Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступает бюджетный процесс. Предметом исследования является действующая система организации бюджетного процесса.
Целью курсовой работы является разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса.
2. Изучить процедуры исполнения бюджетного процесса.
3. Проанализировать действующую систему организации бюджетного процесса в России.
4. Выявить проблемы в организации бюджетного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА…….....................................................................................5
1.1. Бюджетный процесс: сущность и содержание………………………………..5
1.2. Процедуры исполнения бюджетного процесса……………………………….8
1.3. Бюджетный процесс в условиях рыночной экономики……………..………..9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………......…………………….15
2.1. Анализ мероприятий по обеспечению исполнения расходных обязательств в рамках бюджетного процесса………………………………………………15
2.2. Влияние действующей модели бюджетного процесса на макроэкономическую и финансовую стабильность…………….…………..19
2.3. Анализ правительственных программ по обеспечению надежности и прозрачности бюджетного процесса в современных условиях…………..22
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..24
3.1. Проблемы действующей системы организации бюджетного процесса……24
3.2. Направления совершенствования системы организации бюджетного процесса……………………………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Многие виды расходов бюджета также жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и межбюджетным трансфертом. Если бюджетная система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть ее доходов и расходов. В процессе исполнении бюджета нередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников.

Таким образом, образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемая свободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджет и не подлежит изъятию.

 

 

1.3. Бюджетный процесс  в условиях рыночной экономики

 

 

При принятии проекта  федерального бюджета Правительство  стремится к сохранению сбалансированности государственных финансов, а значит, и устойчивости всех основных параметров макроэкономической стабильности. Позиция Партии остаётся неизменной и состоит в проведении ответственной бюджетной политики. В 2012 г. доходная часть бюджета составит 11,8 трлн руб., а расходы – 12,7 трлн руб. Таким образом, бюджетный дефицит запланирован на уровне 1,5% от ВВП. По расчетам специалистов, в 2014 г. дефицит федерального бюджета сократится вдвое и составит примерно 0,7% от ВВП.

Для сокращения дефицита федерального бюджета необходим  качественный рост экономики, изменение её структуры, снижение зависимости от сырьевой конъюнктуры. Планируется, что ненефтегазовые доходы бюджета в ближайшие годы увеличатся и в абсолютных, и в относительных цифрах. Правительство РФ намерено стимулировать наращивание налогового потенциала в субъектах Федерации. Для поощрения регионов с лучшими результатами в развитии предпринимательства и привлечении инвестиций в федеральном бюджете на 2012 г. предусмотрено 10 млрд руб. Подобные поощрения могут также направляться с регионального уровня муниципальным образованиям. Принципиальная позиция Партии состоит в том, что налоговые инструменты должны соответствовать макроэкономическим условиям и отвечать требованиям социальной справедливости. Так, со следующего года будет увеличена налоговая нагрузка на газовую отрасль. В то же время будет ограничен рост тарифов на газ. Также будет снижена ставка тарифа страховых платежей в Пенсионный фонд, Социальный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования для основного круга плательщиков с нынешних 34% до 30%. При этом для той части заработков, которая превышает 512 тыс. руб. в год, эта ставка будет на 10% больше. Предусматриваются льготы для малого бизнеса в производственной и социальной сферах, а также для некоммерческих и благотворительных организаций в сфере социального обслуживания. Для них ставка снижена до 20% [5, С.154].

Согласно расчетам Минэкономразвития, темпы роста ВВП увеличатся с 3,7% в 2012 г. до 4,6% в 2014 г., промышленного  производства – с 3,4% до 4,2%, реальной заработной платы – с 5,1% до 6,3%, а реальные располагаемые доходы населения – с 5% до 5,3%.

По даннм Министерства финансов Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

Сейчас в ходе подготовки проекта трёхлетнего бюджета  нужно очень внимательно подойти  к вопросу о дополнительном финансировании действующих федеральных программ, и прежде всего прошу исходить из требования радикального повышения  эффективности использования бюджетных ресурсов, в целом ориентироваться на рачительное отношение к деньгам государства. Макроэкономическая динамика сейчас весьма благоприятна, и мы знаем об этом. Однако мы должны понимать, что дефицит федерального бюджета все-таки сохранится на ближайшее время, и от жесткой бюджетной политики, от сдерживания роста расходов нам отказываться нельзя.

В соответствии со сроками, установленными в Бюджетном кодексе, в Государственную Думу Правительством внесен проект бюджета. Мы считаем рассмотрение этого законопроекта ключевой задачей осенней сессии. Объем работы большой – порядка 11 тысяч страниц текста. В последние годы стало традицией предварительное обсуждение основных параметров бюджета в режиме «нулевого чтения» с участием депутатов и представителей Правительства. В этом году формат предварительных консультаций был существенно расширен, они проходили в том числе на площадках Общероссийского народного фронта. Безусловно, высказанные в ходе дискуссий предложения помогут нам в дальнейшей работе над бюджетом. Главные задачи, который должен решать новый бюджет, – это повышение качества жизни людей, стимулирование инновационного роста, обеспечение безопасности [8, С.11].

 

 Федеральный бюджет  на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. – самый важный экономический документ страны на ближайшие годы. Бюджет должен обеспечить процесс нормального посткризисного развития, создать условия для комплексной модернизации экономики и дальнейшего повышения качества жизни людей.

В текущем году в бюджете выделено 190 млрд руб. на региональные программы модернизации здравоохранения. В 2012 г. на обновление материально-технической базы медицинских учреждений и повышение стандартов оказания медицинской помощи будет направлено ещё 195 млрд руб. Кроме того, будет увеличен объём бюджетного финансирования приоритетного национального проекта «Здоровье» – до 145 млрд руб. Эти средства пойдут на дополнительные выплаты медицинскому персоналу, закупку современных диагностических средств и препаратов, улучшение профилактики и лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, то есть по приоритетным направлениям.

С 1 июня 2011 г. были удвоены  стипендии ординаторам и интернам. С начала учебного года на 9% был увеличен стипендиальный фонд федеральных вузов, с 1 сентября 2012 г. он вырастет ещё на 6%. В 2012 г. будет продолжен партийный проект по поддержке российской школы: на эти цели будет направлено ещё 60 млрд руб. Уже в 2012 г. зарплата учителей будет выведена на уровень средней по экономике по всем субъектам Российской Федерации. Будет продолжаться реализация партийного проекта «Детские сады – детям». В течение трёх лет за счёт федерального бюджета будет направлено 10 млрд рублей на поддержку дошкольного образования. В целом расходы федерального бюджета на образование в будущем году возрастут на 7% и составят около 600 млрд руб [23, С.15].

В будущем году будет  продолжена реализация демографических  программ, увеличен размер материнского капитала: он составит 387 тыс. 640 руб. (в 2011 г. – 365 тыс. 700 руб.). Этот инструмент поддержки семей отлично себя зарекомендовал, оказался очень востребован, особенно для улучшения жилищных условий. В этой связи было принято решение о выделении дополнительных бюджетных средств на материнский капитал – 70 млрд рублей на ближайшие три года. Будут также повышены пособия при рождении ребёнка (до 12 тыс. 400 руб.) и проиндексированы выплаты по уходу за детьми (с 1 января 2012 г. они вырастут на 6%).

На цели пенсионного обеспечения в будущем году будет направлено 5,2 трлн руб. С 1 февраля 2012 г. трудовые пенсии вырастут на 7%, а с 1 апреля – ещё на 2,4%. Также с 1 апреля будет увеличена социальная пенсия – на 14,1%. В результате средняя трудовая пенсия в будущем году составит около 9,3 тыс. руб. в месяц, а средняя социальная пенсия – около 5,7 тыс. руб. в месяц. Кроме того, будут полностью выполнены обязательства по обеспечению жильём ветеранов ВОВ. В бюджете будущего года на эти цели предусмотрено 18 млрд руб [27].

В бюджете прописаны  четкие меры по модернизации национальной экономики. В 2012 г. будут увеличены  ассигнования по такому направлению, как  государственные гарантии: их объём  возрастёт до 700 млрд руб. Всего на поддержку качественного роста  экономики в 2012 г. планируется направить 2 трлн руб., причём государство не будет стремиться подменить бизнес в тех или иных сферах – напротив, будет всячески стимулировать и поощрять деловые инициативы и будет подставлять плечо для перспективных проектов. На техническое перевооружение промышленных предприятий, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и её продвижение на рынок в бюджете предусмотрено 156 млрд руб. Приоритетными отраслями по-прежнему будут авиастроение и судостроение и, конечно, автопром. Кроме того, расходы на развитие фармацевтической и медицинской промышленности будут более чем удвоены – до 10 млрд руб.

Полноценное развитие экономики  страны невозможно без укрепления её базы – науки и техники. На эти  цели в 2012 г. Партия и Правительство планируют направить 323 млрд руб. На космос и телекоммуникации будет направлено 161 млрд руб. (в том числе на развитие и использование системы ГЛОНАСС – 20,5 млрд), на стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение – почти 40 млрд руб., на перспективные разработки в сфере атомной энергетики – 17 млрд руб.

В 2012 г. на жилищные программы  будет выделено 179 млрд руб. Будет  продолжено обновление дорожной сети. Всего в течение ближайших  трёх лет на автодороги будет направлено более 1,3 трлн руб., в том числе на строительство и реконструкцию федеральных магистралей – 678 млрд. Партия и Правительство намерены активно развивать транспортный комплекс страны, модернизировать аэропорты, речные порты, железные дороги. В общей сложности на эти цели будет выделено 276 млрд руб. Будет оказана поддержка региональным авиаперевозчикам, например, на Крайнем Севере, будет продолжена программа льготных перелетов для жителей Дальнего Востока и Калининградской области. И, конечно, особое внимание будет уделено вопросам обеспечения безопасности на транспорте.

На развитие АПК в 2012 г. выделяется 136 млрд руб. Практически  половина этих средств пойдет на компенсацию  процентов по кредитам для сельхозпроизводителей.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в этом году впервые государство работало над проектом федерального бюджета совместно с общественными объединениями, лидерами общественного мнения и гражданскими активистами в рамках Общероссийского народного фронта. Появилась новая политическая традиция – чтение бюджета с гражданским обществом. В результате, были учтены пожелания тысяч людей.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

2.1. Анализ мероприятий по обеспечению  исполнения расходных обязательств в рамках бюджетного процесса

При подготовке и организации  исполнения бюджета Минфин России учитывает  необходимость выполнения обеспечения  всех расходных обязательств Российской Федерации.

Министерство в рамках своей компетенции обеспечивает поддержание приемлемого объема расходных обязательств, в частности путем внесения предложений по оптимизации действующих и соблюдению установленных процедур принятия новых обязательств. Кроме того, на достижение этой цели направлена работа Минфина России и Федерального казначейства по управлению ликвидностью единого счета федерального бюджета. Показателями достижения данной цели является полное и своевременное исполнение расходных обязательств.Внешними условиями, необходимыми для достижения данной цели, являются предоставление субъектами бюджетного планирования и Банком России документов в сроки, установленные графиком разработки проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также действия главных распорядителей средств федерального бюджета по совершенствованию системы финансового менеджмента.

В современных кризисных  условиях возникает необходимость полного выполнения социальных обязательств, а также финансового обеспечения антикризисных мероприятий, предусмотренных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах от 25 мая 2009 года.

Для достижения данной цели в рамках бюджетного процесса реализуются следующие задачи. Своевременная и качественная подготовка проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Конечным результатом решения данной задачи является принятый в установленные сроки и соответствующий требованиям бюджетного законодательства федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период (Приложение 1). Непосредственные результаты регулятивной деятельности Минфина России по выполнению данной задачи выражаются в следовании принципам ответственного управления общественными финансами, предполагающим введение среднесрочного финансового планирования, анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, улучшение качества прогнозирования основных параметров федерального бюджета на средне- и долгосрочную перспективу. Ключевым условием разработки проекта бюджета также является надежность и обоснованность бюджетных прогнозов.

С 2007 года осуществлен  переход к формированию и утверждению  федерального бюджета на трехлетний период. В связи с кризисными явлениями в 2009 году было приостановлено действие отдельных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и на трехлетний период были утверждены только основные параметры федерального бюджета. При подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2011-2013 годы действие норм, касающихся трехлетнего бюджета, восстановлено [26, С.18].

Организация и обеспечение  исполнения федерального бюджета и  формирование бюджетной отчетности. Конечным результатом решения данной задачи является утверждение федеральным законом отчета об исполнении федерального бюджета (Приложение 2). Решение этой задачи предполагает организацию исполнения федерального бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства при минимальном по значению и максимально обоснованном отклонении от утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете параметров, реализацию концепции функционирования Единого счета Федерального казначейства (ЕКС), обеспечивающего сокращение потребности в краткосрочных заимствованиях, учет бюджетных обязательств в органах Федерального казначейства. Своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении федерального бюджета позволяет оценить степень выполнения расходных обязательств Российской Федерации, предоставить участникам бюджетного процесса необходимую для анализа, планирования и управления бюджетными средствами информацию, обеспечить подотчетность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств, оценить финансовое состояние бюджетных учреждений.

Информация о работе Разработка комплекса мероприятий по улучшению действующей системы организации бюджетного процесса РФ