Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ развития НПФ в России.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
1. Исследовать понятие и сущность НПФ
2. Проанализировать показатели деятельности и текущее состояние НПФ
3. Выявить основные проблемы в развитии НПФ и попытаться найти пути их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 4
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ 13
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ НЕГОСУДАСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая_финансы.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

Говоря об успешности размещения пенсионных накоплений и  пенсионных резервов, которые формируются  из средств, добровольно переданных гражданами в управление пенсионным фондам, 2009 год стал для НПФ более  удачным в сравнении с 2008 годом.

Значительному количеству негосударственных пенсионных фондов удалось восполнить потери, понесенные по итогам 2008 года. В среднем, в прошлом году средняя доходность управления пенсионными резервами составила около 30-50%. По управлению пенсионными накоплениями в рамках консервативной стратегии средняя доходность составила 12-20%. В некоторых случаях фондам удалось показать доходность и более 100%. Таких итогов удалось во многом достичь благодаря активному росту фондового рынка. Безусловно, управляющим удалось использовать данный фактор.

По сравнению  с тем, кто вложил накопительную  часть пенсии в НПФ, так называемые «молчуны» оказались в менее  выгодном положении. Кстати, таких граждан  порядка 90% от общего числа участников системы обязательного пенсионного страхования. Эксперты отметили, что доходность ВЭБ по итогам девяти месяцев прошлого года составила 4,08% - это последнее место в рейтингах доходности управляющих компаний. По итогам 2008 года этот показатель также был довольно низким – «минус 0,46%». Тогда ВЭБ занимал третье место среди управляющих компаний, убыточность которых достигала более 50%. [9]

Несомненно, в  условиях резкого восстановления рынка  ценных бумаг НПФ показали более  высокую доходность. Пенсионный фонд РФ, работая с более консервативными  инструментами, менее зависим от колебаний рыночной конъюнктуры, но и доходность показывает стабильно  невысокую.

НПФ имеют возможность  пользоваться более широким инструментарием  на фондовом рынке, нежели государственная  управляющая компания. Поэтому частные пенсионные фонды чувствуют себя более спокойно даже в ситуации, когда прогнозы относительно состояния фондового рынка неоднозначны. Особенно, если учитывать, что теперь по закону НПФ могут инвестировать до 50% резервов самостоятельно, без помощи управляющих компаний.

Сегодня на федеральном  уровне рассматривается законопроект, который серьезно расширит возможности  граждан распоряжаться своими пенсионными  накоплениями.

Дело в том, что на сегодняшний день накопительная  часть трудовой пенсии делится на 228 равных частей, каждая из которых  ежемесячно выплачивается человеку с моменты выхода на пенсию. Иными  словами, пенсионные накопления рассчитаны на 19 лет. Если речь идет о «молчунах», то с момента выхода на пенсию накопительная  часть перестает инвестироваться. В ситуации с клиентом НПФ эти  деньги инвестироваться продолжают в течение всех 19 лет.[8]

Но, исходя из статистики, срок так называемого дожития  в 19 лет чрезмерно завышен. Ведь, по различным прогнозам, средняя  продолжительность жизни в России, к 2010 году составит примерно 68,5 лет. А  в законопроекте прописано, что  клиенты НПФ могут по своему желанию  назначить срок, за который они  должны выбрать пенсионные накопления. Минимум – это пять лет. Правда, как только срок выплаты накопительной  части заканчивается, человек может  рассчитывать только на страховую часть  трудовой пенсии. С 1 января 2010 года фиксированный  базовый размер страховой части  составляет 2562 рубля в месяц.

Улучшение экономической  ситуации располагает к тому, что  НПФ продолжат активную экспансию  с целью увеличения своей клиентской базы и привлечения новых вкладчиков. Полагаю, что негосударственные  пенсионные фонды будут использовать для реализации данной цели все имеющиеся  в их распоряжении технологии и возможности. Скорее всего, следует ожидать, что  хотя бы для крупных НПФ текущий  год окажется более успешным, чем 2009-й.   

Начался второй этап пенсионной реформы. Государство  предполагает усовершенствовать организационно-правовую структуру негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и наделить их более  широкими правами.

Итак, проведем небольшое  исследование. Сравним доходность государственной  управляющей компании Внешэкономбанк и трех НПФ оказавшихся наиболее доходными и надежными по итогам 2009 года.

Анализ проведем на личном примере: т.е. возьмем к  расчету возраст -22 года, женский  пол, среднемесячная зарплата 13 000 рублей, и допустим что на данный момент отсутствует накопленная часть тр.пенсии.

По официальным  данным инфляция в 2009 году составила 12%, ее и будем брать в расчет.

Таблица 25

Расчет доходности инвестирования средств  пенсионных накоплений

государственной управляющей компанией  Внешэкономбанк

Отчетная дата

С начала года

За пред.12 мес

За пред.3 года

31.12.2009

9,52

9,52

4,95

30.09.2009

4,08

1,09

3,41

30.06.2009

3,21

-1,26

3,85

31.03.2009

-7,23

-3,09

2,93

31.12.2008

-0,46

-0,46

3,71

30.09.2008

1,97

3,18

5,25

30.06.2008

4,85

5,52

7,33

31.03.2008

3,54

5,7

7,81

31.12.2007

5,981 (6,042)

5,981 (6,042)

7,901 (7,922)

30.09.2007

5,64

6,03

8,11

29.06.2007

5,69

7,49

7,98

30.03.2007

4,6

6,47

7,54

29.12.2006

5,67

5,67

-  

29.09.2006

5,17

6,56

-  

30.06.2006

2,2

9,01

-  

31.03.2006

1,52

11,36

-  

30.12.2005

12,18

12,18

-   

30.09.2005

12,5

11,82

-   

30.06.2005

8,13

7,47

-  

31.03.2005

4,53

4,89

-   

31.12.2004

7,33

-   

-   

30.09.2004

7,97

-   

-   

30.06.2004

9,6

-  

-   

31.03.2004

42,75

-   

-  


 

 

 

Сравним доходность ВЭБ и  Дженералли НПФ, оказавшегося одним  из самых доходных по итогам прошлого года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравним доходность ВЭБ и НПФ Социальное развитие:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравним доходность ВЭБ и  доходность и НПФ Лукойл Гарант. Следует отметить, что данный НПФ действует на рынке уже более 15 лет, при этом показывая высокий уровень доходов и надежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе полученных данных делаем вывод: НПФ дают шанс значительно  увеличить накопительную часть пенсии. Конечно, есть определенные риски, но следует понимать, что такое вложение средств связано с определенными рисками. Государство стремиться сократить эти риски,  кроме того гражданам необходимо со всей ответственностью отнестись к  выбору НПФ.

Сегодня развитие добровольных видов пенсионного  страхования сдерживается как низким уровнем заработных плат, не позволяющих  гражданам осуществлять целенаправленные пенсионные накопления, так и крайне низким уровнем пенсионной грамотности  населения.

Отсутствие целенаправленных действий по разъяснению принципов  и задач пенсионной реформы в 2002-2006 годах считается главной  причиной неудачи реформы.

Следует также  обратить внимание на отсутствие достоверных  и регулярных исследований общественного  мнения по вопросам наличия у населения  необходимых знаний. Для получения  таких данных одновременно с проведением  пилотных проектов по программам повышения  пенсионной грамотности населения  необходимо провести специальные исследования для получения достоверных данных.

Многие граждане не только не представляют себе все  преимущества и недостатки, заложенные в процедуре выбора НПФ или  управляющей компании, но и не в  состоянии даже задуматься о возможности  своего активного влияния на судьбу пенсионных накоплений.

Очень важно и  освещение этих преобразований средствами массовой информации. Оно должно создавать  представление о возможности  положительных сдвигов в решении  вопросов пенсионной реформы.

И конечно, самое  главное - негосударственные пенсионные фонды должны соответствовать уровню стоящих перед ними задач.

Предусмотренные законодательством меры по повышению  надежности НПФ должны последовательно  реализовываться и самими фондами, и государственными регулирующими  органами

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Негосударственные пенсионные фонды в России, несмотря на все  перечисленные трудности и проблемы, будут жить и развиваться, - поскольку  они объективно нужны всем.

 Для российского бизнеса  необходимость НПФ становится  все более явной, так как  корпоративное пенсионное обеспечение  – это цивилизованный способ  проведения социальной политики, управления персоналом и конкуренции  между предприятиями за качественных  наемных работников. Безусловно, тормозом  на пути его развития является  недружественная система налогообложения,  но даже и в этих условиях  работодатели, по всей вероятности,  не откажутся от уже начатых  пенсионных программ. Принятие же  нормальной системы налогообложения  на принципах ЕЕТ (не облагать  налогами пенсионные деньги на  входе в систему и внутри  нее, зато облагать все выплаты  из нее) привело бы к значительному  увеличению масштабов корпоративного  пенсионного обеспечения.

Для населения России обращение  к услугам НПФ – вопрос времени  и доверия. Но избежать прихода в  НПФ не удастся, если российский потребитель  хочет жить по стандартам развитых стран: в этих странах принято  копить на пенсию самостоятельно и  смолоду в дополнение к государственной  пенсии. Государство же, судя по “успехам”  пенсионной реформы, явно демонстрирует, что сильно надеяться на него нельзя. Подключение НПФ к системе  обязательного пенсионного страхования  не только создаст для НПФ новый  рынок, но и придаст новый импульс  добровольному пенсионному обеспечению  за счет повышения узнаваемости НПФ  как института.

Для поступательного развития российской экономики НПФ также  нужны, поскольку в отсутствие “длинных”  пенсионных денег многие институты  рыночной экономики не могут развиться  и полноценно функционировать. Яркий, хотя и не единственный пример –  ипотечное кредитование. Нужны длинные  деньги и для финансирования производственной инфраструктуры.

И, наконец, НПФ  нужны государству, - даже если отдельные  его представители и целые  ведомства этого не понимают: чтобы  снять с себя избыточные и невыполнимые социальные обязательства, получить долгосрочно  сбалансированный бюджет, а также  инвестиционные ресурсы. От государства  в этой ситуации требуется не так  уж много: не нужно ни накачивать НПФ  бюджетными деньгами, ни активно пропагандировать их среди населения. Достаточно создать  нормальную систему налогообложения  и рассматривать НПФ как полноценного стратегического партнера государства в финансовой и социальной сфере.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.12.2004) "О негосударственных пенсионных фондах" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998)  (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ)
  2. Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 10.11.2003 N 135-ФЗ, от 28.07.2004 N 81-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 182-ФЗ,от 27.12.2009 N 378-ФЗ)
  3. Пенсионное обеспечение: Учебник, Борисенко Н.Ю. – М. Дашков и Ко,2009г-576с.
  4. Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - экспресс курс для -самостоятельных людей М.М. Аранжереев.- М. Эксмо,2006г
  5. Развитие негосударственных пенсионных фондов// журнал Актуарий// В.И. Мудраков, руководитель Инспекции НПФ при Минтруде России-№7,8 -2009г.
  6. Официальный сайт ПФ РФ www.pfrf.ru
  7. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам www.fcsm.ru
  8. Официальный сайт Внешэкономбанка www.veb.ru
  9. npf.investfunds.ru
  10. www.pensiamarket.ru
  11. Справочная правовая система Консультант Плюс
  12. Справочная правовая система Гарант

 


Информация о работе Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации