Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать развитие финансового контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
рассмотреть виды и формы финансового контроля;
дать общую характеристику органам государственного контроля.
выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Содержание финансового контроля ……………………………………... 5
1.1. Сущность финансового контроля ………………………………………. 5
1.2. Формы и способы проведения финансового контроля ………………... 9
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль ……………………..14
2. Развитие и современное состояние финансового контроля …………… 22
2.1. История развития финансового контроля в России ………………….. 22
2.2. Проблемы осуществления и пути совершенствования финансового контроля ………………………………………………………………………. 26
2.3. Развитие аудиторского контроля ……………………………………… 31
2.4. Развитие внутрихозяйственного контроля …………………………… 34
2.5. Современное состояние финансового контроля за рубежом (на примере Франции и Канады) …………………………………………………………… 38
Заключение …………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы …………………………………….. 45
Контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 09.06 2004г. № 729, функциями которого являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительных власти. Основными задачами этого органа являются:
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, являющее федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.
Министерство финансов
России выполняет следующие
В ведении Министерства финансов РФ находятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство. [8]
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора Российской Федерации является
федеральным органом
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.
Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны. На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в целях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; борьба с контрабандой и иными преступлениями административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли.
Федеральное казначейство
является федеральным органом
Наряду с общегосударственными контрольными органами в стране действует ряд специализированных служб финансового контроля, выполняющих тематические проверки по профилю их вышестоящих организаций. Их деятельность регламентируется соответствующими законодательными нормами и инструкциями вышестоящих организаций.
2. РАЗВИТИЕ
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
2.1. История развития финансового контроля в России
История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча. В этот период существование государства обеспечивали три вида финансовых органов:
В правление Ивана III для управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.
При становлении династии
Романовых взаимоотношения
Вступление на русский престол Петра I (1682-1725) и его реформы стали важнейшим этапом в истории России. Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.
В 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.
При Николае I счетные отделения Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.
Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты.
В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. В этом законе были кодифицированы и закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности Государственного контроля, которые произошли со времени реформы, проведенной Государственным контролером Российской Империи В.А. Татариновым (1863–1871). Выполнение возложенных на Государственный контроль функций распределялось между его центральными ревизионными учреждениями и местными ревизионными органами. Центральными ревизионными учреждениями являлись:
Возглавляли департаменты генерал - контролеры. Местными учреждениями Государственного контроля являлись контрольные палаты и специальные местные учреждения Государственного контроля.
Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.
После Октябрьской революции 1917 г. государственному финансовому контролю уделялось видное место в осуществлении экономической политики новой власти. 5 декабря 1917 г. декретом был образован Народный комиссариат государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. 7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ), руководителем которого был также назначен И.В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 г. [10]
В советское время сложилась система, при которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.
Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.
Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.
И дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем демократическому государству.
2.2. Проблемы
осуществления и пути
В настоящее время экономика Российской Федерации несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, недостаточно эффективной работы системы государственного финансового контроля. Одним из важнейших условий эффективного функционирования любой системы является устойчивая база. Для государственного контроля в роли такой базы выступает законодательство, а в сфере государственного финансового контроля, где возникают постоянные споры и пересечения интересов, сбалансированное законодательство является еще и подспорьем к увеличению эффективности функционирования этой системы.
Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.
Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России. [9]
В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России: