Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает бюджетный процесс. Предметом исследования является действующая система организации бюджетного процесса.
Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса.
2. Изучить процедуры исполнения бюджетного процесса.
3. Проанализировать действующую систему организации бюджетного процесса в России.
4. Выявить проблемы в организации бюджетного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА…….....................................................................................5
1.1. Бюджетный процесс: сущность и содержание………………………………..5
1.2. Процедуры исполнения бюджетного процесса……………………………….8
1.3. Бюджетный процесс в условиях рыночной экономики……………..………..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………......…………………….15
2.1. Анализ мероприятий по обеспечению исполнения расходных обязательств в рамках бюджетного процесса………………………………………………15
2.2. Влияние действующей модели бюджетного процесса на макроэкономическую и финансовую стабильность…………….…………..19
2.3. Анализ правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях…………..22
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..24
3.1. Проблемы действующей системы организации бюджетного процесса……24
3.2. Направления совершенствования системы организации бюджетного процесса……………………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА…….....................................................................................5

1.1. Бюджетный процесс: сущность и содержание………………………………..5

1.2. Процедуры исполнения бюджетного  процесса……………………………….8

1.3. Бюджетный процесс в условиях  рыночной экономики……………..………..9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………......…………………….15

2.1. Анализ мероприятий по обеспечению исполнения расходных обязательств в рамках бюджетного процесса………………………………………………15

2.2. Влияние действующей модели бюджетного процесса на макроэкономическую и финансовую стабильность…………….…………..19

2.3. Анализ правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях…………..22

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..24

3.1. Проблемы действующей системы организации бюджетного процесса……24

3.2. Направления совершенствования системы организации бюджетного процесса……………………………………………………………………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….35 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что бюджетный процесс используется государством как инструмент стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, финансовой поддержки приоритетных сегментов национальной экономики. Повышение социально-экономической результативности бюджетного процесса является основой эффективного выполнения функций государства в экономике и необходимым условием для преодоления негативных тенденций, препятствующих развитию экономики России.

Объектом исследования выступает бюджетный процесс. Предметом  исследования является действующая система организации бюджетного процесса.

Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ.

В соответствии с целью  исследования в работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса.

2. Изучить процедуры исполнения бюджетного процесса.

3. Проанализировать действующую систему организации бюджетного процесса в России.

4. Выявить проблемы  в организации бюджетного процесса.

5. Разработать комплекс  мероприятий по улучшению организации  бюджетного процесса.

Теоретической и методологической основой при написании курсовой работы выступили нормативно-правовые акты, книги, учебные пособия, статьи научных журналов и экономические словари.

В курсовой работе применялись  методы системного анализа, методы классификации  и статистического анализа.

Научная новизна исследования заключается в уточнении механизма  составления проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса мероприятий по повышению эффективности бюджетного процесса.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты бюджетного процесса. Во второй главе проводится анализ системы организации бюджетного процесса РФ. В третьей главе определяются направления улучшения действующего механизма бюджетного процесса.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

 

1.1. Бюджетный процесс:  сущность и содержание

 

 

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента  его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов- участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю над их исполнением. Основными этапами бюджетного процесса являются формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. На всех стадиях прохождения бюджетных показателей осуществляется контроль и проводится их экономический анализ [4, С.112].

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем [14, С.147]:

1. Выявление материальных и финансовых резервов государства.

2. Максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов.

3. Максимально точный расчет расходов бюджетов.

4. Обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов.

5. Согласование бюджетов с реализуемой экономической программой.

6. Осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества: единства бюджетной системы; принцип разграничения доходов и расходов бюджетов; принцип самостоятельности; сбалансированности; гласности; достоверности; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса являются [9, С.110]:

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов, обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии со ст. 153 и 154 БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151 [10, С.142].

В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной трактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующими государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

 

1.2. Процедуры исполнения бюджетного  процесса

 

 

Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти.

Основная его заключается в  реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако, при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса [9, С.129]:

  • исполнения бюджета по доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;
  • исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается. Существует определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми документами. Это позволяет исполнять бюджет в значительной степени в автоматическом режиме [10, С.122].

Например, поступление налоговых доходов в бюджет государства определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение по уровням бюджетной системы и др. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и другие документы, которые четко регламентируют работу налоговых органов.

Информация о работе Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ