Развитие функций финансов в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие функций финансов в современных условиях.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и особенности финансов;
- рассмотреть эволюцию финансов в процессе развития товарно-денежных отношений;
- выявить содержание финансовых отношений;
- изучить социально-экономическую сущность финансов и их функции;
- рассмотреть развитие функций финансов в современных условиях.

Содержание работы

Введение 3
1. Финансы как специфическая экономическая категория 6
1.1 Понятие, сущность и особенности финансов 6
1.2 Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных
отношений 11
1.3 Финансовые отношения и их характеристика 14
2. Социально-экономическая сущность финансов и их функции 18
2.1 Роль финансов в общественном воспроизводстве 18
2.2 Распределительный характер финансовых отношений 19
2.3 Функции финансов и проявление их сущности 21
3. Развитие функций финансов в современных условиях 25
Заключение 34
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

Функции финансов и их развитие в современных условиях.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

 

Подводя основные итоги реализации финансовой политики России в 2012 г., следует отметить, что  третий год подряд в стране сохраняется  положительная динамика важнейших  показателей. В целом макроэкономическая ситуация характеризуется сбалансированностью и стабильностью.

Позитивные  тенденции в экономическом развитии России отмечены международными рейтинговыми агентствами и финансовыми организациями. В конце 2012 г. суверенный рейтинг  Российской Федерации был повышен практически до предкризисного уровня. К концу прошлого года Россия сократила долг перед МВФ, что позволяет строить отношения с этой организацией в качестве ведущей индустриальной страны [24].

Платежный баланс в 2012 г., несмотря на некоторое ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, оставался устойчивым благодаря снижению чистого оттока капитала, продолжавшейся макроэкономической стабилизации, проведению взвешенной курсовой политики. В течение года наблюдался прирост золотовалютных резервов на 8,6 млрд. дол.

В 2012 г. сократился отток капитала. По методике МВФ  чистый отток капитала составил 17 млрд. дол. (в 2000 г. - 24,4 млрд. дол.). По отношению  к внешнеторговому обороту чистый отток капитала уменьшился с 16,2% в 2000 г. до 10,9% - в 2012 г. Увеличился приток иностранных инвестиций в нефинансовый сектор. За 9 месяцев прошлого года он составил 9,7 млрд. дол. Таким образом, платежный баланс в 2012 г. стал более устойчивым и менее зависимым от ценовой конъюнктуры.

В 2012 г. были достигнуты результаты и в области внешнего долга. Достигнуты договоренности с иностранными кредиторами относительно урегулирования коммерческой задолженности бывшего СССР на условиях соглашения с Лондонским клубом. Подписаны соглашения о регулировании задолженности бывшего СССР с правительствами иностранных государств, не являющихся членами Лондонского клуба. Разработана долговая стратегия Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Проведена инвентаризация финансовых активов и обязательств федеральных бюджетных учреждений, юридических лиц, по которым бюджет несет субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Основной  итог проведенной работы - в том, что необходимо четко определить границы, разделяющие государство  и другие сектора экономики. Соответствующие  предложения Минфин подготовит в 2012 г., в том числе предложения по изменениям в Бюджетном кодексе РФ. Формирование полной достоверной информации об операциях сектора государственного управления позволит повысить его прозрачность и доверие к проводимой политике.

В 2012 г. была усилена  работа по контролю расходования государственных  средств. Контрольно-ревизионным аппаратом  Минфина за 9 месяцев 2012 г. было проведено 35 000 ревизий и проверок. К настоящему времени Минфин подготовил концепцию  финансового контроля, которая проходит апробацию и обсуждения, в том числе с экспертами из Счетной палаты РФ.

Минфин также  продвинулся и в осуществлении  страховой деятельности. Подготовлен  блок законопроектов по совершенствованию  страховой деятельности, в том  числе по государственному страховому надзору, по порядку осуществления страховой деятельности на территории России, по организации страхового дела в Российской Федерации.

Совместно с  Центробанком России, Минэкономразвития, другими министерствами и ведомствами  Минфином разработана стратегия развития банковского сектора в России, направленная на повышение доверия к банковской системе страны.

Далее необходимо осветить задачи финансовой политики страны в 2013 г., которые вытекают из Бюджетного послания Президента Российской Федерации [24].

Первая задача - поддержание макроэкономической сбалансированности. Бюджетная политика должна строиться  исходя из снижения темпов инфляции, финансового  контроля за состоянием ранка, создания стимулов для инвестирования в реальный сектор. Важной задачей защиты федерального бюджета от внешних факторов в рамках утвержденного бюджета является политика сохранения и наращивания финансового резерва. По вопросу подготовки проекта федерального бюджета придется учесть целый ряд структурных мер, которые должны быть осуществлены в следующем году, а также усилить качество бюджетного планирования и прогнозирования на трехлетний период, что предусмотрено Бюджетным кодексом.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности  возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее  время повсеместно, независимо от политического  и экономического устройства того или  иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости  от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства  финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Финансовые  отношения предприятий к началу нового столетия стали приобретать  более устойчивый, стабильный характер.

Появлялись  самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все  больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Постепенное укрепление экономических позиций с конца 90-х гг. создало определенные возможности предприятиям увеличения собственных финансовых ресурсов (доходов, амортизационного фонда, устойчивых пассивов), так и мобилизованных на рынке для осуществления проведения самостоятельной инвестиционной политики. В целом кривая капиталовложений предприятий, хотя и медленно, начинает ползти вверх.

Серьезные изменения  произошли и в области государственной  инвестиционной политики. Перестройка  экономики, ускорение НТП, повышение  эффективности производства и на этой основе роста жизненного уровня народа потребовало расширение права на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.

Качественные  изменения в инвестиционной политике нашли свое отражение в федеральном бюджете РФ на 2012 г.

Некоторое улучшение  финансового положения Российского  государства для инвестиционного  роста сыграло благоприятное  увеличение цен на энергоресурсы  на рубеже XX и XXI столетий и некоторое  обесценение заработной платы и налоговых платежей.

В будущем  также предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение  и социальное обеспечение. Причем эти  расходы следует рассматривать  как инвестиционные вложения, вызванные  требованием научно-технической революции.

Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень  отношений между людьми, тем более  совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Оживление в  области финансовой науки в России в последнее время в значительной мере вызвано переменой в политическом строе России и привлечением выборных представителей населения к финансово-экономическому строительству. При этом при выработке социально-экономической политики, особенно в кризисных ситуациях, правительства и реформаторы всех стран обращаются к накопленному мировому опыту социально-экономического развития, сконцентрированному в экономических теориях. Экономические теории оказывают огромное влияние на принимаемые решения.

Практическое  решение экономических теорий может, как способствовать, так и препятствовать социально-экономическому развитию страны.

Рыночная  экономика как система формируется  в рамках частнокапиталистической  собственности и капиталистических  товарно-денежных отношений. Многие взгляды  на рыночную экономику, объективно отражавшие свое время и экономику конкретной страны, утратили значение в новых условиях и заслуживают внимания лишь как история экономической мысли.

Изменения, происшедшие  в постсоветском пространстве, привели  к неупорядоченному проникновению  извне массы экономических теорий, идей и рекомендаций по организации рыночного хозяйства в России [6, c. 12].

По рекомендациям  западных теоретиков «шоковой терапии» были осуществлены либерализация цен  и приватизация. Однако вместо создания «совершенно» рыночной среды и массы  «свободных субъектов хозяйствования, заинтересованных в эффективной предпринимательской деятельности», Россия получила совершенно открытый Западу российский внутренний рынок, разрушение отечественного производства, финансовых олигархов, обогатившихся на финансово-посреднических операциях, и криминальные структуры, скопившие огромные деньги на противозаконной распродаже за рубежом национальных богатств России и неоднократном обмане ее населения. Не способствовали подъему российской экономики ни монетаристская теория, ни попытки заимствования опыта Западной Германии, Чили, Бразилии, Республики Корея, Японии. Чужой опыт показал слабую приживаемость в России, как впрочем, и в других странах.

Просчеты  в реформировании способствовали выработке  обоснованного вывода: необходимо разумное использование экономической теории с учетом объективной оценки конкретной ситуации в России [7, c. 61].

Современные теории рыночной экономики в той  или иной мере не только находятся  под влиянием, но и основываются на достижениях классической политической экономии (В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо), объективно отразившей реальность и не теряющей актуальности и практической значимости. Труд как единственный источник богатства, товар, спрос, предложение, цена как денежное выражение стоимости, конкуренция, прибыль и т.д. - все эти категории введены в научный оборот, классиками политической экономии, выступая научными абстракциями реально существующей рыночной экономики.

Марксистская  экономическая теория и сегодня  не теряет своей научной и практической значимости. Особенно она необходима странам с переходной к капитализму экономикой. Этот переход означает формирование новой системы отношений собственности, распределения доходов, социальной структуры общества, коренные изменения в экономическом поведении субъектов хозяйствования, изменение методов реализации системы экономических интересов и их согласования.

Критический анализ происходящих в постсоветских  странах социально-экономических  изменений позволил бы, если не предотвратить, то хотя бы ослабить негативные последствия «дикого капитализма» и менее болезненного перехода к современным моделям капитализма.

Обогащение  классической политической экономии происходило  и происходит за счет теоретических  обобщений новых явлений миримой  экономической практики. Значительный вклад в развитие классической политической экономии внесли экономисты бывших социалистических стран, в том числе и России.

Создание  фундаментальной для своего времени  макроэкономической теории принадлежит  К. Марксу. Отрицать это - значит противоречить истине.

Идеи К. Маркса явились отправным началом в  развитии макроэкономической теории как  на Западе, так и в СССР. До того как необходимость макроэкономической теории стала признаваться на Западе, она научно разрабатывалась и  применялась в практике планового ведения хозяйства в СССР.

В отличие  от теоретиков предельной полезности, полагавших, что норму процента определяют сбережения, взаимодействие и равновесие сбережений и инвестиций, процент  у Кейнса - чисто денежный феномен, определяемый спросом и предложением на денежные «остатки», т.е. не на сбережения, а лишь на их денежную часть [21, c. 103].

Социально-экономическая  ситуация 30-х годов ХХ в. показала, что в условиях глубокого экономического спада денежно-кредитное регулирование  малоэффективно, поскольку инвестиции слабо реагируют на понижение процентной ставки. В связи с этим Кейнс и его последователи для стабилизации экономики и экономического роста стали использовать бюджетное регулирование через налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит.

Информация о работе Развитие функций финансов в современных условиях