Рассчетно-кассовое обслуживание юридических лиц (на примере ОАО «Сбербанк»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ организации расчетно-кассового обслуживании и предложение мер по повышению его эффективности. Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- раскрыть понятие и охарактеризовать виды расчетных операций банка;
- обозначить сферы контроля налично-денежного обращения коммерческими банками;
- проанализировать порядок открытия и ведения расчетных счетов банком, организация кассовой работы в банке;
- охарактеризовать организацию расчетного обслуживания клиентов, организацию кассовой работы в ОАО «Сбербанке», расчетно-кассовое обслуживание по системе «Клиент-Сбербанк»;
- предложить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1 Законодательные и теоретические основы системы расчетов организаций 6
1.2 Принципы и формы организации безналичных расчетов 6
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ 14
2.2 Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов, в том числе по системе «Клиент-Сбербанк» 20
2.3 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания клиентов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 27

Файлы: 1 файл

курсовая основн.docx

— 81.87 Кб (Скачать файл)

Для более рационального оборота наличных денег, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуществляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличными деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполненные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности.

В отличие от наличного денежного оборота, при котором деньги передаются из кассы плательщика в кассу получателя, сущность безналичного денежного оборота состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях банков. В зависимости от местонахождения банков, они делятся на одногородние и иногородние, что предопределяет порядок их организации.

Организация безналичных расчетов регулируется Положением Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» №2-П от 12.04.2001 года с последующими изменениями и дополнениями.

Безналичные расчеты могут осуществляться с расчетного, текущего, бюджетного счетов, счета финансирования капитальных вложений, текущего валютного счета, корреспондентского счета банка.

Расчетные счета открываются всем организациям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. По расчетному счету в отличие от текущего проводятся операции коммерческого характера.

Текущие счета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица.

Бюджетные счета - бюджетным учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего и бюджетного счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета.

Со счета финансирования капитальных вложений проводятся расчеты по договору подряда (субподряда) на капитальное строительство.

Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца счета, однако в отдельных случаях допускается и безакцептное списание денег со счета плательщика. Такое списание используется как форма расчетов между сторонами по договору и в случаях, предусмотренных законодательными актами.

 

 

 

1.2 Формы организации безналичных  расчетов

 

Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и в конечном счете ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.

В современных условиях используются следующие формы безналичных расчетов, установленные законодательством РФ:

- платежные поручения;

- чеки;

- аккредитивы;

- платежные требования;

- инкассовые поручения.

Платежное поручение 1- это документ, представляющий собой распоряжение предприятия обслуживающему его банку перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежным поручением могут производиться:

-перечисление средств  за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

-перечисление средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

-перечисление средств в целях возврата/размещения кредитов/депозитов и уплаты процентов по ним и в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Чек2 - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться, чекодержателем является лицо юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Внутрибанковские правила проведения операций с чеками должны предусматривать форму чека, порядок его заполнения, срок предъявления к оплате, бухгалтерское оформление операций с чеками, ведение расчетов и состав операций по чекообороту.

Аккредитив3 - обязательство коммерческого банка, возникающее по поручению клиента, произвести платежи в пользу получателя средств на основании предоставленных документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. При этой форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающей покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.

Преимущество аккредитивной формы расчетов - в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги.

Платежные требования - расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной суммы через банк. Платежные требования широко применяются при расчетах за поставленные товары, оказанные услуги с предварительным акцептом и без акцепта. При акцептной форме расчетов кредитор указывает срок акцепта, установленного договором, по истечении которого производится оплата. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.

Учреждение банка, обслуживающее покупателя, получив присланные учреждением банка поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, который, ознакомившись с документами, дает согласие на платеж или отказывается от их акцепта.

В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения.

Инкассовые поручения 4- это расчетный документ, на основании которого производится списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный  порядок взыскания средств установлен  законодательством;

- для взыскания по исполнительным  документам;

- в случаях, предусмотренных  сторонами по договору.

Взыскатели представляют в банк инкассовое поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа.

В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование взыскателя и плательщика; размер взыскиваемой суммы, с какого счета плательщика сумма подлежит списанию.

Инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо - банку, обслуживающему взыскателя или непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам - учреждению банка, обслуживающему взыскателя.

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ В СБЕРБАНКЕ РФ

2.1 Организационно-экономическая  характеристика Сбербанка РФ

 

Сберегательный Банк Российской Федерации является на сегодняшний момент крупнейшим банком в России и фактически является одним из гарантов стабильности нынешней экономики нашей страны. При обширной государственной поддержке банк имеет возможность влиять на очень многие направления развития государства. Многолетняя стабильность работы банка и государственная гарантия делает его очень популярным среди населения. При рассмотрении банковских услуг, так или иначе, приходится ориентироваться на Сбербанк РФ, который предлагает полный спектр услуг как физическим лицам так и юридическим, однако не всегда условия предоставления услуги имеют приемлемую цену, поскольку банк имеет многолетнюю серьезную репутацию.  Стоимость услуг, предоставляемых юридическим лицам приведена в Приложении 1.

Сбербанк России создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Акционерами Банка являются более 200 тысяч юридических и физических лиц.

Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 года в Центральном Банке Российской Федерации. Регистрационный номер — 1481.Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.

Фирменное наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное: Сбербанк России

 

 

 

2.2 Организация расчетного  обслуживания клиентов Сбербанка  РФ

 

Сбербанк России осуществляет расчетно-кассовое обслуживание в рублях и валюте как резидентов, так и нерезидентов Российской Федерации и предоставляет полный комплекс банковских услуг, существующих на российском финансовом рынке.

Важным преимуществом является наличие собственной расчетной системы, объединяющей все территориальные банки, в рамках которой осуществляется документооборот.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов производится только при условии открытия расчетного (текущего, иного) счета, предоставления полного комплекта документов и заключения договора банковского счета.

Перечень документов, необходимых для открытия и ведения счета в российских рублях

1. Заявление клиента установленного образца на открытие счета.

2. Учредительные документы клиента (копии, заверенные нотариально или органом, осуществляющим регистрацию).

3. Свидетельство о государственной регистрации либо иной документ, подтверждающий государственную регистрацию (копия, заверенная нотариально или органом, осуществляющим регистрацию).

4. Карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально или вышестоящей организацией.

5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник).

6. Документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации (подлинник).

7. Документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом.

Организация кассовой работы в Сбербанке РФ. Для приёма и выдачи денег, других ценностей в каждом филиале Сбербанка РФ имеется отдел кассовых операций, в котором могут быть приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы для размена денег, кассы для пересчёта денежной выручки

Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов. Чаще всего приходные кассы принимают деньги по объявлению на взнос наличными деньгами.

При взносе денег по объявлениям клиент передаёт их операционисту, ведущему его лицевой счёт. После проверки и соответствующей обработки указанный документ передаётся операционистом в приходную кассу. Объявление состоит из трёх частей: объявления, квитанции и ордера, которые заполняются вносителем денег. В этом объявлении указывают: от кого принимаются деньги, на какой счёт они зачисляются, сумма цифрами и прописью, назначение взноса. При взносе денег по объявлениям операционные работники проверяют правильность заполнения документа, ставят свою подпись и заносят в кассовый журнал по приходу все реквизиты по данной денежной операции.

 Кассир принимает деньги  от клиента с полистным пересчётом. Сейчас все банки снабжены  специальными машинами для счёта  денег. Если вноситель сдаёт деньги для зачисления на разные счета по нескольким документам, кассир должен принять деньги по каждому документу отдельно.

 Возможна сдача денег  через аппарат инкассации. Приём  сумок с деньгами от аппарата  инкассации после окончания операционного  дня осуществляют вечерние кассы. При приёме сумок кассир вечерней  кассы проверяет накладные и  явочную карточку. После сопоставления  фактического наличия денег с  данными препроводительных ведомостей  на утро следующего дня заведующий  кассой передает накладные для  оформления операций по зачислению  денег  в операционную кассу  и на счета клиентов.

 Новым видом услуг  по приёму денег является приём  денежной наличности в бауле. Клиенты приносят баулы сами  и оставляют их для пересчёта  и приёма денег в приходной  кассе. В баул клиентом вкладываются  препроводительная ведомость и  покупюрная опись денег, находящихся в бауле. После пересчёта денег кассир составляет контрольную ведомость и купюрную опись. Позже из операционного отдела приносят два экземпляра приходного кассового ордера на сумму фактически принятых денег. Кассир подписывает оба экземпляра кассового ордера. Второй экземпляр отдаётся операционному работнику, а первый подшивается в кассовые документы дня.

 Выдача денег предприятиям, организациям и учреждениям на  выплату заработной платы, стипендий, командировочных, хозяйственных и других расходов, производится коммерческими банками в сроки, установленные коллективными договорами, постановлениями правительства, распоряжениями министерств. Сроки выдачи сообщаются предприятиями и организациями в представляемых ежеквартально кассовых заявках.

Для регулирования кассовых ресурсов коммерческие банки составляют календарь выдач заработной платы и других видов оплаты труда рабочих и служащих. Основными документами при выдаче денежных средств расходными кассами являются чеки и расходные кассовые ордера.

Информация о работе Рассчетно-кассовое обслуживание юридических лиц (на примере ОАО «Сбербанк»)