Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ развития НПФ в России.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
1. Исследовать понятие и сущность НПФ
2. Проанализировать показатели деятельности и текущее состояние НПФ
3. Выявить основные проблемы в развитии НПФ и попытаться найти пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 4
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ 13
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ НЕГОСУДАСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая_финансы.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

 

Основной задачей развития системы негосударственного пенсионного  обеспечения является повышение  уровня жизни и социальной защиты населения.[3]

1. Социальные цели:

      • проведение государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения;
  • формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан;
  • постепенное увеличение роли дополнительных механизмов пенсионного обеспечения граждан, в частности негосударственных пенсионных фондов;
  • внедрение новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения различных социальных групп населения;
  • вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятий всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы.

2. Финансовая цель: создание устойчивого источника финансирования, позволяющего осуществлять долгосрочные финансовые проекты.

3. Инвестиционные цели:

    • координация  инвестиционных потоков;
    • инвестирование пенсионных активов в проекты, ориентированные на решение социальных задач, развитие производства и инфраструктуры с определенными финансовыми гарантиями со стороны органов государственной власти.[]

4. Интересы организаций:

  • решение проблемы закрепления квалифицированных профессиональных кадров;
  • возможность материального стимулирования отдельных категорий работников, внесших наибольший вклад в развитие организаций;
  • направление части аккумулированных средств на финансирование внутрипроизводственных проектов, что позволит улучшить положение организации, создаст предпосылки для роста производства и в конечном итоге скажется на положении работающих.

5. Интересы работников: сохранение постоянного и гарантированного дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидности или старости.[4]

Система негосударственного пенсионного обеспечения представляет собой единую систему отношений  и мероприятий по формированию обязательных и добровольных пенсионных резервов и накоплений, их размещению и инвестированию в экономику, учету пенсионных прав участников и застрахованных, выплате  обязательных и дополнительных пенсий участникам, застрахованным лицам.[3]

Система негосударственного пенсионного обеспечения состоит  из подсистем, формируемых в зависимости  от выгодополучателей:

  • подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников учреждений, финансируемых за счет средств  бюджета;
  • подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы муниципальных образований;
  • подсистема негосударственного пенсионного обеспечения работников негосударственных предприятий;
  • подсистема негосударственного пенсионного обеспечения индивидуальных вкладчиков.
  • Объединяемые в системе негосударственного пенсионного обеспечения подсистемы формируются на основании договоров между вкладчиками - физическими и юридическими лицами и НПФ. Для участия в программе негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы негосударственного пенсионного фонда отбирается на конкурсной основе.

Создание и функционирование подсистем негосударственного пенсионного  обеспечения происходит на основании  федерального и регионального законодательства, договоров негосударственного пенсионного  обеспечения между вкладчиками  и негосударственными пенсионными  фондами, внутренних нормативных актов  вкладчиков - юридических лиц.[5]

    1. Государственный контроль за деятельностью НПФ

В целях соблюдения требований законодательства, регулирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов, а также защиты прав и интересов  участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства  государственное регулирование  деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного  пенсионного страхования и профессионального  пенсионного страхования надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам России.[7]

Полномочия ФСФР России в  области государственного регулирования  деятельности по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию, а также  надзора и контроля за указанной  деятельностью определены Федеральным  законом «О негосударственных пенсионных фондах», постановлением Правительства  Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 (в ред. постановлений Правительства  Российской Федерации от 06.01.2006 № 2, от 10.03.2007 № 149) "Об уполномоченном федеральном  органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование  деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию, надзор и  контроль за указанной деятельностью", Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 № 317.

Вопросы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, контроля и надзора за деятельностью  негосударственных пенсионных фондов отнесены к компетенции Управления регулирования и контроля над  коллективными инвестициями и Управления информации и мониторинга финансового  рынка.

В структуре Управления регулирования  и контроля над коллективными  инвестициями функционирует Отдел  лицензирования негосударственных пенсионных фондов.

В структуре Управления информации и мониторинга финансового рынка  функционирует Отдел контроля за инвестированием пенсионных накоплений и за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.[]

Федеральная служба по финансовым рынкам выполняет следующие контрольные  функции:

- осуществляет надзор  и контроль за соблюдением  субъектами отношений по негосударственному  пенсионному обеспечению, обязательному  пенсионному страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию требований  по формированию и размещению  средств пенсионных резервов, формированию  и инвестированию средств пенсионных  накоплений в соответствии с  Федеральным законом «О негосударственных  пенсионных фондах» и другими  нормативными правовыми актами  Российской Федерации;

- принимает в пределах  своей компетенции нормативные  правовые акты по вопросам  регулирования деятельности фондов, включая инструкции и методические  указания в отношении установления  стандартов раскрытия информации и форм отчетности, а также по вопросам надзора и контроля за указанной деятельностью;

- осуществляет лицензирование  деятельности фондов;

- осуществляет уведомительную  регистрацию фондов, подавших заявление  о намерении осуществлять деятельность  по обязательному пенсионному  страхованию в качестве страховщика  в соответствии с требованиями  Федерального закона «О негосударственных  пенсионных фондах»;

- осуществляет регистрацию  правил фонда;

- публикует в средствах  массовой информации список фондов, информацию о фондах, а также  о фондах, у которых приостановлено  действие лицензии;

- информирует Пенсионный  фонд Российской Федерации о  фондах, осуществляющих деятельность  по обязательному пенсионному  страхованию, а также о фондах, у которых приостановлено действие  лицензии;

- информирует управляющую  компанию (управляющие компании) и  специализированный депозитарий  об ограничениях деятельности  фонда в связи с приостановлением  действия лицензии;

- приостанавливает на  срок до шести месяцев действие  лицензии фонда в случае нарушения  фондом лицензионных требований  и законодательства Российской  Федерации;

- направляет в пределах  своей компетенции субъектам  отношений по негосударственному  пенсионному обеспечению о предоставлении  информации, связанной с осуществлением  ими деятельности;

- обращается в пределах  своей компетенции по вопросам  проведения проверок субъектов  в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять регулирование профессиональной деятельности указанных лиц и контроль за их деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выдает в пределах  своей компетенции предписания  субъектам отношений об устранении  выявленных нарушений законодательства  Российской Федерации;

- рассматривает отчеты  фондов, а также аудиторские и  актуарные заключения;

- в пределах своей компетенции  устанавливает порядок, формы  и сроки отчетности субъектов  отношений;

- ежегодно публикует в  средствах массовой информации  сведения о формировании пенсионных  резервов и финансовых результатах  размещения средств пенсионных  резервов, а также о формировании  средств пенсионных накоплений  и финансовых результатах инвестирования  средств пенсионных накоплений  в соответствии с требованиями  законодательства Российской Федерации. Формы публикации указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- предпринимает иные действия, предусмотренные Федеральным законом.[7]

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ

В  Российской  Федерации  сложилась  и  успешно  функционирует  система негосударственных пенсионных фондов.

Пенсионные    фонды    демонстрируют    неуклонный    рост    основных показателей.  В  связи  с  финансовым  кризисом  по  итогам  2008  года впервые совокупные пенсионные резервы НПФ снизились по сравнению с предыдущим годом.

Система  НПФ  демонстрирует  устойчивый  рост  объемов  выплачиваемых пенсий и количества пенсионеров, получающих негосударственные пенсии.

Отмечается  рост  агрегированных  показателей -  размер  пенсионных резервов на одного участника и средний размер выплачиваемой пенсии.

 

 

Показатели,  характеризующие  участие  НПФ  в  системе  обязательного пенсионного    страхования-    пенсионные    накопления    и    количество застрахованных лиц в НПФ - имеют наиболее высокие темпы роста.

Отмечается устойчивый рост совокупного вклада учредителей  НПФ, что подтверждает  заинтересованность  в  развитии  пенсионного  бизнеса.  Снижение размера совокупного имущество для обеспечения уставной деятельности НПФ по итогам 2008 года связано с общими тенденциями снижения котировок бумаг в которые вложено собственное имущество НПФ.

Характерной тенденцией для  рынка является концентрация пенсионного  бизнеса в крупнейших НПФ, на ТОП 25 приходится 93% совокупных пенсионных активов.

 

 

 

 

 

 

 

7 крупнейших  фондов одновременно входят в  ТОП 10 по ОПС и по НПО. 

Наиболее   динамичным   рынком   для   НПФ   является   обязательное пенсионное страхование.

Абсолютные суммы  пенсионных накоплений и их доля в  
структуре совокупных пенсионных активов НПФ растут быстрыми темпами.

Негосударственные пенсионные фонды реализуют два вида деятельности негосударственное   пенсионное   обеспечение   и   обязательное   пенсионное страхование.  Доля  НПО  для  большинства  крупнейших  НПФ,  существенно превышает объемы бизнеса по обязательному пенсионному страхованию.

2. Основные тенденции  рынка НПО 

На 01.01.2009 совокупные пенсионные резервы НПФ составили 462 млрд. рублей  и  впервые  отмечается  их  снижение  в  сравнении  с  показателями предыдущего года.

В настоящее время 50% пенсионных резервов приходится на крупнейший НПФ  «Газфонд»,  реализующий  корпоративную  пенсионную  программу  ОАО «Газпром».   Учитывая значительное влияние НПФ  Газфонда, для целей анализа тенденций   развития   рынка   НПФ   по   негосударственному   пенсионному обеспечению выделены следующие группы фондов:

•   НПФ «Газфонд» 

•   Топ-10 НПФ 

•   Топ-10 НПФ без  Газфонда

•   Топ-20 НПФ 

•   Топ-20 НПФ без  Газфонда

•   Топ 11-20 НПФ 

•   Топ 10 открытых НПФ 

В   дальнейшем   весь   анализ   деятельности   по   негосударственному пенсионному обеспечению будет проводиться в разрезе данных категорий НПФ, отсортированных по размерам пенсионных резервов.

Данные о фондах, входящих в Топ-20 и Топ-10 открытых НПФ, приведены в Приложении 1.

К топ-10 открытых НПФ отнесены пенсионные фонды, которые по экспертным оценкам реализуют пенсионные программы на открытом рынке и не  ориентированные  на  обслуживание  конкретной  финансово-промышленной группы.

 

Информация о работе Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации