Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ развития НПФ в России.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
1. Исследовать понятие и сущность НПФ
2. Проанализировать показатели деятельности и текущее состояние НПФ
3. Выявить основные проблемы в развитии НПФ и попытаться найти пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 4
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ 13
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ НЕГОСУДАСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая_финансы.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                                                                             Работу выполнила:                                                                         студентка гр.ФК08С Куляпина Т.А. Преподаватель:  Паздникова Н.П.

кандидат                экономических наук,  доцент

 

 

 

 

Пермь-2010 год

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4

1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 4

1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения 8

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ 13

ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ НЕГОСУДАСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализация пенсионной реформы  в России приводит к повышению  общественного интереса к проблемам  пенсионного обеспечения. Все отчетливее видно, что государство не может  в долгосрочной перспективе гарантировать  своим гражданам достойную старость, - а значит, к решению этой задачи должны подключаться работодатели и  сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий сегодня являются негосударственные  пенсионные фонды (НПФ).

Исходя из сказанного выше, необходимо отметить, что тема развития НПФ актуальна и интересна  для исследования. Данные положения  актуальности определили цель курсовой работы: анализ развития НПФ в России.

Указанная цель предполагает решение ряда задач:

    1. Исследовать понятие и сущность НПФ
    2. Проанализировать показатели деятельности и текущее состояние НПФ
    3. Выявить основные проблемы в развитии НПФ и попытаться найти пути их решения.

Решения поставленных задач  определила структуру работы, он состоит  из введения, 3-ех глав, заключения, списка использованной литературы.

Источниками для написания  работы послужили нормативно-правовые акты, учебные пособия, периодические  издания, Интернет-ресурсы.

 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

1.1 Федеральный закон "О негосударственных  пенсионных фондах"

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация, которая  аккумулирует денежные средства и использует их для выплат пенсий и пособий  своим участникам. Каждый пенсионный фонд работает согласно регламентированных Законодательством собственным  правилам и является самостоятельной  юридической и финансовой организацией, которая, как правило, в прямую не связана с государственной системой пенсионного обеспечения населения.

Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в  соответствии с целью создания может  выполнять следующие виды деятельности:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Перечисленные виды деятельности относятся к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, созданным  в качестве негосударственного пенсионного  фонда в порядке, определенном гл. 2 комментируемого Закона. Фонд создается  специально и исключительно для  осуществления деятельности по пенсионному  обеспечению и страхованию и  не может заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению  осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным  пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок  внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной  пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Пенсионный договор заключается  в письменной форме, существенными  условиями которого, согласно ст. 12 комментируемого Закона, являются:

  1. наименование сторон;
  2. сведения о предмете договора;
  3. положения о правах и об обязанностях сторон;
  4. положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
  5. вид пенсионной схемы;
  6. пенсионные основания;
  7. положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  8. положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
  9. сроки действия и прекращения договора;
  10. положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
  11. положения о порядке урегулирования споров;
  12. реквизиты сторон.

Пенсионный договор заключается  на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию  вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления  пенсионных оснований. Прекращение  уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения  пенсионного договора. При расторжении  пенсионного договора фонд обязан выплатить  вкладчику выкупную сумму или  перевести ее в другой фонд.

Основанием для осуществления  фондом деятельности в качестве страховщика  по обязательному пенсионному страхованию  является заключенный застрахованным лицом и фондом договор обязательного  пенсионного страхования. Договор  заключается в письменной форме  в порядке, определенном гл. X.1 комментируемого  Закона. Существенными условиями  договора об обязательном пенсионном страховании являются предмет договора и информация о застрахованном лице.

Предметом договора об обязательном пенсионном страховании является осуществление  фондом деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающей аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию  их инвестирования, назначение и выплату  застрахованному лицу накопительной  части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в установленных случаях осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Деятельность фонда в  качестве страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств  пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам. Профессиональная пенсионная система создается путем  заключения договора работодателя с  фондом. После принятия решения о  создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована  по решению ее учредителей.

Профессиональная пенсионная система должна обеспечивать выплату  пенсий, а не единовременных сумм и  координироваться с государственной  пенсионной системой в отношении  видов пенсий и условий их назначения.

Примером профессиональной пенсионной системы является система  негосударственного пенсионного обеспечения  работников образования РФ, осуществляемая в целях повышения уровня пенсионного  обеспечения и заинтересованности в результатах труда. Профессиональное пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством  РФ и Положением о профессиональной системе на основании договора о  негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемого работодателями системы  образования РФ и самими работниками  с негосударственным пенсионным фондом. Предусмотрено осуществление  негосударственного пенсионного обеспечения  работников образования в трех видах:

  • обязательное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения;
  • обязательное пенсионное страхование (накопительная часть трудовой пенсии), которое регулируется действующим законодательством;
  • добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое регулируется настоящим Положением, Отраслевым тарифным соглашением и действующим законодательством в области дополнительного пенсионного обеспечения.

Финансирование негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрено  осуществлять на основе накопительного принципа за счет пенсионных взносов  работодателей системы образования, работников, а также дохода, полученного  от размещения пенсионных резервов.

Фонд после получения  лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и  пенсионному страхованию имеет  право осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению. Негосударственное пенсионное обеспечение  представляет собой дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами. Негосударственное пенсионное обеспечение является необязательным, дополнительным по отношению к государственному и осуществляется в форме дополнительных пенсионных систем отдельных организаций и в форме личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах.

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на основании  заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Этот договор  представляет собой соглашение между  фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется  уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать  участнику (участникам) фонда негосударственную  пенсию.

Фонд может осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному  обеспечению независимо от других видов  деятельности - обязательного пенсионного  страхования или профессионального  пенсионного страхования.

Право на осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию у фонда  возникает после получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному  обеспечению и пенсионному страхованию, регистрации в ФСФР России страховых  правил, регистрации в ФСФР России в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию.

Деятельность фонда по обязательному пенсионному страхованию  осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании, заключаемого между фондом и застрахованным лицом. По этому договору фонд обязан при наступлении пенсионных оснований  осуществлять назначение и выплату  застрахованному лицу накопительной  части трудовой пенсии или выплаты  его правопреемникам.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному  пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному  страхованию.

Деятельность по негосударственному пенсионному страхованию и деятельность по негосударственному пенсионному  обеспечению не зависят друг от друга. Однако на момент подачи в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному  страхованию в качестве страховщика  фонд должен иметь опыт работы по осуществлению  негосударственного пенсионного обеспечения  не менее двух лет.Деятельность фонда  в качестве страховщика по профессиональному  пенсионному страхованию не зависит  от деятельности фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию и может осуществляться отдельно. Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляется фондом в соответствии с заключенным договором о создании профессиональной пенсионной системы.[1]

1.2 Цели и задачи развития системы  негосударственного пенсионного  обеспечения

Информация о работе Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации