Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает бюджетный процесс. Предметом исследования является действующая система организации бюджетного процесса.
Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса.
2. Изучить процедуры исполнения бюджетного процесса.
3. Проанализировать действующую систему организации бюджетного процесса в России.
4. Выявить проблемы в организации бюджетного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА…….....................................................................................5
1.1. Бюджетный процесс: сущность и содержание………………………………..5
1.2. Процедуры исполнения бюджетного процесса……………………………….8
1.3. Бюджетный процесс в условиях рыночной экономики……………..………..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………......…………………….15
2.1. Анализ мероприятий по обеспечению исполнения расходных обязательств в рамках бюджетного процесса………………………………………………15
2.2. Влияние действующей модели бюджетного процесса на макроэкономическую и финансовую стабильность…………….…………..19
2.3. Анализ правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях…………..22
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..24
3.1. Проблемы действующей системы организации бюджетного процесса……24
3.2. Направления совершенствования системы организации бюджетного процесса……………………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение исполнения расходных обязательств Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Существенной частью расходных обязательств Российской Федерации являются публичные нормативные обязательства по выплате пенсий и пособий, исполняемые за счет средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Доходы бюджетов указанных фондов в значительной части формируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета как «общего», так и целевого характера. Минфин России (совместно с Минздравсоцразвития России и органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) определяет объем указанных трансфертов и осуществляет их перечисление в ходе исполнения федерального бюджета (Приложение 3). Конечным результатом решения задачи должно стать полное, безусловное и эффективное исполнение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Создание  условий для повышения качества финансового менеджмента главных  распорядителей средств федерального бюджета.К середине 2007 года заложены и законодательно закреплены внешние условия для повышения эффективности управления бюджетными средствами, включая внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, повышения качества управления бюджетными средствами и стимулы для повышения эффективности функционирования бюджетного сектора. Существенным образом изменился бюджетный процесс в целом, что повлекло за собой изменения на всех стадиях: планирование, исполнение и контроль за исполнением бюджета. Произошедшие изменения требуют «иного» качества финансового управления (менеджмента) на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета. Таким образом, дальнейшая реформа бюджетного процесса должна сосредоточиться на внедрении в общественный сектор современных процедур и методов финансового менеджмента.

Переход к программному бюджету, планирующийся в рамках реализации Программы Правительства  Российской Федерации по повышению  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, повышает актуальность решения задачи по совершенствованию качества финансового менеджмента (Приложение 4).

Таким образом, реформирование финансового менеджмента, инициированное Минфином России в рамках повышения  эффективности управления общественными  финансами, делится на три основные составляющие нормативное регулирование финансового менеджмента;  создание внутренних правил и процедур финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета; совершенствование финансового менеджмента государственных учреждений.

Конечным результатом решения данной задачи является систематическая реализация главными распорядителями средств федерального бюджета мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Выработка государственной  политики в сфере валютной деятельности  
и обеспечение контроля за соблюдением бюджетного и валютного законодательства (Приложение 5).

Неотъемлемой частью работы Минфина России является выработка  государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной  и валютной деятельности, в том числе в целях обеспечения контроля за соблюдением требований бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации. Целями указанной деятельности Минфина России и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются повышение эффективности и прозрачности управления государственными финансами, усиление ответственности в использовании средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации, развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в современных  условиях в ходе бюджетного процесса исключительное внимание уделяется  разработке и реализации в среднесрочной перспективе (трех летний бюджет) мероприятий по обеспечению исполнения расходных обязательств во всех секторах экономики, при этом бюджет сохраняет свою социально-экономическую направленность.

 

2.2. Влияние  действующей модели бюджетного  процесса на макроэкономическую и финансовую стабильность

Необходимым условием экономического роста страны является макроэкономическая стабильность и устойчивость государственных финансов является. С этой целью Минфин России регулирует денежное предложение посредством накопления или расходования государственных финансовых резервов. Для макроэкономической и финансовой стабильности Минфин в рамках бюджетного процесса реализует следующие задачи.

Обеспечение устойчивости федерального бюджета к неблагоприятным  внешним воздействиям, эффективной координации бюджетной и денежно-кредитной политики, а также долгосрочной бюджетной устойчивости и стабильности. Проведение предсказуемой бюджетной политики, скоординированной с денежно-кредитной политикой и обеспечивающей долгосрочную устойчивость бюджетной системы. Конечным результатом решения этой задачи должно стать соответствие практики и процедур бюджетного планирования и прогнозирования принципам эффективного и ответственного управления общественными финансами, надежное прогнозирование, планирование и формирование среднесрочных бюджетов, а также их исполнение в соответствии с планами [26, С.17].

В случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры должны использоваться средства Резервного фонда, обеспечивающего исполнение расходных обязательств Российской Федерации и являющегося источником дополнительного денежного предложения. Задачей Министерства является обеспечение исполнения этих функций Резервного фонда, а также эффективное управление его средствами в соответствии с законодательно установленными требованиями и ограничениями. В связи с реализацией взвешенной политики по использованию средств Фонда национального благосостояния, направленной на обеспечение безусловного исполнения обязательств Российской Федерации, прежде всего в сфере пенсионного обеспечения граждан, финансирование дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годы будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. В данной связи в 2010 году на срок до 1 января 2014 года была приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В связи с приостановлением норм Бюджетного кодекса Российской Федерации в части распределения нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния до 2014 года пополнение указанных фондов в 2011-2013 годах не планируется.

Одним из основных факторов, стимулирующих  экономический рост и способствующих макроэкономической стабильности, является уровень развития финансовых и кредитных институтов, банковского и валютного законодательства, регулирования финансовых рынков. Совершенствование нормативной правовой базы для устойчивого функционирования и развития финансовых рынков и кредитных институтов. Устойчивое функционирование и развитие банковского сектора и финансовых рынков создают необходимые предпосылки для обеспечения общей стабильности финансовой системы, защиты сбережений граждан и привлечения инвестиций.

Государственная поддержка  по повышению устойчивости и ликвидности банковской системы и финансовых рынков. Конечными результатами решения задачи должны стать увеличение капитализации банковской системы и рост объема ее услуг, снижение средней процентной ставки по кредитам экономике

Таким образом, существующая модель организации бюджетного процесса охватывает все направления экономической и социальной жизни общества, тем не менее, несмотря на весь комплекс реализуемых и планируемых мероприятий, итогами реализации бюджета 2009-2010 года является бюджетный дефицит в 7 и 5 процентов соответственно,  а, следовательно необходимы мероприятия по оптимизации правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях.

 

2.3. Анализ правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях

 

 

В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, предусмотрена разработка методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по составлению программ повышения эффективности бюджетных расходов субъектов Российской Федерации. В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти возрастает значение механизмов поддержки проводимых на региональном и местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами. Решение этой задачи обеспечивается путем проведения мониторинга соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации, а также разработки методических рекомендаций по стабилизации финансовой системы на региональном и муниципальном уровнях.

С целью повышения качества управления общественными финансами на нижестоящих уровнях власти создаются институциональные условия. Предоставление субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных и муниципальных финансов позволило создать достаточные стимулы региональным и муниципальным органам власти для внедрения передовых методов управления общественными финансами.

Для повышения качества и результативности таких программ предполагается разработать стимулирующий механизм, предусматривающий предоставление субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов на конкурсной основе. Конечным результатом решения данной задачи является соблюдение в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях требований бюджетного законодательства, а также повышение качества управления региональными и муниципальными финансами.

Выравнивание доступа граждан к государственным и муниципальным услугам, путем предоставления в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ и бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ в рамках единой нормативно-правовой и методической базы. Конечным результатом решения данной задачи является проведение бюджетного выравнивания в рамках единой методики на прозрачной и объективной основе с использованием стимулирующих механизмов, наращивание налоговых и неналоговых доходов. Эффективная и надежная финансовая система создает предпосылки для устойчивого развития отечественной экономики. Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач: совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита, регулирование и развитие страхового сектора, укрепление финансовой базы исполнения социальных обязательств государства на основе накопления и инвестирования средств, государственное регулирование отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Для достижения данной цели в рамках бюджетного процесса решаются следующие задачи:

1. Совершенствование правил и процедур бухгалтерского учета и аудита.

2. Повышение  качества и доступности информации  
о бюджетной системе Российской Федерации.

3. Укрепление  финансовой базы исполнения социальных  обязательств государства на  основе накопления и инвестирования  средств.

4. Своевременная и качественная подготовка проекта сводной сметы чрезвычайных расходов на соответствующий особый период.

ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ  СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

3.1. Проблемы действующей  системы организации бюджетного процесса

 

 

Современное социально-экономическое  состояние общества и территорий свидетельствует о необходимости  усиления регулирующей роли государства  в разрешении ряда проблем в бюджетной  сфере. Анализ состояния бюджетной  системы в течение ряда последних лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоять следующие [27]:

  • сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
  • оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
  • обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
  • повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований;
  • перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
  • усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

 

- оптимизировать бюджетную  систему на основе обобщения  теории и реализации ее положений  в практику бюджетного процесса.

По итогам анализа  бюджетного процесса в 2008-2010 годах можно  сделать вывод, что обозначились следующие проблемы:

  • подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики;
  • устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;
  • сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;
  • расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверхбогатых, что породило противоречия между социальными группами населения;
  • зависимость территориальных образований от центра (территориальных бюджетов от федерального бюджета), что привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни общества и территорий.

Информация о работе Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ