Развитие финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать развитие финансового контроля как элемента финансового механизма.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
рассмотреть виды и формы финансового контроля;
дать общую характеристику органам государственного контроля.
выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Содержание финансового контроля ……………………………………... 5
1.1. Сущность финансового контроля ………………………………………. 5
1.2. Формы и способы проведения финансового контроля ………………... 9
1.3. Органы, осуществляющие финансовый контроль ……………………..14
2. Развитие и современное состояние финансового контроля …………… 22
2.1. История развития финансового контроля в России ………………….. 22
2.2. Проблемы осуществления и пути совершенствования финансового контроля ………………………………………………………………………. 26
2.3. Развитие аудиторского контроля ……………………………………… 31
2.4. Развитие внутрихозяйственного контроля …………………………… 34
2.5. Современное состояние финансового контроля за рубежом (на примере Франции и Канады) …………………………………………………………… 38
Заключение …………………………………………………………………… 43
Список использованной литературы …………………………………….. 45

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc 2.doc

— 469.50 Кб (Скачать файл)

1. Прежде всего –  это проблема разработки единой  концепции государственного финансового  контроля, как системы общепринятых  взглядов на цели, способы, формы  и задачи государственного финансового  контроля. Именно поэтому первым  и важнейшим этапом в создании общегосударственной системы государственного финансового контроля является выработка и принятия ее концепции.

2. Отсутствие федерального  закона, определяющего возможности  государственного финансового контроля  в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны. Принципиальное значение имеет строгое установление задач и целей государственного финансового контроля. Еще одна концептуальная проблема закона - нужно ли в федеральном законе устанавливать положения по формированию и функционированию органов государственного финансового контроля субъекта Федерации? Думается, что это крайне необходимо, чтобы вся система единого государственного финансового контроля в стране строилась на единых принципах.

3. Одна из основных  проблем эффективного функционирования  государственного финансового контроля - отсутствие адекватных мер к  нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений бюджетного законодательства, и Кодексом об административных правонарушениях РФ, предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. В 2003 году введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, однако привлечение виновных в бюджетных нарушениях лиц в соответствии с указанными кодексами не возможно, т. к. в Бюджетном кодексе РФ понятие «бюджетное правонарушение» отсутствует. Вместо него используется понятие «нарушение бюджетного законодательства».

4. Существует объективная  необходимость в корректном и  гибком планировании контрольными  органами своих планов проверок, своевременном осуществлении проверок и ревизий в процессе исполнения бюджета (текущий контроль), поскольку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения. Практика показывает, что контрольные органы, выявив факты нецелевого использования бюджетных средств в ревизуемых периодах, в большинстве случаев не могут рассчитывать на преследование виновных лиц в административном порядке в виду истечения сроков давности.

5. Серьезное препятствие  для успешного осуществления  экономических реформ в числе  прочих - достаточно громоздкая структура  органов государственного финансового  контроля. Задачи органов государственного  финансового контроля недостаточно  конкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Они должны более тесно взаимодействовать между собой при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Многие авторы выдвигают мнение о необходимости создания специального высшего органа государственного финансового контроля. Однако практическое осуществление этого предложения может привести к дальнейшему «разбуханию» уже существующего массива контролирующих органов. Данную задачу возможно решить путем дальнейшего укрепления правового статуса уже существующей Счетной палаты РФ, статус которой как контрольного органа закреплен Конституцией РФ. Имеет смысл наделить Счетную палату РФ дополнительными полномочиями по координации деятельности всех субъектов государственного финансового контроля, правом непосредственной законодательной инициативы по вопросам финансового контроля, правом рассматривать дела об административных правонарушениях в области законодательства о финансовом контроле, правом обращения с иском в суды, что пока не решено в действующей нормативной базе.

6. На данном этапе  у органов финансового контроля  отсутствуют единые нормы, стандарты  и правила проведения внутреннего  финансового контроля, утвержденные  законодательно. Необходима система  общих для всех контрольных органов и обязательных для выполнения стандартов. Подготовка и принятие этой системы стандартов (правил) осуществления финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств является насущной задачей. Разработку стандартов необходимо возложить на Министерство финансов РФ, как органу, имеющему опыт регулирования аудиторской деятельности и разработки стандартов для независимых аудиторов.

7. Одной из ключевых  проблем остается проблема подготовки  кадров контрольных органов. Необходимость  регулярного повышения квалификации и профессионального уровня, участия сотрудников контрольных органов в различных учебных мероприятиях и обмена опытом обусловлена постоянным изменением действующей нормативно-правовой базы. [12]

В связи с этими  проблемами существует необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

 Преодоление бессистемности  осуществления государственного  финансового контроля и его  правовой неопределенности; слабой  законодательной и методологической  базы; отсутствия общепринятой концепции государственного финансового контроля и единой информационной системы о выявленных правонарушениях, неупорядоченности контроля являются первостепенными направлениями совершенствования государственного финансового контроля.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важным вопросом совершенствования  контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового  контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств.[8]

 От своевременного  решения указанных организационно-структурных  вопросов, от совершенства правовой  и организационной структуры  контроля, успешного внедрения результатов  научных исследований зависит успех организации и построения единой и эффективной системы государственного контроля, здоровой и эффективной системы государственных финансов и успешной экономической политики страны в целом. 

 

2.3. Развитие  аудиторского контроля

История развития аудита берет свое начало в Великобритании, где в середине XIX века появились первые бухгалтеры-аудиторы. А в 1862 г. в Англии вышел «Закон об обязательном аудите». Во Франции такой закон был издан в 1867 г., в США — в 1937 г.

 На территории Российского  государства были сделаны три попытки организации независимого финансового контроля: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), в 1907 г. (институт бухгалтеров), в 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Все три попытки создания оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.

 Финансовый аудит  представляет собой независимую  деятельность уполномоченных на  то организаций и специалистов  по проведению экспертизы и  анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет. [3]

 Необходимость аудита  обусловливается:

    • государственными интересами, а именно, необходимостью охватить финансовым контролем негосударственный сектор экономики. Это позволяет увеличить поступления в бюджет как результат правильного налогообложения, не расходуя при этом государственных средств. Более того, аудиторские организации и аудиторы сами являются налогоплательщиками и участвуют в формировании бюджета;
    • интересами предприятий и организаций всех форм собственности. Предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности нуждаются в квалифицированной помощи в организации финансов, бухгалтерского учета, в оптимизации налогообложения, в других услугах, оказываемых аудиторскими фирмами;
    • аудит призван разрешить противоречия между администрацией предприятия, составляющей финансовые отчеты и способной допустить в ней искажения и неточности, и, с другой стороны, инвесторами, собственниками, различными пользователями финансовой информации, заинтересованными в достоверных данных.

 Задачи аудита сходны  с задачами государственного  контроля: определить достоверность  проверяемой информации, соответствие  совершенных хозяйственных операций  действующему законодательству.

 Аудит может быть  внешним и внутренним. Внешний  аудит — независимая форма  аудита, внутренний — ведомственная  или внутренняя форма контроля  субъекта хозяйствования. Внутренний  аудит создается по желанию  и на условиях субъекта хозяйствования, подконтролен ему.

 Аудит может быть  обязательным и инициативным. Обязательная  аудиторская проверка проводится  в случаях, установленных законодательством,  инициативная — по решению  предприятий или собственника.

 В качестве одного из направлений совершенствования государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации следует рассматривать разработку и внедрение механизмов аудита эффективности.

В апреле 2004 г. Решением Коллегии Счетной Палаты РФ была принята Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств.

Аудит эффективности - относительно новая форма аудита, это область  науки, форма которой непрерывно изменяется, и которая обладает значительными  потенциальными возможностями. Появление  аудита эффективности как особого вида контроля можно отнести к 70-м годам прошлого века, когда собственно было зафиксировано появление термина “аудит эффективности” в Лимской декларации руководящих принципов государственного финансового контроля.

Аудит эффективности  является достаточно сложным и многоплановым инструментом контроля, который включает в себя такие основные функции как:

  • контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием государственных финансовых ресурсов;
  • анализ результативности использования государственных финансовых ресурсов;
  • проверка эффективности деятельности государственных органов при реализации предусмотренных положений финансовой политики, в том числе расходования бюджетных средств.

В аудите эффективности  можно выделить 2 основных направления:

1. Аудит эффективности  использования государственных  ресурсов, объектом которого является  вся сфера государственных ресурсов - от имущества и природных  ресурсов до федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской  федерации.

2. Аудит эффективности расходования бюджетных средств, федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и консолидированного бюджета Российской Федерации. [10]

Аудит эффективности  бюджетных расходов можно рассматривать  как важный этап в процессе совершенствования системы государственного финансового контроля, перевода системы контроля на современный профессиональный уровень, отвечающий потребностям реформирования российской экономики. Практически речь идет о разработке и внедрении новой формы государственного финансового контроля, что обуславливает необходимость перестройки существующих форм и методов работы, корректировки функций государственных контрольных органов (прежде всего Счетной палаты Российской Федерации), а также соответствующих изменений и дополнений в законодательстве.

 

2.4. Развитие  внутрихозяйственного контроля

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов  необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Внутренний контроль является одной из основных функций  управления и представляет собой  систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в  целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

В настоящее время в отечественной экономической практике сложилась определенная система органов, осуществляющих контрольные процедуры с целью выявления степени надежности информации.

Информация о работе Развитие финансового контроля