Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:29, курсовая работа
Сегодня на рынке пластиковых карт функционируют несколько закрытых платежных систем, развивающихся независимо друг от друга. Каждая из них имеет свой собственный уникальный процессинговый центр (центр обработки информации по операциям с пластиковыми картами) и сеть коммуникаций, связывающих его с пунктами обслуживания банковских карт. Каждая система руководствуется своими нормами и правилами обработки операций по платежным картам и обслуживания клиентов, устанавливает в пунктах обслуживания свое оборудование
Платежная карточная система любого
государства подразумевает
Рисунок 1 – Классификация видов карт
Примечание – Разработано автором
Банк - эквайер осуществляет весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Кроме того, банк - эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам, как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка - эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.
Процессинговый центр - специализированная сервисная организация - обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций - фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку - эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам - эквайерам (а возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп - листы.
Коммуникационные центры обеспечивают
субъектам платежной системы
доступ к сетям передачи данных.
Использование специальных
Достоинства и недостатки национальных и международных карточек с точки зрения банков.
Таблица 1 - Достоинства и недостатки карточных систем
Международные карточки | |
Достоинства |
Недостатки |
Возможность выбора поставщиков технологий и услуг |
Значительная стоимость |
Возможность привлечения VIP-клиентов
и клиентов «с улицы» |
Отсутствие возможности влиять на политику платежной системы |
Строго определенные взаимоотношения с другими участниками системы |
Необходимость следовать глобальным принципам развития системы, в частности перейти в недалеком будущем на микропроцессорную платформу |
Высокая дифференциация продуктов |
Высокий риск мошенничества |
Национальные карточки | |
Достоинства |
Недостатки |
Полная самостоятельность в области взаимоотношений с другими участниками системы |
Жесткая привязка к поставщику технологий |
Возможность реализации новых технологий с относительно небольшими затратами |
Ориентация почти |
Крайне низкий риск мошенничества |
Отсутствие гарантий обслуживания клиентов в «чужой» инфраструктуре |
Низкая стоимость участия. Низкая дифференциация продуктов |
|
Примечание – Составлено автором на основании анализа данных БВУ |
Устранение недостатков и, наоборот, подчеркивание достоинств для национальных платежных систем – на наш взгляд вопрос не просто успешной конкуренции. Это – вопрос выживания.
К числу наиболее доходных видов банковской деятельности относятся операции с кредитными картами.
Основной показатель для измерения прибыльности карточных операций – прибыль на единицу портфеля карточных ссуд ROA (return on assets). Расчет этого показателя позволяет сравнить доходность операций различных банков.
В отличие от показателей для эмитента, составляющие модели прибыли и убытков эквайрера имеют стоимостной, валовой характер.
В связи с тем, что во многих случаях карточки (особенно кредитные) являются мультивалютными и учет по ним ведется в долларах, в последующих расчетах в качестве денежной единицы будем использовать доллар США. К тому же это упростит расчеты в примерах.
доходы
валовой доход по скидкам
$ ВД = $ реализация x % процент скидки (1)
где: данные для абсолютных денежных величин будут обозначаться $, а для процентных ставок - %.
прочие доходы
$ ПД = $ ВД x % средний процент ПД (2)
доход по счетам
$ ДС = $ реализация x % средний процент ДС (3)
всего доходов: $ ВД + $ ПД + $ ДС.
расходы
возмещение эквайрера эмитенту
$ РВ = $ реализация x % возмещения эквайрера (4)
всего расходов: $ РВ + $ ОР + $ РРМ + $ У
где: $ ОР - операционные расходы;
$ PPM - расходы на реализацию и маркетинг
$ У - платежи в пути и убытки
прибыль:
($ ВД + $ ПД + $ ДС) – ($ РВ + $ ОР + $ РРМ + $ У) (5)
В данном разделе мы рассматриваем ситуацию, когда начальное вложение в проект уже окупились, и не учитываем статью «Компенсация инвестиций».
Рассмотрим пример для модели прибыли и убытков банка-эмитента. Будем предполагать, что объем торговой реализации составляет $1 000 000, средняя величина транзакции равна $70 (и, таким образом, число транзакций составляет 1 000 000/70 = 14286), процент скидки в пользу эквайрера (ставка системы) равна 2,0%, средний процент для прочих доходов – 4%, затраты на обработку транзакции $0,41.
доходы
валовой доход по скидкам
$ ВД = $ реализация x % скидки = $1 000 000 x 2,0% $20 000
прочие доходы
$ ПД = $ ВД x % средний процент ПД = $20000 x 4% $800
доходы по счетам
$ ДС = $ реализация x % средний процент ДС =
= $1 000 000 x 0,03% = $300
всего доходов $21 100
расходы
возмещение эквайрера эмитенту
$ РВ = $ реализация x % возмещение эквайеру =
= $1 000 000 x 1,3% = $ 13 000
операционные расходы $5 714
расходы на реализацию и маркетинг $600
платежи в пути и убытки $300
всего расходов $19 614
чистая прибыль $ 1 486
Рассмотренный пример показывает, что основой дохода эквайрера является массовость операций, поскольку прибыль, получаемая в результате одной операции, весьма незначительна (около $0,1).
Системе кредитного скоринга отводится большая роль в развитии пластикового кредитования. Так, крупнейшие американские эмитенты кредитных карточек постоянно используют скоринг для оценки платежеспособности клиентов, претендующих на получение кредитных карточек. Можно сказать, что основные преимущества скоринговой оценки кредитоспособности заключаются в обеспечении достаточно обоснованного принятия решения, снижении уровня невозврата ссуд, а также в быстрой обработке кредитных заявок и сокращении на этой основе операционных расходов. Данная система значительно ослабляет фактор личной оценки в процессе кредитования. Создавая условия для проведения экспресс анализа, скоринговый метод позволяет в присутствии потенциального заемщика, обратившегося в банк и заполнившего специальную анкету, дать ответ о возможности выдачи ссуды в течение нескольких минут с учетом оперативно получаемой от кредитного бюро информации. Признавая несомненные достоинства скорингового метода, зарубежные банки вкладывают в его разработку большие усилия, не жалея денег и времени. Однако балльная система анализа кредитных заявок должна быть статистически тщательно выверена и требует высокого профессионализма, постоянного обновления информации и методики, что принуждает мелкие банки отказаться от собственных моделей скоринга из-за существенных затрат на их подготовку.
Система скоринговой оценки кредитоспособности частных лиц начинает получать развитие в казахстанских банках. Однако скоринг главным образом используется для укрепления партнерских связей кредитных и торговых организаций в форме, когда сотрудник банка, находясь непосредственно в магазине, принимает от желающих купить товар в кредит заполненные анкеты, содержащие необходимую информацию о клиентах (персональные данные; данные документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации по месту жительства; адрес фактического проживания: социальный статус; семейное положение; количество детей и иждивенцев: размер личного и семейного дохода; тип недвижимости; сведения об образовании и месте работы и др.). Приспособленные для быстрой обработки такие анкеты оперативно передаются в соответствующее подразделение банка, где с учетом материалов собственного архива принимается решение о выдаче или отказе в кредите. Эта процедура занимает около одного часа. При положительном решении параметры кредитования (размер процента, сумма и срок ссуды, величина первоначального собственного взноса) устанавливаются в зависимости от оцененной в баллах надежности заемщика и социальной значимости приобретаемого им товара.
В Казахстане использования скоринг систем тормозится, прежде всего, низкими объемами кредитования. Но с экономическим ростом ситуация начнет меняться.
Отсутствие опыта работы у кредитного бюро, безусловно, также не способствует развитию скоринга. Значение кредитных бюро чрезвычайно велико, их существование позволяет кредитным организациям выдавать ссуды клиентам, которые ранее в банке не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.
Внедрение скоринга тормозится не столько объективными, сколько субъективными причинами, связанными с недоверчивым отношением банковских менеджеров к математическим и статистическим методам.
Суть процесса скоринга - а он может быть ручным, автоматизированным или полуавтоматизированным - сводится к выявлению одного или нескольких негативных факторов, которые могут отрицательно сказаться на оценке платежеспособности заемщика или стать причиной полного отказа в предоставлении ему кредита. Наиболее современные системы скоринга работают не только с информацией, которая содержится в заявлениях клиентов, но также с базами данных кредитных бюро.
Основные преимущества кредитного скоринга
Эффективность кредитного скоринга обусловлена пятью основными факторами:
1. Независимая оценка - скоринг как метод свободен от субъективности при принятии решения о выдаче кредита.
2. Логичность и согласованность - скоринг незаменим как способ стандартизации всех решений о предоставлении кредита.
3. Возможность автоматизации - работа скоринговых карт заключается в простой операции суммирования баллов, которую легко автоматизировать на базе персональных компьютеров.
4. Управляемость и контроль - благодаря логичности, последовательности и согласованности скоринговых карт проще контролировать и оценивать эффективность внутрибанковских регламентов.
5. Положительное влияние на
К направлениям развития национальной
межбанковской системы
Межбанковская система должна представлять собой гибкий инструмент, позволяющий банку организовать широчайший спектр финансовых услуг для частных и корпоративных клиентов. В ее основу должна быть положена концепция: «Клиент - это клиент банка в целом, а не конкретного отделения или филиала». Комплекс услуг предоставляемых в центральном офисе и любом отделении банка абсолютно идентичен.
В Back-office банка Системы национальных карт должно быть реализовано следующее:
1) электронный платежный документооборот в режиме реального времени;
2) поддержание различных схем и видов вкладов, кредитные и депозитные договора. Процентные схемы могут иметь зависимость процентной ставки от суммы вклада и от срока нахождения средств на счете;
3) обеспечение мультивалютности. Каждому клиенту открывается как угодно много счетов в разных валютах. Система обеспечивает конвертацию валют, прямую корреспонденцию счетов в разных валютах, баланс в каждой валюте, учет валютных справок и чеков на внебалансовых счетах;
4) механизм счетов с автоматической очисткой и пополнением (SWEEP ACCOUNT). Практически, это два связанных счета, один - счет до востребования, а другой - срочный депозит. Использование этого механизма позволяет свести до минимума остаток на счетах до востребования. Следует особо отметить, что расчетный и депозитный счета должны быть открыты в разных валютах. При переводе средств с одного счета на другой производится автоматическая конвертация по курсу установленному в банке;
5) ведение раздельного учета наличных и безналичных поступлений на счет;
6) полная автоматизация процесса подготовки данных по заработной плате сотрудников предприятий и зачислений средств на счета (карточки) клиентов;
7) для клиентов, желающих осуществлять систематические проплаты со своих счетов, например, квартплату или оплату коммунальных услуг, в счет погашения кредитов и т.д., предусматриваться механизм назначения регулярных платежей;
Информация о работе Развитие национальной системы платежных карт в Республике Казахс