим, более 1/3 бюджетных расходов будет направляться на цели социальной политики. Вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации. Второе место по объему расходов после раздела «Социальная политика» занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики.

Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела «Национальная оборона».

По разделу «Образование» расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в реальном выражении в 2016 году выше уровня 2013 года в 1,27 раза. Однако отношение указанных расходов к ВВП сократилось с 4,3% до 4,0 процентов. Такая динамика связана с ростом расходов федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) темпами меньше темпов роста ВВП.

В расходах федерального бюджета на образование более 80% приходится на сферу высшего образования, а с учетом отрицательной динамики прогнозной численности населения в возрасте 17 лет в краткосрочной перспективе, влияющей на численность студентов, предусмотренных в федеральном бюджете объемов бюджетных ассигнований достаточно для поддержания системы образования на оптимальном уровне и ее развития.

Основные характеристики федерального бюджета на 2014-2016 годы

Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2014 – 2016 годы сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 – 2016 годы (таблица 6).

Таблица 6. Основные характеристики проекта федерального бюджета млрд. рублей

Показатели

2013 год (Закон № 216-ФЗ)

2014

2015

2016

Закон № 216-ФЗ

Проект

Закон № 216-ФЗ

Проект

Доходы, всего

12 865,90

14 063,40

13 485,50

15 615,50

14 767,50

15 908,10

%% ВВП 

19,3

19

18,2

18,8

18

17,4

Расходы, всего

13 387,30

14 207,00

13 847,00

15 626,30

15 235,70

16 451,80

%% ВВП 

20,1

19,2

18,7

18,8

18,6

18

Дефицит

-521,4

-143,6

-361,5

-10,8

-468,3

-543,7

%% ВВП 

-0,8

-0,2

-0,5

-0,01

-0,6

-0,6

Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП

-9,7

-8,7

-8,5

-8,4

-8,4

-7,8


 

В 2014 – 2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,3% ВВП в 2013 году до 18,2% в 2014 году и до 17,4% ВВП к 2016 году. В основном это обусловлено снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2014 – 2016 годы определен в соответствии с принятыми в 2012 году положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающими правила определения объема расходов федерального бюджета и использования нефтегазовых доходов («бюджетные правила»).

«Бюджетные правила» основаны на использовании базовой цены на нефть, которая определяется на основании отчетных данных. В 2013 году базовая цена была установлена на уровне средней цены на нефть за пять лет, в последующие годы период для расчета средней ежегодно увеличивается на 1 год до достижения 10-ти летнего периода.

Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2014 год базовая цена на нефть определяется на уровне 93 долл.США/барр., на 2015 год – 94 долл.США/барр. и на 2016 год – 95 долл.США/барр. Предельный объем расходов федерального бюджета устанавливается исходя из доходов при базовой цене на нефть, увеличенных на 1% ВВП (предельный размер «расчетного дефицита» федерального бюджета). При этом согласно «бюджетным правилам» общий объем расходов на очередной год и 1-й год планового периода не может быть снижен более чем на объем условно-утвержденных расходов (для 1-ого года планового периода – 2,5% от суммы расходов). Применение указанных правил определяет предельный объем расходов федерального бюджета (таблица 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7. Расчет расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы млрд.руб

 

Таким образом, предполагается снижение расходов в 2014-2015 годах по сравнению с уровнем, утвержденным в Законе № 216-ФЗ. Однако предельный объем расходов будет превышать уровень, рассчитанный на основе базовой цены на нефть и «расчетного дефицита» в размере 1,0% ВВП, за счет действия нормы в соответствии с которой объем расходов не уменьшается больше, чем на объем условно утверждаемых расходов.

В абсолютном выражении прирост объема расходов федерального бюджета в 2014 году составит 459,7 млрд. рублей по сравнению с предыдущим годом, в 2015 году – 1 388,7 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом, в 2016 году – 1 138,7 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом (таблица 8).

 

 

 

Таблица 8. Изменение объема расходов федерального бюджета по сравнению с предыдущим годом

В номинальном выражении планируется рост объема расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 3,4%, в 2015 году - на 10,0% и в 2016 - на 7,5 %.

В реальном выражении в 2014 году ожидается снижение расходов федерального бюджета на 1,5% по сравнению с предыдущим годом, начиная с 2015 года – рост: в 2015 году на 4,8%, в 2016 году – на 2,4 %.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов, сформированных с учетом вышеперечисленных подходов, характеризуется данными, представленными (см. приложение №1).

 

2.3 Проблемы оптимизации  расходов федерального бюджета  и пути их решения

 

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах при формировании проекта федерального бюджета на 2014 - 2016 годы реализован ряд мер по оптимизации сложившейся структуры бюджетных расходов (приложение).

 

 

Таблица 9. Основные меры по оптимизации расходов федерального бюджета в 2014-2016 годах

Наиболее значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страхователями (работодателями) в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, уплаты работодателями страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2% или 6% исходя из выбора застрахованным лицом 1967 г.р. и моложе варианта своего пенсионного обеспечения, полноценного учета переходящих остатков неиспользованных средств, реализации ранее определенных правил для формирования и использования накопительной части страховых взносов.

В соответствии с Бюджетным посланием в 2013 году в Правительство Российской Федерации будут представлены предложения по обеспечению долгосрочной сбалансированности пенсионной системы с поэтапным сокращением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В рамках реформирования пенсионной системы предусматривается увеличение размера пенсии лицам, принявшим решение отсрочить назначение пенсии после достижения пенсионного возраста (с учетом наличия необходимого страхового стажа), для стимулирования более позднего выхода граждан на пенсию.

Завершение определения долгосрочных перспектив развития пенсионной системы позволяет эффективно реализовать возможности размещения средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений в ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов.

Другим значительным резервом повышения эффективности использования бюджетных средств, как указано в Бюджетном послании, является оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд.

Информация о работе Расходы федерального бюджета