Развитие пенсионного страхования в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных пенсий, довольна существенна. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Украина является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также законодательное регулирование пенсионного страхования и его развитие на территории Украины.

Файлы: 1 файл

2011 _ осн курсовая Развитие пенсионного страхования в украине.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

- выравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин (поэтапно с шагом 0,5 года на протяжении 10 лет);

- приближением к европейским стандартам (65 лет) пенсионного возраста для
участников накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования
(II уровня). Этот процесс будет распространяться только на лиц, которым в 2014
году (ориентировочная дата введения II уровня) исполнится не более 35 лет;

- стимулирование более позднего выхода на пенсию путем повышения нормативной продолжительности станса (с текущих 20/25 лет до 30/35 лет для мужчин и женщин) и одновременного увеличения коэффициента учета каждого года сверхнормативного стажа или каждого года отсрочки выхода на пенсию;

- освобождение солидарной системы от несвойственных для нее выплат (досрочные и льготные пенсии, повышения и доплаты (помощи) к пенсии, гарантирование минимального размера пенсии за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), проведение индексации основного размера пенсий;

- ограничение максимального размера пенсий, выплачиваемых за счет госсредств;

- ограничение пенсионных выплат работающим пенсионерам;

- динамичное повышение зарплат в бюджетном секторе, что является необходимым условием роста заработков в частном секторе и в целом по экономике;

- постепенное перераспределение взноса на пенсионное страхование работнику от работодателя (работник должен платить не менее четверти пенсионного взноса);

- определение условий участия самозанятых лиц в социальном страховании, отделение взноса на социальное страхование от фиксированного налога и определение фиксированного размера такого взноса, поощрение самозанятых лиц к участию в добровольном накопительном пенсионном страховании.

Для усиления социальной защиты и достойного уровня пенсий будут приняты меры по повышению пенсий, усилению их связи с размером осуществляемых на протяжении рабочей жизни взносов, улучшению администрирования пенсионной системы:

- минимизация административных расходов системы социального страхования путем введения единого социального взноса;

- ввод универсального персонифицированного учета страхового стажа и порядок определения страховых прав по всем видам социального страхования;

- улучшение госнадзора и госрегулирования деятельности накопительных пенсионных фондов, передача этих функций одному государственному органу, обеспечив его политическую и финансовую независимость;

- обеспечение прозрачности функционирования системы, разграничение страховых и несвойственных страхованию расходов, усиление целевого направления страховых средств, сокращение перечня выплат и услуг, не имеющих прямого отношения к страховому событию (а именно, выплаты по дополнительным пенсионным программам, финансируемым за счет бюджетных средств не должны осуществляться через Пенсионный фонд);

- обеспечение регулярной отчетности всех фондов обязательного социального страхования об уровне участия населения в страховании (количество регулярных плательщиках взносов и их распределение по объему приобретенных пенсионных прав);

- регулярное информирование граждан о собственных приобретенных страховых правах (рассылка почтовых сообщений и т.п.). Проведение регулярных общественных обсуждений этих отчетов с привлечением независимых экспертов;

- дифференциация минимальной пенсии в зависимости от ее вида (минимальная пенсия по возрасту должна быть значительно больше социальной пенсии);

- создание равных условий индексации пенсий, независимо от Закона, по которому назначена пенсия;

- сокращение льгот по досрочному выходу на пенсию и по уплате взносов;

- введение и развитие накопительных составляющих пенсионной системы;

- изменение условий и порядка внедрения II уровня пенсионной системы, определенных в п. 9 Заключительных положений Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Так, целесообразно пересмотреть условия двухлетнего роста ВВП, поскольку наибольшая отдача от II уровня следует ожидать в случае его внедрения в самом начале экономического роста;

- моделирование и обоснование стартовых параметров введения II уровня (возраст участников, размер взноса, оценка величины одного года стажа в солидарной системе для участников системы и т.д.);

- передача ПФУ функций сбора и администрирования средств II уровня, ведения системы единых пенсионных счетов, включая корпоративные схемы, которые будут вовлечены в работу со средствами II уровня. Обеспечение возможности привлечения частных компаний для управления активами и направления взносов II уровня в негосударственные пенсионные фонды по желанию и выбору застрахованных лиц;

- введение корпоративных (профессиональных) пенсионных схем для финансового обеспечения выплат досрочных и повышенных пенсий;

- мотивация населения и работодателей к участию в дополнительном пенсионном страховании на добровольных началах путем диверсификации схем частного пенсионного страхования, его налогового стимулирования, внедрения программ совместного инвестирования и т.д..

Этапы реформы

Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:

- введение фиксированного пенсионного взноса для предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения;

- усовершенствование порядка назначения и индексации пенсий;

- увеличение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии;     

-    ограничение пенсионных выплат работающим пенсионерам;

- сокращение пенсионных льгот, ограничение максимальных пенсий;

- создание стимулов для более позднего выхода на пенсию;

-              определение и изменение условий и порядка внедрения II уровня пенсионного
страхования, организационно-подготовительная работа по его введению.

Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:

- финансирование выплат, которые по сути не страховые, за счет бюджета;

- начало выравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин;

- введение единого социального взноса;

- введение II уровня общеобязательного государственного пенсионного страхования;

- постепенное перераспределение ставки взноса на пенсионное страхование от работодателя к работнику (доля работника не должна быть меньше 25%).

Долгосрочный горизонт, до конца 2014 г.:

- введение корпоративных пенсионных схем;

- повышение качества госрегулирования и госнадзора за накопительными пенсионными фондам;

- информирование населения, анализ и обнародование обобщенных данных в
разрезе по регионам, полу, возрастным группам.

Индикаторы успешности реформы:

- коэффициент замещения (соотношение средних размеров пенсий и зарплат) - не менее 45%, в т.ч. из солидарной системы - 40%;

- соотношение средних размеров пенсий женщин и мужчин - не ниже 75%;

- ставка отчислений на пенсионное страхование - не более 35%;

- соотношение объема пенсионных расходов с ВВП - не более 12%;

 

РЕФОРМА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Проблемы

Социальная поддержка населения, которая осуществляется в трех основных формах (социальных льгот, социальной помощи и субсидий), является чрезмерно сложной и непрозрачной[13,15].

Проблемами существующей системы социальной поддержки являются:

- низкая адресность. Среди получателей льгот 90,2% не являются бедными (согласно критерию прожиточного минимума). Удельный вес всех видов социальной поддержки в доходах бедных домохозяйств составляет всего 5%;

- низкий уровень охвата бедных слоев населения поддержкой. Всего 6% бедных получают помощь малообеспеченным семьям, 3,5% - жилищные субсидии. По данному показателю Украина уступает не только развитым странам, но и Сербии, России, Грузии, Армении, странам Балтии, и т.д.

- неэффективное управление системой социальной поддержки населения. Отсутствует система мониторинга и оценки, существует зависимость решений относительно расширения контингента получателей поддержки, ее видов и объемов в зависимости от электорального цикла.

- неэффективное поведение потребителей, в частности чрезмерное использование ресурсов. В Украине действуют завышенные нормы потребления: норма потребления воды по Украине составляет 127,8 куб. м. в год на одного чел., а в среднем по Европе - 73. Однако и эти нормы превышаются, в частности 32% получателей жилищных субсидий превышают нормы потребления электроэнергии. При этом тарифы, установленные для населения не всегда экономически обоснованные[15].

- чрезмерная нагрузка на бюджет. Удельный вес расходов на социальную защиту и обеспечение в консолидированном бюджете 2009 г. достиг 25,6%.

Причинами вышеуказанных проблем являются:

искривленные цели социальной поддержки, ориентированные на максимальный охват населения. Такой подход стимулирует неэффективное потребление, ведет к перегрузке бюджета социальными обязательствами.

- отсутствие соответствующего технического и информационного обеспечения системы управления предоставлением социальной поддержки. Это делает практически невозможным применение адресного подхода социальной поддержки, усложняет администрирование и управление социальной поддержкой, делает невозможным выявление тех граждан, которые нуждаются в социальной поддержке.

- отсутствие системности правового поля делает социальные обязательства слишком зависимыми.от электорального цикла и увеличивает нагрузку на бюджет, снижает эффективность поддержки.

- пассивная социальная поддержка, предоставление поддержки в натуральном виде оказывает де-стимулирующее ее влияние на экономическое поведение населения (экономическую и трудовую активность, экономию ресурсов), увеличивает нагрузку на бюджет.

Цели и задачи

Целями реформы являются:

- повышение эффективности социальной поддержки при эффективном расходовании бюджетных средств;

- снижение нагрузки на бюджет.

Для достижения целей на период реформы поставлены следующие задачи:

- сформировать экономически ответственное поведение властей и получателей социальной помощи;

- применять адресность, как главный принцип предоставления социальной поддержки и систематизировать правовое поле;

- повысить эффективность управленческих решений в системе социальной поддержки населения. Внедрить мониторинг, оценку и социальный аудит формирования и выплат социальной поддержки.

Необходимые шаги

Для повышения эффективности социальной поддержки требуются следующие меры:

- усиление адресности всех видов социальной поддержки, что будет происходить за счет:

* интеграции программы льгот на оплату услуг ЖКХ с программой жилищных субсидий; внесение законодательных изменений в правила предоставления субсидий: использование единого критерия их предоставления с учетом уровня доходов, определяемых как прямыми, так и косвенными методами, а также с учетом имеющейся в распоряжении собственности; переход к монетизации этих субсидий;

* перевода всех программ социальной помощи на адресную основу, за исключением помощи при рождении ребенка, инвалидам с детства и детям-инвалидам;

* учета фактической нуждаемости при предоставление всех видов льгот (кроме льгот для лиц, которые имеют исключительные заслуги перед Родиной);

* отхода от предоставления льгот по профессиональному признаку при одновременном адекватном повышении уровня доходов;

* сохранения части социальных льгот и помощи как привилегий только для лиц, которые имеют исключительные заслуги перед Родиной: ветеранам ВОВ, ликвидаторам аварии на ЧАЭС, Героям Украины, Героям Советского Союза, Героям социалистического труда и т.д. по категорийному принципу[15].

- обеспечение эффективности управленческих решений в системе предоставления социальной поддержки:

* создание приемлемой для эффективного управления базы данных получателей всех видов социальной поддержки, единой информационной среды для органов Министерства труда, Пенсионного фонда, Государственной налоговой администрации, МВД, регистрации актов гражданского состояния;

* внедрение системы мониторинга, оценки и социального аудита программ социальной поддержки.

- совершенствование института социальной инспекции путем расширения заданий и функций социальных инспекторов, а именно:

* социальное сопровождения инспектором неблагополучных бедных семей;

* внедрение системы оценивание степени удовлетворенности клиентов, и степени эффективности предоставленной помощи;

* обеспечение обратной связи между клиентами и органами по предоставлению социальной помощи;

* внедрение мониторинга лиц, которые претендуют на поддержку путем
разработки инструмента оценки клиентов и его применения к тем , кто обманом претендует на поддержку.

Для снижения финансовой нагрузки на бюджет будут предприняты следующие шаги:

- формирование экономически ответственного поведения властей и получателей социальной поддержки за счет:

* разработки и внедрения системы, экономически обоснованных нормативов потребления жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг с дальнейшим использованием их при определении размеров социальной поддержки;

Информация о работе Развитие пенсионного страхования в Украине