Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных пенсий, довольна существенна. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Украина является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также законодательное регулирование пенсионного страхования и его развитие на территории Украины.
Закон Украины “О пенсионном обеспечении” N 1788-XII 5 ноября 1991 года гарантирует всем нетрудоспособным гражданам право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий;
Порядок подтверждения имеющего трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденный постановлением КМУ № 637 от 12 августа 1993г.;
Порядок подтверждения периодов работы, которые зачисляются в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины N 18-1 от 10.11.2006 г. (Порядок № 18-1);
Порядок предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда Украины[12].
Предусмотренный законопроектами "Про общеобязательное государственное пенсионное страхование" и "Про негосударственное пенсионное обеспечение" путь реформирования пенсионной системы Украины есть логическим продолжением и составной частью экономических реформ в стране, последовательной реализацией прежде принятых решений и отвечает требованиям:
1. статьи 46 Конституции Украины;
2. положений Концепции социального обеспечения население Украины, которая одобренная Верховной Радой Украины 21 декабря 1993 года;
3. основ законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование;
4. Указа Президента Украины "Об Основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине".
Этими документами установлены основные задачи и цели пенсионной реформы, а именно:
1. повысить уровень жизни пенсионеров;
2. установить зависимость размеров пенсий от величины заработка и трудового стажа;
3. обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы;
4. поощрить граждан к сбережению средств под старость;
5. создать более эффективную и более действенную систему административного управления в пенсионном обеспечении.
Учитывая социально-экономические и политические реалии в Украине, Правительство предлагает путь постепенного внедрения трехуровневой пенсионной системы:
1. Уровень 1 - солидарная система
2. Уровень 2 - общеобязательная накопительная система
3. Уровень 3- добровольная негосударственная система пенсионных сбережений
Реформа Первого уровня (солидарной системы) предусматривает:
1. Охват системой общеобязательного государственного пенсионного страхования всех работающих граждан (в том числе и тех, что обеспечивают себя работой самостоятельно, а также нанимаемых работников в частном секторе экономики).
2. Внедрение новой формулы начисления пенсий, которая предусматривает расширение периода учет заработка при определении размеров пенсий (на основании данных системы персонифицированного учета взносов), зачисление к страховому стажу периодов, за которые уплачены страховые взносы и ставит будущий размер пенсии в зависимость от величины заработка, из которого платились пенсионные взносы, и страхового стажа, на протяжении которого они платились. Причем, сегодняшним пенсионерам будет предоставлено право на перерасчет предназначенной им пенсии по условиям нового Закона.
3. Сохранение права выхода на пенсию в 55 и 60 лет, с одновременным предоставлением возможности более позднего выхода на пенсию с повышением размеров пенсий от 3 процентов за один год отсрочки выхода на пенсию до 85,32 процентов за десять лет более позднего выхода на пенсию. Кроме того, в случае отсрочки времени выхода на пенсию, увеличится период, на протяжении которого лицо будет платить взносы в Пенсионный фонд, а значит и размер ее пенсии будет высшей. Такое решение вопроса будет личным делом каждого гражданина, и будет зависеть исключительно от его готовности "работать на самого себя". Ведь в законопроекте заложен экономически стимулирующий подход к более позднему выходу на пенсию.
4. Размежевание источников финансирования пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами. На первом этапе - размежевание источников финансирования с Государственным бюджетом, а на второй - постепенное переведение финансирования досрочных пенсий (по списку №1 и №2) других категорий повышенных пенсий в систему негосударственных профессиональных и корпоративных пенсионных фондов с обязательным отчислением к ним пенсионных взносов со стороны соответствующих работодателей.
5. Экономическое стимулирование граждан к выходу на пенсию в более позднем веку без законодательного повышения, действующего пенсионного возраста.
6. Финансирование из Государственного бюджета дефицита средств, в рамках солидарной системы, в случае его возникновения.
7. Постепенное внедрение системы управление Пенсионным фондом на основе паритетного представительства сторон социального партнерства (представителей государства, работодателей и работников).
Таким образом Первый уровень будет представлять собой солидарную систему пенсионных выплат, взносы в которой будут платиться всеми работающими гражданами страны и их работодателями. За счет этого средства и будут выплачиваться страховые пенсии и будет устанавливаться минимальный уровень пенсионных выплат пенсионерам. Лицам, которые будут иметь маленький страховой стаж и/или размер заработка, из которого платились пенсионные страховые взносы, а итак низкие размеры пенсий, предполагается предоставление целевой социальной помощи, которая разрешит обеспечить им доходы на уровне минимальных социальных стандартов в Украине, которые будут установлены, исходя из реальных финансовых возможностей Государственного бюджета и Пенсионного фонда. В реформированной солидарной системе размер пенсии будет зависеть от размера заработной платные, из которой платились пенсионные взносы и страхового стажа, на протяжении которого они платились что будет достигаться путем увольнения Пенсионного фонда от осуществления несвойственных нему выплат (то есть размежевание источников финансирования выплаты пенсий, предназначенных за разными пенсионными программами) и внедрение системы персонифицированного учета сведений о заработке и уплате пенсионных взносов, на основе, данных, которой будут назначаться, и выплачиваться пенсии. Ведение и обслуживание такой системы будет осуществлять Пенсионный фонд Украины.
Создание Второго уровня пенсионной системы будет означать внедрение в нашей стране системы общеобязательного накопительного пенсионного страхования.
Суть такой системы будет состоять в потому, что часть обязательных взносов в пенсионную систему (общий уровень пенсионных отчислений останется неизменной) будет накапливаться в едином Накопительном фонде и будет учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан которые (и в пользу которых) будут платить такие взносы. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны с целью получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Управление пенсионным средством будут осуществлять компании из управления активами (для которых эта деятельность есть профессиональной и будет лицензироваться), избранными на конкурсной (тендерной основе). При инвестировании пенсионных активов компании будут действовать в соответствии с требованиями законопроектов относительно направлений инвестирования, рынков на которые можно будет осуществлять инвестиции и требований относительно диверсификации (вкладывание средства в разные направления) инвестиционных вложений. Непосредственное сохранение пенсионных активов будет осуществлять банковское учреждение - хранитель, которая будет нести ответственность за целевое использование этих активов. Средство, которое будут учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан будут собственностью этих граждан, и они смогут воспользоваться ними при достижении пенсионного возраста (или, в случаях предусмотренных законом, прежде этого срока, например в случае инвалидности). Выплаты из Накопительного фонда будут осуществляться дополнительно к выплатам из солидарной системы.
Повышение размера пенсионных взносов также не является эффективной мерой. По оценке Мирового банка, украинские предприниматели в среднем платят почти 60% своей прибыли в виде налогов, в то же время соответствующий средний мировой показатель составляет 40%.
Учитывая опыт других стран, для Украины довольно сложным инструментом решения проблемы пенсионного обеспечения является увеличение возраста выхода на пенсию, хотя и оно нуждается в экстренном решении через его поэтапное внедрение. Сейчас в нашей стране возраст выхода граждан на пенсию является одним из наиболее низких среди европейских стран. Например, в Чехии он повысился в прошлом году до 62-х лет для мужчин и 61-го года для женщин, в Венгрии до 2009 года достигнет 62-х лет, а в Литве до 62,5 лет для мужчин и 60-ти лет для женщин.
2.2 Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы Украине
Правительством Украины была сформулирована стратегия экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.
Собственно, где и можно рассмотреть все проблемы, касающиеся самой системы пенсионного обеспечения, социальных и экономических проблем, причины возникновения данных проблем, цели и задачи, необходимые пути их разрешения, этапы реформ[11,].
РЕФОРМА СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Проблемы
Украина едва ли не последней на постсоветском пространстве встала на путь пенсионных реформ и создание адекватной рыночным условиям системы социальной защиты граждан, утративших трудоспособность. Однако с 2004 г., - официального начала национальной пенсионной реформы, - большинство неотложных проблем остается нерешенным[13].
Основные проблемы существующей пенсионной реформы:
- низкие пенсии большинства пенсионеров и неравные условия пенсионного обеспечения. По состоянию на начало 2010 г. пенсия 55% пенсионеров не превышала 800 грн., а их доля в общей сумме пенсионных расходов составила всего 38%. Вместе с тем, 12% пенсионеров с относительно высокими пенсиями (свыше 1500 грн.) получали 28% от общего объема пенсионных расходов; к этой группе относятся преимущественно лица, которым пенсии назначены отдельными законами (военные, госслужащие, судьи и т.п.), и пенсионеры, которые работали на подземных работах. Только 3,2 тыс. пенсионеров получают действительно высокие пенсии (свыше 10 000 грн), из них треть - это лица, которые имеют особые заслуги перед отечеством (Герои Украины);
- бремя пенсионных обязательств становится угрожающим - в Украине удельный вес пенсионных расходов в ВВП- один из самых высоких в мире и имеет
тенденцию к увеличению: в 2004-07 гг. - 12-14%, в 2008 г. - 15,8% ВВП. В
кризисном 2009 г. этот показатель достиг 18,0% ВВП, при этом трансферты из
госбюджета составили почти 40% доходов Пенсионного фонда. Высокие
пенсионные обязательства отвлекают ресурсы экономики от целей развития,
ставят под угрозу выполнение государством своих функций.
В основе вышеупомянутых проблем лежат следующие ключевые причины:
- пенсионный возраст женщин на 5 лет ниже, чем у мужчин и является причиной относительно низкого размера пенсий женщин, а также противоречит тендерному равенству в трудовых и социальных правах;
- многочисленные пенсионные льготы по профессиональному и социальному признаку делают пенсионную систему несправедливой и снижают стимулы участия в ней;
- уровень вовлечения населения в пенсионное страхование - низкий: уровень занятости населения трудоспособного возраста остается низким, а взносы платят только 3/4 занятых. Как следствие, уже сейчас на 10 плательщиков взносов приходится 9 пенсионеров[15]. Большой теневой сектор экономики является причиной того, что треть пенсионных взносов выплачивается из зарплаты, которая не превышает минимальной. Все это провоцирует рост дефицита Пенсионного фонда;
- недостаточная дифференциация в механизме пенсионного обеспечения. В Украине в полной мере присутствует лишь солидарный уровень пенсионного обеспечения, в то время как слабо развит третий уровень и отсутствует обязательный накопительный уровень. Недостатки пенсионной системы провоцируют подмену реформ пенсионного обеспечения ситуативными политическими решениями. Это особенно опасно во время финансово-экономического кризиса, который снизил темпы роста зарплат и доходов.
Цели и задачи
Главными целями реформы пенсионной системы являются:
- повышение устойчивости и финансовой стабильности пенсионной системы;
- усиление социальной защиты нетрудоспособного населения, обеспечение достойного уровня их жизни;
Для достижения целей на период реформы поставлены следующие задачи:
- уровнять условий солидарного пенсионного обеспечения и увеличить вовлечения населения в пенсионное страхование;
- усилить связь пенсионных взносов и выплат в рамках солидарной системы;
- ввести обязательный накопительный уровень пенсионного обеспечения;
- улучшить администрирование пенсионной системы.
Необходимые шаги
Для повышения устойчивости и финансовой стабильности пенсионной системы необходимо выравнивание условий пенсионного обеспечения и увеличение вовлечения населения в пенсионное страхование в рамках солидарной системы:
- повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии с текущих 5 до 20/25 лет (при продолжительности стажа 15-19/21-24 года
соответственно для женщин и мужчин назначать т.н. "частичную" пенсию);
Информация о работе Развитие пенсионного страхования в Украине