Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных пенсий, довольна существенна. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Украина является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также законодательное регулирование пенсионного страхования и его развитие на территории Украины.
- выравнивание пенсионного возраста для женщин и мужчин (поэтапно с шагом 0,5 года на протяжении 10 лет);
- приближением к европейским стандартам (65 лет) пенсионного возраста для
участников накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования
(II уровня). Этот процесс будет распространяться только на лиц, которым в 2014
году (ориентировочная дата введения II уровня) исполнится не более 35 лет;
- стимулирование более позднего выхода на пенсию путем повышения нормативной продолжительности станса (с текущих 20/25 лет до 30/35 лет для мужчин и женщин) и одновременного увеличения коэффициента учета каждого года сверхнормативного стажа или каждого года отсрочки выхода на пенсию;
- освобождение солидарной системы от несвойственных для нее выплат (досрочные и льготные пенсии, повышения и доплаты (помощи) к пенсии, гарантирование минимального размера пенсии за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), проведение индексации основного размера пенсий;
- ограничение максимального размера пенсий, выплачиваемых за счет госсредств;
- ограничение пенсионных выплат работающим пенсионерам;
- динамичное повышение зарплат в бюджетном секторе, что является необходимым условием роста заработков в частном секторе и в целом по экономике;
- постепенное перераспределение взноса на пенсионное страхование работнику от работодателя (работник должен платить не менее четверти пенсионного взноса);
- определение условий участия самозанятых лиц в социальном страховании, отделение взноса на социальное страхование от фиксированного налога и определение фиксированного размера такого взноса, поощрение самозанятых лиц к участию в добровольном накопительном пенсионном страховании.
Для усиления социальной защиты и достойного уровня пенсий будут приняты меры по повышению пенсий, усилению их связи с размером осуществляемых на протяжении рабочей жизни взносов, улучшению администрирования пенсионной системы:
- минимизация административных расходов системы социального страхования путем введения единого социального взноса;
- ввод универсального персонифицированного учета страхового стажа и порядок определения страховых прав по всем видам социального страхования;
- улучшение госнадзора и госрегулирования деятельности накопительных пенсионных фондов, передача этих функций одному государственному органу, обеспечив его политическую и финансовую независимость;
- обеспечение прозрачности функционирования системы, разграничение страховых и несвойственных страхованию расходов, усиление целевого направления страховых средств, сокращение перечня выплат и услуг, не имеющих прямого отношения к страховому событию (а именно, выплаты по дополнительным пенсионным программам, финансируемым за счет бюджетных средств не должны осуществляться через Пенсионный фонд);
- обеспечение регулярной отчетности всех фондов обязательного социального страхования об уровне участия населения в страховании (количество регулярных плательщиках взносов и их распределение по объему приобретенных пенсионных прав);
- регулярное информирование граждан о собственных приобретенных страховых правах (рассылка почтовых сообщений и т.п.). Проведение регулярных общественных обсуждений этих отчетов с привлечением независимых экспертов;
- дифференциация минимальной пенсии в зависимости от ее вида (минимальная пенсия по возрасту должна быть значительно больше социальной пенсии);
- создание равных условий индексации пенсий, независимо от Закона, по которому назначена пенсия;
- сокращение льгот по досрочному выходу на пенсию и по уплате взносов;
- введение и развитие накопительных составляющих пенсионной системы;
- изменение условий и порядка внедрения II уровня пенсионной системы, определенных в п. 9 Заключительных положений Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Так, целесообразно пересмотреть условия двухлетнего роста ВВП, поскольку наибольшая отдача от II уровня следует ожидать в случае его внедрения в самом начале экономического роста;
- моделирование и обоснование стартовых параметров введения II уровня (возраст участников, размер взноса, оценка величины одного года стажа в солидарной системе для участников системы и т.д.);
- передача ПФУ функций сбора и администрирования средств II уровня, ведения системы единых пенсионных счетов, включая корпоративные схемы, которые будут вовлечены в работу со средствами II уровня. Обеспечение возможности привлечения частных компаний для управления активами и направления взносов II уровня в негосударственные пенсионные фонды по желанию и выбору застрахованных лиц;
- введение корпоративных (профессиональных) пенсионных схем для финансового обеспечения выплат досрочных и повышенных пенсий;
- мотивация населения и работодателей к участию в дополнительном пенсионном страховании на добровольных началах путем диверсификации схем частного пенсионного страхования, его налогового стимулирования, внедрения программ совместного инвестирования и т.д..
Этапы реформы
Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:
- введение фиксированного пенсионного взноса для предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения;
- усовершенствование порядка назначения и индексации пенсий;
- увеличение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии;
- ограничение пенсионных выплат работающим пенсионерам;
- сокращение пенсионных льгот, ограничение максимальных пенсий;
- создание стимулов для более позднего выхода на пенсию;
- определение и изменение условий и порядка внедрения II уровня пенсионного
страхования, организационно-
Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:
- финансирование выплат, которые по сути не страховые, за счет бюджета;
- начало выравнивания пенсионного возраста мужчин и женщин;
- введение единого социального взноса;
- введение II уровня общеобязательного государственного пенсионного страхования;
- постепенное перераспределение ставки взноса на пенсионное страхование от работодателя к работнику (доля работника не должна быть меньше 25%).
Долгосрочный горизонт, до конца 2014 г.:
- введение корпоративных пенсионных схем;
- повышение качества госрегулирования и госнадзора за накопительными пенсионными фондам;
- информирование населения, анализ и обнародование обобщенных данных в
разрезе по регионам, полу, возрастным группам.
Индикаторы успешности реформы:
- коэффициент замещения (соотношение средних размеров пенсий и зарплат) - не менее 45%, в т.ч. из солидарной системы - 40%;
- соотношение средних размеров пенсий женщин и мужчин - не ниже 75%;
- ставка отчислений на пенсионное страхование - не более 35%;
- соотношение объема пенсионных расходов с ВВП - не более 12%;
РЕФОРМА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Проблемы
Социальная поддержка населения, которая осуществляется в трех основных формах (социальных льгот, социальной помощи и субсидий), является чрезмерно сложной и непрозрачной[13,15].
Проблемами существующей системы социальной поддержки являются:
- низкая адресность. Среди получателей льгот 90,2% не являются бедными (согласно критерию прожиточного минимума). Удельный вес всех видов социальной поддержки в доходах бедных домохозяйств составляет всего 5%;
- низкий уровень охвата бедных слоев населения поддержкой. Всего 6% бедных получают помощь малообеспеченным семьям, 3,5% - жилищные субсидии. По данному показателю Украина уступает не только развитым странам, но и Сербии, России, Грузии, Армении, странам Балтии, и т.д.
- неэффективное управление системой социальной поддержки населения. Отсутствует система мониторинга и оценки, существует зависимость решений относительно расширения контингента получателей поддержки, ее видов и объемов в зависимости от электорального цикла.
- неэффективное поведение потребителей, в частности чрезмерное использование ресурсов. В Украине действуют завышенные нормы потребления: норма потребления воды по Украине составляет 127,8 куб. м. в год на одного чел., а в среднем по Европе - 73. Однако и эти нормы превышаются, в частности 32% получателей жилищных субсидий превышают нормы потребления электроэнергии. При этом тарифы, установленные для населения не всегда экономически обоснованные[15].
- чрезмерная нагрузка на бюджет. Удельный вес расходов на социальную защиту и обеспечение в консолидированном бюджете 2009 г. достиг 25,6%.
Причинами вышеуказанных проблем являются:
искривленные цели социальной поддержки, ориентированные на максимальный охват населения. Такой подход стимулирует неэффективное потребление, ведет к перегрузке бюджета социальными обязательствами.
- отсутствие соответствующего технического и информационного обеспечения системы управления предоставлением социальной поддержки. Это делает практически невозможным применение адресного подхода социальной поддержки, усложняет администрирование и управление социальной поддержкой, делает невозможным выявление тех граждан, которые нуждаются в социальной поддержке.
- отсутствие системности правового поля делает социальные обязательства слишком зависимыми.от электорального цикла и увеличивает нагрузку на бюджет, снижает эффективность поддержки.
- пассивная социальная поддержка, предоставление поддержки в натуральном виде оказывает де-стимулирующее ее влияние на экономическое поведение населения (экономическую и трудовую активность, экономию ресурсов), увеличивает нагрузку на бюджет.
Цели и задачи
Целями реформы являются:
- повышение эффективности социальной поддержки при эффективном расходовании бюджетных средств;
- снижение нагрузки на бюджет.
Для достижения целей на период реформы поставлены следующие задачи:
- сформировать экономически ответственное поведение властей и получателей социальной помощи;
- применять адресность, как главный принцип предоставления социальной поддержки и систематизировать правовое поле;
- повысить эффективность управленческих решений в системе социальной поддержки населения. Внедрить мониторинг, оценку и социальный аудит формирования и выплат социальной поддержки.
Необходимые шаги
Для повышения эффективности социальной поддержки требуются следующие меры:
- усиление адресности всех видов социальной поддержки, что будет происходить за счет:
* интеграции программы льгот на оплату услуг ЖКХ с программой жилищных субсидий; внесение законодательных изменений в правила предоставления субсидий: использование единого критерия их предоставления с учетом уровня доходов, определяемых как прямыми, так и косвенными методами, а также с учетом имеющейся в распоряжении собственности; переход к монетизации этих субсидий;
* перевода всех программ социальной помощи на адресную основу, за исключением помощи при рождении ребенка, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
* учета фактической нуждаемости при предоставление всех видов льгот (кроме льгот для лиц, которые имеют исключительные заслуги перед Родиной);
* отхода от предоставления льгот по профессиональному признаку при одновременном адекватном повышении уровня доходов;
* сохранения части социальных льгот и помощи как привилегий только для лиц, которые имеют исключительные заслуги перед Родиной: ветеранам ВОВ, ликвидаторам аварии на ЧАЭС, Героям Украины, Героям Советского Союза, Героям социалистического труда и т.д. по категорийному принципу[15].
- обеспечение эффективности управленческих решений в системе предоставления социальной поддержки:
* создание приемлемой для эффективного управления базы данных получателей всех видов социальной поддержки, единой информационной среды для органов Министерства труда, Пенсионного фонда, Государственной налоговой администрации, МВД, регистрации актов гражданского состояния;
* внедрение системы мониторинга, оценки и социального аудита программ социальной поддержки.
- совершенствование института социальной инспекции путем расширения заданий и функций социальных инспекторов, а именно:
* социальное сопровождения инспектором неблагополучных бедных семей;
* внедрение системы оценивание степени удовлетворенности клиентов, и степени эффективности предоставленной помощи;
* обеспечение обратной связи между клиентами и органами по предоставлению социальной помощи;
* внедрение мониторинга лиц, которые претендуют на поддержку путем
разработки инструмента оценки клиентов и его применения к тем , кто обманом претендует на поддержку.
Для снижения финансовой нагрузки на бюджет будут предприняты следующие шаги:
- формирование экономически ответственного поведения властей и получателей социальной поддержки за счет:
* разработки и внедрения системы, экономически обоснованных нормативов потребления жилищно-коммунальных, транспортных и других услуг с дальнейшим использованием их при определении размеров социальной поддержки;
Информация о работе Развитие пенсионного страхования в Украине