Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает бюджетный процесс. Предметом исследования является действующая система организации бюджетного процесса.
Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса.
2. Изучить процедуры исполнения бюджетного процесса.
3. Проанализировать действующую систему организации бюджетного процесса в России.
4. Выявить проблемы в организации бюджетного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА…….....................................................................................5
1.1. Бюджетный процесс: сущность и содержание………………………………..5
1.2. Процедуры исполнения бюджетного процесса……………………………….8
1.3. Бюджетный процесс в условиях рыночной экономики……………..………..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………......…………………….15
2.1. Анализ мероприятий по обеспечению исполнения расходных обязательств в рамках бюджетного процесса………………………………………………15
2.2. Влияние действующей модели бюджетного процесса на макроэкономическую и финансовую стабильность…………….…………..19
2.3. Анализ правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях…………..22
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..24
3.1. Проблемы действующей системы организации бюджетного процесса……24
3.2. Направления совершенствования системы организации бюджетного процесса……………………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Для решения вышеперечисленных  проблем необходимо оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.

 

3.2. Направления  совершенствования системы организации  бюджетного процесса

С целью повышения эффективности и результативности бюджетного процесса Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

1. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

2. Бюджетный процесс должен быть направлен на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Кроме того, бюджетный процесс должен сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.

3. Необходимо  сформировать устойчивый механизм  пенсионного обеспечения на длительную  перспективу, создав условия для  получения достойной пенсии как  тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.

Здесь необходим  широкий комплекс мер, в том числе  упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более  эффективное управление пенсионными накоплениями.

Важную роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального  благосостояния. Следует завершить  все подготовленные мероприятия  по ее введению в действие до конца  текущего года.

4. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.

Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу. К 1 января 2012 года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики. Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста.

Это предполагает принятие активных мер по повышению  качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

При расширении горизонта бюджетного прогнозирования  возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

На федеральном  уровне должна быть сформирована система  мониторинга эффективности бюджетных  расходов, а также оценки эффективности  использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям. В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.

5. Дальнейшее  развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты.

В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов  бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы.

Если программа  не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.

6. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления.

С 1 января 2011 г. должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. По-прежнему требуется оказание вновь созданным муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

6. Практический  переход на современные принципы  осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств. С 2011 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью.

Эти нормы в  максимально возможной степени  следует применять и в переходный период.

Следовательно, с целью контроля за ходом и  исполненением бюджетного процесса целесообразно расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета. Кроме того, необходимо совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

 Бюджетный процесс  регламентируется нормами Бюджетного  кодекса РФ. Составной частью  бюджетного процесса является  бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Время, в течение которого длится бюджетный процесс, именуется бюджетным периодом.

Бюджетный процесс включает в себя стадии:

1) составление проекта  бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):

2) рассмотрение (проект  бюджета рассматривает представительный  орган власти соответствующего  субъекта бюджетного права, порядок  и сроки рассмотрения проекта  бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);

3) исполнение бюджета  (совпадает с бюджетным годом  и длится с 1 января по 31 декабря,  заключается в обеспечении полного  и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);

4) составление и утверждение  отчета об исполнении бюджета.

Сформированные к настоящему времени принципы и механизмы  бюджетного федерализма и финансовых основ местного самоуправления обеспечивают необходимые предпосылки для повышения эффективности деятельности органов публичной власти всех уровней, осуществления ими своих полномочий в рамках бюджетного процесса, проведения ими ответственной бюджетной политики и совершенствования управления общественными финансами.

Исходя из этого политика в сфере реализации бюджетного процесса должна быть основана на стабильности законодательно закреплённого разграничения  расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.

В современных условиях основном требованием, предъявляемым к бюджетному процессу является долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.

Первоочередными проблемами, которые необходимо разрешить, в  рамках реализации бюджетного процесса являются несбалансированность бюджетов; неэффективность структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы; отсутствие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов; несовершенство налоговой системы как основного источника доходов бюджетов всех уровней.

Для решения проблем в сфере бюджетного процесса необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий организационно-правового характера.

  1. Выделение субсидий субъектам Российской Федерации исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами Российской Федерации в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации.
  2. Создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления.
  3. Дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
  4. Обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  5. Переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на структурные преобразования.
  6. Направленность бюджетного процесса на обеспечение сбалансированного развития экономики, с целью снижения инфляции.
  7. Усиление роли бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу.
  8. Формирование устойчивого механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.
  9. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2010. – 512 с.
  2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрииляна. – М.:      Правовая культура, 2008. – 325 с.
  3. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы. – М.: Центр, 2010. – 128 с.
  4. Тальнишник Т.Г. Основы экономической теории: Учеб. пособие для студен. сред. проф. учеб. заведений. – М.: ИНФРА, 2008. – 367 с.
  5. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. – М.: Экзамен, 2009. – 387 с.
  6. Деньги, кредит, банки / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 589 с.
  7. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.:       Финансы и статистика, 2009. – 247 с.
  8. Мамедов О. Современная экономика Лекционный курс: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 548 с.
  9. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс учебное пособие для студентов учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 288 с.
  10. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2008. – 464 с.
  11. Райзберг Б.А. Основы экономики. – М: ИНФРА, 2009. – 714 с.
  12. Сидорович А.В. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие МГУ им. М.В.Ломоносова, 2-е издание перераб и доп. – М.: Издательство дело и сервис, 2008. – 832 с.
  13. Справочник финансиста. / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Финансы, 2009. – 259 с.
  14. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика,   2010. – 458 с.
  15. Финансы / Под ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт, 2010. – 351 с.
  16. Финансы, денежное обращение, кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 367 с.
  17. Финансы, денежное обращение, кредит /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 246 с.
  18. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2008. – 281 с.
  19. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: ЭКОНОМИТЪ, 2008. – 429 с.
  20.   Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория. – М.: ИНФРА, 2010. – 714 с.
  21. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская А.Р. Основы экономики. - СПб.: МиМ, 2008. – 214 с.
  22. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е издание, перераб. и доп. - М: ИНФРА-М, 2010. – 480 с.
  23. Финансовый словарь / Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш., Рузберт Б.А. – М.: ИНФРА. 2010. – 378 с.
  24. Экономика. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Под. ред. А.И.Архипов, А.И. Нестеренко, А.К.Большакова. - М.: ПБОЮЛ, 2009.-784 с.
  25. Экономическая теория: Учебник для  вузов / К. Ховард, Г.Журавлева, Н. Эриашвили – М.: Банки и биржи  ЮНИТИ, 2009. – 278 с.
  26. Ходорович М.И. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации / Финансы, 2010. - № 10. - С.15
  27. http://www.minfin.ru/ru/reforms/budget/results - официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // Основные результаты и направления бюджетной политики на 2009 год и период до 2012 года.

Информация о работе Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ