Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:06, курсовая работа
Цель курсовой работы: анализ развития НПФ в России.
Указанная цель предполагает решение ряда задач:
1. Исследовать понятие и сущность НПФ
2. Проанализировать показатели деятельности и текущее состояние НПФ
3. Выявить основные проблемы в развитии НПФ и попытаться найти пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 4
1.1 Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" 4
1.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ 13
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ НЕГОСУДАСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИИ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Говоря об успешности размещения пенсионных накоплений и пенсионных резервов, которые формируются из средств, добровольно переданных гражданами в управление пенсионным фондам, 2009 год стал для НПФ более удачным в сравнении с 2008 годом.
Значительному количеству негосударственных пенсионных фондов удалось восполнить потери, понесенные по итогам 2008 года. В среднем, в прошлом году средняя доходность управления пенсионными резервами составила около 30-50%. По управлению пенсионными накоплениями в рамках консервативной стратегии средняя доходность составила 12-20%. В некоторых случаях фондам удалось показать доходность и более 100%. Таких итогов удалось во многом достичь благодаря активному росту фондового рынка. Безусловно, управляющим удалось использовать данный фактор.
По сравнению
с тем, кто вложил накопительную
часть пенсии в НПФ, так называемые
«молчуны» оказались в менее
выгодном положении. Кстати, таких граждан
порядка 90% от общего числа участников
системы обязательного
Несомненно, в
условиях резкого восстановления рынка
ценных бумаг НПФ показали более
высокую доходность. Пенсионный фонд
РФ, работая с более
НПФ имеют возможность пользоваться более широким инструментарием на фондовом рынке, нежели государственная управляющая компания. Поэтому частные пенсионные фонды чувствуют себя более спокойно даже в ситуации, когда прогнозы относительно состояния фондового рынка неоднозначны. Особенно, если учитывать, что теперь по закону НПФ могут инвестировать до 50% резервов самостоятельно, без помощи управляющих компаний.
Сегодня на федеральном уровне рассматривается законопроект, который серьезно расширит возможности граждан распоряжаться своими пенсионными накоплениями.
Дело в том,
что на сегодняшний день накопительная
часть трудовой пенсии делится на
228 равных частей, каждая из которых
ежемесячно выплачивается человеку
с моменты выхода на пенсию. Иными
словами, пенсионные накопления рассчитаны
на 19 лет. Если речь идет о «молчунах»,
то с момента выхода на пенсию накопительная
часть перестает
Но, исходя из статистики,
срок так называемого дожития
в 19 лет чрезмерно завышен. Ведь,
по различным прогнозам, средняя
продолжительность жизни в
Улучшение экономической
ситуации располагает к тому, что
НПФ продолжат активную экспансию
с целью увеличения своей клиентской
базы и привлечения новых
Начался второй
этап пенсионной реформы. Государство
предполагает усовершенствовать
Итак, проведем небольшое исследование. Сравним доходность государственной управляющей компании Внешэкономбанк и трех НПФ оказавшихся наиболее доходными и надежными по итогам 2009 года.
Анализ проведем на личном примере: т.е. возьмем к расчету возраст -22 года, женский пол, среднемесячная зарплата 13 000 рублей, и допустим что на данный момент отсутствует накопленная часть тр.пенсии.
По официальным данным инфляция в 2009 году составила 12%, ее и будем брать в расчет.
Таблица 25
Расчет доходности инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией Внешэкономбанк | |||
Отчетная дата |
С начала года |
За пред.12 мес |
За пред.3 года |
31.12.2009 |
9,52 |
9,52 |
4,95 |
30.09.2009 |
4,08 |
1,09 |
3,41 |
30.06.2009 |
3,21 |
-1,26 |
3,85 |
31.03.2009 |
-7,23 |
-3,09 |
2,93 |
31.12.2008 |
-0,46 |
-0,46 |
3,71 |
30.09.2008 |
1,97 |
3,18 |
5,25 |
30.06.2008 |
4,85 |
5,52 |
7,33 |
31.03.2008 |
3,54 |
5,7 |
7,81 |
31.12.2007 |
5,981 (6,042) |
5,981 (6,042) |
7,901 (7,922) |
30.09.2007 |
5,64 |
6,03 |
8,11 |
29.06.2007 |
5,69 |
7,49 |
7,98 |
30.03.2007 |
4,6 |
6,47 |
7,54 |
29.12.2006 |
5,67 |
5,67 |
- |
29.09.2006 |
5,17 |
6,56 |
- |
30.06.2006 |
2,2 |
9,01 |
- |
31.03.2006 |
1,52 |
11,36 |
- |
30.12.2005 |
12,18 |
12,18 |
- |
30.09.2005 |
12,5 |
11,82 |
- |
30.06.2005 |
8,13 |
7,47 |
- |
31.03.2005 |
4,53 |
4,89 |
- |
31.12.2004 |
7,33 |
- |
- |
30.09.2004 |
7,97 |
- |
- |
30.06.2004 |
9,6 |
- |
- |
31.03.2004 |
42,75 |
- |
- |
Сравним доходность ВЭБ и Дженералли НПФ, оказавшегося одним из самых доходных по итогам прошлого года.
Сравним доходность ВЭБ и НПФ Социальное развитие:
Сравним доходность ВЭБ и доходность и НПФ Лукойл Гарант. Следует отметить, что данный НПФ действует на рынке уже более 15 лет, при этом показывая высокий уровень доходов и надежности.
На основе полученных данных делаем вывод: НПФ дают шанс значительно увеличить накопительную часть пенсии. Конечно, есть определенные риски, но следует понимать, что такое вложение средств связано с определенными рисками. Государство стремиться сократить эти риски, кроме того гражданам необходимо со всей ответственностью отнестись к выбору НПФ.
Сегодня развитие добровольных видов пенсионного страхования сдерживается как низким уровнем заработных плат, не позволяющих гражданам осуществлять целенаправленные пенсионные накопления, так и крайне низким уровнем пенсионной грамотности населения.
Отсутствие целенаправленных действий по разъяснению принципов и задач пенсионной реформы в 2002-2006 годах считается главной причиной неудачи реформы.
Следует также
обратить внимание на отсутствие достоверных
и регулярных исследований общественного
мнения по вопросам наличия у населения
необходимых знаний. Для получения
таких данных одновременно с проведением
пилотных проектов по программам повышения
пенсионной грамотности населения
необходимо провести специальные исследования
для получения достоверных
Многие граждане не только не представляют себе все преимущества и недостатки, заложенные в процедуре выбора НПФ или управляющей компании, но и не в состоянии даже задуматься о возможности своего активного влияния на судьбу пенсионных накоплений.
Очень важно и
освещение этих преобразований средствами
массовой информации. Оно должно создавать
представление о возможности
положительных сдвигов в
И конечно, самое главное - негосударственные пенсионные фонды должны соответствовать уровню стоящих перед ними задач.
Предусмотренные законодательством меры по повышению надежности НПФ должны последовательно реализовываться и самими фондами, и государственными регулирующими органами
Негосударственные пенсионные
фонды в России, несмотря на все
перечисленные трудности и
Для российского бизнеса
необходимость НПФ становится
все более явной, так как
корпоративное пенсионное
Для населения России обращение
к услугам НПФ – вопрос времени
и доверия. Но избежать прихода в
НПФ не удастся, если российский потребитель
хочет жить по стандартам развитых
стран: в этих странах принято
копить на пенсию самостоятельно и
смолоду в дополнение к государственной
пенсии. Государство же, судя по “успехам”
пенсионной реформы, явно демонстрирует,
что сильно надеяться на него нельзя.
Подключение НПФ к системе
обязательного пенсионного
Для поступательного развития российской экономики НПФ также нужны, поскольку в отсутствие “длинных” пенсионных денег многие институты рыночной экономики не могут развиться и полноценно функционировать. Яркий, хотя и не единственный пример – ипотечное кредитование. Нужны длинные деньги и для финансирования производственной инфраструктуры.
И, наконец, НПФ
нужны государству, - даже если отдельные
его представители и целые
ведомства этого не понимают: чтобы
снять с себя избыточные и невыполнимые
социальные обязательства, получить долгосрочно
сбалансированный бюджет, а также
инвестиционные ресурсы. От государства
в этой ситуации требуется не так
уж много: не нужно ни накачивать НПФ
бюджетными деньгами, ни активно пропагандировать
их среди населения. Достаточно создать
нормальную систему налогообложения
и рассматривать НПФ как
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.12.2004) "О негосударственных пенсионны
х фондах" (принят ГД ФС РФ 08.04.1998) (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ) - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 10.11.2003 N 135-ФЗ, от 28.07.2004 N 81-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 182-ФЗ,от 27.12.2009 N 378-ФЗ)
- Пенсионное обеспечение: Учебник, Борисенко Н.Ю. – М. Дашков и Ко,2009г-576с.
- Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов - экспресс курс для -самостоятельных людей М.М. Аранжереев.- М. Эксмо,2006г
- Развитие негосударственных пенсионных фондов// журнал Актуарий// В.И. Мудраков, руководитель Инспекции НПФ при Минтруде России-№7,8 -2009г.
- Официальный сайт ПФ РФ www.pfrf.ru
- Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам www.fcsm.ru
- Официальный сайт Внешэкономбанка www.veb.ru
- npf.investfunds.ru
- www.pensiamarket.ru
- Справочная правовая система Консультант Плюс
- Справочная правовая система Гарант
Информация о работе Развитие негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации