Развитие финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать развитие финансового контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
рассмотреть виды и формы финансового контроля;
дать общую характеристику органам государственного контроля.
выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Содержание финансового контроля ……………………………………... 5
1.1. Сущность финансового контроля ………………………………………. 5
1.2. Формы и способы проведения финансового контроля ………………... 9
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль ……………………..14
2. Развитие и современное состояние финансового контроля …………… 22
2.1. История развития финансового контроля в России ………………….. 22
2.2. Проблемы осуществления и пути совершенствования финансового контроля ………………………………………………………………………. 26
2.3. Развитие аудиторского контроля ……………………………………… 31
2.4. Развитие внутрихозяйственного контроля …………………………… 34
2.5. Современное состояние финансового контроля за рубежом (на примере Франции и Канады) …………………………………………………………… 38
Заключение …………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы …………………………………….. 45

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc 2.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

Контрольное управление Президента РФ действует на основе Указа Президента РФ от 09.06 2004г. № 729, функциями которого являются контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительных власти. Основными задачами этого органа являются:

    • организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей;
    • взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов;
    • контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ;
    • организация и проведение проверок и другие. [7]

Важнейшее место в  системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, являющее федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство финансов России выполняет следующие контрольные  функции:

    • представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;
    • координирует политику федеральных органов исполнительной власти; участвует в разработке порядка и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платёжеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью;
    • участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок;
    • проводит ревизии.

В ведении Министерства финансов РФ находятся: Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство. [8]

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной  сфере, а также функции органа валютного контроля. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются: проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Постановлением Правительства  РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении  Положения о Федеральной налоговой службе" определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы. Федеральная налоговая служба представляет собой единую централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государственного управления. Задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба обеспечивает непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразное применение таможенного законодательства на территории всей страны. На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в целях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взиманию; борьба с контрабандой и иными преступлениями административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внешней торговли.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнение бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. На органы Казначейства возложено выполнение следующих задач в части в части финансового контроля: осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администрирование источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.

Наряду с общегосударственными контрольными органами в стране действует  ряд специализированных служб финансового  контроля, выполняющих тематические проверки по профилю их вышестоящих организаций. Их деятельность регламентируется соответствующими законодательными нормами и инструкциями вышестоящих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗВИТИЕ  И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

2.1. История развития финансового контроля в России

 

История финансового  контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской  Правде (11век). Именно в этом документе  в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего  должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством. Созданный Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча. В этот период существование государства обеспечивали три вида финансовых органов:

  • органы, собиравшие подати и наблюдавшие за исполнением повинностей (прямые налоги);
  • органы, взимавшие заставные пошлины;
  • органы, взимавшие торговые пошлины.

В правление Ивана III для  управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения - "большая соха", тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

Вступление на русский  престол Петра I (1682-1725) и его реформы стали важнейшим этапом в истории России. Реформы Петра 1 изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В 19 веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения  Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились  штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты.

В 1892г. в России был  принят Закон о Государственном  контроле. В этом законе были кодифицированы и закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности Государственного контроля, которые произошли со времени реформы, проведенной Государственным контролером Российской Империи В.А. Татариновым (1863–1871). Выполнение возложенных на Государственный контроль функций распределялось между его центральными ревизионными учреждениями и местными ревизионными органами. Центральными ревизионными учреждениями являлись:

  • Департамент гражданской отчетности;
  • Департамент военной и морской отчетности;
  • Департамент железнодорожной отчетности;
  • Департамент кредитной отчетности.

 Возглавляли департаменты  генерал - контролеры. Местными учреждениями Государственного контроля являлись контрольные палаты и специальные местные учреждения Государственного контроля.

Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

После Октябрьской революции 1917 г. государственному финансовому  контролю уделялось видное место  в осуществлении экономической  политики новой власти. 5 декабря 1917 г. декретом был образован Народный комиссариат государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. 7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ), руководителем которого был также назначен И.В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 г. [10]

В советское время  сложилась система, при которой  Государственный контроль состоял  из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993г. Конституция  РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В  ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен  вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для  осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет федерации  и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

И дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем демократическому государству.

 

2.2. Проблемы  осуществления и пути совершенствования  финансового контроля

В настоящее время  экономика Российской Федерации  несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины, недостаточно эффективной работы системы государственного финансового контроля. Одним из важнейших условий эффективного функционирования любой системы является устойчивая база. Для государственного контроля в роли такой базы выступает законодательство, а в сфере государственного финансового контроля, где возникают постоянные споры и пересечения интересов, сбалансированное законодательство является еще и подспорьем к увеличению эффективности функционирования этой системы.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

Проблемы обеспечения  единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Принятые поправки в  Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России. [9]

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность  государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что  в настоящее время в России:

Информация о работе Развитие финансового контроля