Развитие пенсионного страхования в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных пенсий, довольна существенна. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Украина является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также законодательное регулирование пенсионного страхования и его развитие на территории Украины.

Файлы: 1 файл

2011 _ осн курсовая Развитие пенсионного страхования в украине.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

* обеспечения технологическим оборудованием, необходимым для учета фактического потребления услуг;

* разработки методики оценки стоимости предоставления каждого вида льгот с использованием данных государственных реестров и персональных социальных карточек.

- внедрение   критерия, согласно которому определяется право гражданина на социальную поддержку путем использования вмененного (предполагаемого) дохода для тех доходов, которые сложно проверить (алгоритм гибридной проверки доходов).

- аудит и отмена льгот, которые существуют лишь «на бумаге» (отсутствие которых не ухудшит социальной защиты людей, имеющих на них право).

 

Этапы реформы

Период до конца 2010 г.

- установление моратория на 5 лет на внедрение новых видов социальной поддержки населения и на расширение действующих видов поддержки на новые категории населения.

- создание необходимой методической базы для определения права на получение помощи (с использованием прямых и косвенных методов определения доходов, а также с учетом собственности, имеющейся в распоряжении).

- создание необходимой методической базы для осуществления мониторинга социальных программ, социального аудити, расчета нормативов потребления услуг.

- разработка матрицы видов социальной поддержки и проведение аудита  видов помощи и льгот.

- разработка критерия, согласно которому определяется право гражданина на поддержку путем использования, вмененного дохода.

Период до конца 2012 г.:

- внедрение программы интеграции жилищных льгот в систему жилищных субсидий и переход к их монетизации.

- переход к принципу адресности для всех видов социальной поддержки.

- установление обязательности обеспечения учета потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды по отдельным домам поставщиками соответствующих жилищно-коммунальных услуг.

- внедрение необходимого технологического оборудования для учета фактического потребления услуг.

Период до конца 2014 г.:

- внедрение системы социального мониторинга, оценки и аудита социальной поддержки населения.

- построение нового института социальной инспекции.

Индикаторы успеха реализации реформ

- обеспечение надлежащей социальной защиты нуждающихся слоев населения при эффективном расходовании бюджетных средств.

- направление не менее 50% средств, выделенных на социальную поддержку, бедному населению.

- снижение на 1/3 удельного веса небедного населения среди получателей льгот.

- снижение фактического потребления электрической и тепловой энергии и воды в жилищном секторе на 3-5% (за счет приведения тарифов к экономически обоснованному уровню и стимулированию экономии ресурсов получателями социальной помощи)[13].

 

2.3 Перспективные направления реформирования пенсионной системы Украине

Концепция пенсионной реформы в 2010 – 2017 гг.

Правительство Украины утвердило концепцию пенсионной реформы в 2010 – 2017 гг.

ЦЕЛЬ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Целью Концепции является эффективное реформирование пенсионной системы, направленное на обеспечение стабильного ее функционирования, достойного уровня жизни людей преклонного возраста и других категорий граждан, утративших трудоспособность, адекватного их жизненным потребностям, создание действенных механизмов защиты их прав и интересов, обеспечение прозрачности пенсионной системы[16].

Реализация Концепции предполагается на период с 2010 по 2017 год в два этапа, а именно:

первый этап - с 2010 г. по 2013 г.,

второй этап - с 2014 г. до 2017 г.

Реализация Концепции будет сопровождаться проведением эффективной разъяснительной работы среди населения, работодателей, профсоюзов, объединений граждан и юридических лиц.

ПУТИ И СРЕДСТВА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОВЕДЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

1. Обеспечение стабильного функционирования пенсионной системы.

Для этого необходимо:

а) усилить платежную дисциплину уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Украины;

б) обеспечить установление адекватности, обоснованности и приемлемости уровня фискальной нагрузки, которую обуславливает пенсионная система на фонд оплаты труда;

в) расширить базу начисления страховых взносов, в том числе за счет легализации зарплаты и повышения ее уровня, сокращения неполной занятости и безработицы;

г) отработать вопрос о расширении источников финансирования пенсий, назначенных на льготных условиях;

д) разграничить функции органов исполнительной власти в отношении государственного регулирования и надзора в системе накопительного пенсионного обеспечения, а также усилить роль центрального органа исполнительной власти в сфере экономики в отношении ее внедрения и развития;

е) разработать систему защиты пенсионных средств от их потери (обесценивания) в средне- и долгосрочной перспективе с целью усиления доверия населения к накопительной системе пенсионного обеспечения;

ё) содействовать повышению инвестиционной привлекательности долговых обязательств и ликвидности акций отечественных эмитентов.

2. Обеспечение социальной справедливости в солидарной пенсионной системе.

Для этого необходимо:

а) усовершенствовать порядок перерасчета пенсий работающим пенсионерам и исчисления заработной платы для отдельных категорий работников с учетом особого характера их работы;

б) ввести для всех граждан единые правила пенсионного обеспечения за счет страховых взносов и дополнительное материальное обеспечение граждан в случае выхода на пенсию, с учетом особого характера условий труда и/или практического выполнения задач и функций государства за счет средств государственного бюджета или работодателей;

в) упорядочить размеры надбавок и повышений к пенсии для разных категорий пенсионеров в зависимости от прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, чтобы избежать применения разных подходов при определении их размера.

 

3. Формирование эффективной, надежной системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Для этого необходимо:

а) расширить направления инвестирования пенсионных активов при благоприятных условиях на фондовом рынке и макроэкономической стабильности;

б) унифицировать порядок оценки пенсионных активов и определения размера пенсионных накоплений в системе негосударственного пенсионного обеспечения и обязательной накопительной пенсионной системе, введение ежедневного расчета чистой стоимости пенсионных активов и ежедневного расчета стоимости единицы пенсионных взносов (активов) по единой методике;

в) привести программы добровольного пенсионного обеспечения, деятельность которых регулируется отдельным законодательным актом, в соответствие с требованиями Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»;

г) определить услуги по администрированию негосударственных пенсионных фондов услугами по негосударственному пенсионному обеспечению и распространению на них действующей системы налогообложения, предусмотренной для аналогичных услуг;

д) приравнять одноразовую выплату из системы негосударственного пенсионного обеспечения за порядком налогообложения к пенсии на определенный срок, выплачиваемой из негосударственного пенсионного фонда участнику фонда в порядке и сроки, определенные законодательством;

е) содействовать эмиссии целевых средне- и долгосрочных облигаций внутреннего государственного займа;

ё) ввести международные стандарты инвестиционной деятельности и отчетности для субъектов системы накопительного пенсионного обеспечения и механизмов корпоративного управления в системе негосударственного пенсионного обеспечения;

 

ж) осуществить меры по внедрению обязательной накопительной пенсионной системы;

з) унифицировать структуры, правила и требования, касающиеся функционирования обязательной и добровольной составляющих системы накопительного пенсионного обеспечения;

и) активизировать участие работодателей в системе дополнительного пенсионного обеспечения;

й) осуществить дополнительные меры по защите средств системы накопительного пенсионного обеспечения от обесценивания, потерь и других рисков;

к) обеспечить разработку и содействие внедрению обязательных профессиональных пенсионных программ для отдельных категорий лиц, занятых на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, дающими право на назначение пенсий по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет, с одновременным осуществлением мероприятий по созданию работодателем безопасных для здоровья рабочих мест, и для тех работников, которым работодатель не в состоянии обеспечить или не обеспечил безопасных и безвредных условий труда.

4. Усовершенствование и упрощение механизма функционирования, и обеспечение понимания сути пенсионной системы гражданами и работодателями. Обеспечение общественного контроля функционирования Пенсионного фонда Украины.

Для этого необходимо:

а) стандартизировать, автоматизировать и централизовать технологические процессы в солидарной и обязательной накопительной системах пенсионного страхования, повысить качество и оперативность обслуживания граждан;

б) сформировать состав правления Пенсионного фонда на основе паритетного представительства сторон социального диалога;

 

в) ввести единую систему учета приобретенных гражданами пенсионных прав в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования;

г) внедрить стандарты обнародования показателей, характеризующих текущее состояние функционирования пенсионной системы, а также прогнозов ее развития;

д) повысить уровень общественной осведомленности в вопросах пенсионной реформы путем проведения эффективной информационно-разъяснительной работы среди населения, работодателей, профсоюзов, объединений граждан и юридических лиц, касающихся, в частности, преимуществ и рисков функционирования накопительной системы пенсионного обеспечения, а также обеспечить стабильное ее финансирование.

5. Унификация пенсионного законодательства.

Для создания универсальной и понятной законодательной базы дальнейшего реформирования национальной пенсионной системы необходимо ее унифицировать по однородным группам правоотношений, отойдя от урегулирования условий пенсионного обеспечения отдельных профессиональных категорий граждан разными законодательными актами.

Это создаст предпосылки для дальнейшей кодификации пенсионного законодательства.

Вопросы пенсионного обеспечения должны регулироваться исключительно пенсионными законами.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

На первом этапе (2010-2013 годы) предполагается принять меры для:

- внедрения действенного механизма повышения назначенных пенсий путем усовершенствования механизма индексации пенсий с целью устранения диспропорций в размерах пенсий, назначенных в разные годы (с 2011 года);

- обеспечения дифференциации размера минимальной пенсионной выплаты в зависимости от приобретенного страхового стажа;

- предотвращения несвоевременного проведения расчетов по начисленным страховым взносам предприятиями, учреждениями и организациями с органами Пенсионного фонда Украины, несоблюдения законодательства в сфере пенсионного страхования должностными лицами предприятий, учреждений и организаций[16];

- внесения законодательных предложений о сокращении неоправданных льгот по уплате страховых взносов - 2010 год, а также о единых принципах пенсионного обеспечения и предоставления стипендий работникам культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения и некоторым другим категориям лиц;

- обеспечения стабильности финансирования пенсионных выплат, эффективного и рационального использования пенсионных средств, усовершенствования методов финансового планирования, отчетности и контроля их расходования;

- внесения изменений в законодательство в части усовершенствования порядка перерасчета пенсии в связи с ростом средней заработной платы и действующего порядка пересмотра размера пенсий с учетом индекса потребительских цен с целью устранения отставания - 2010 год;

- усовершенствования механизма исчисления заработной платы для отдельных категорий работников с учетом особого характера их работы;

- обеспечения прозрачности и прогнозируемости пенсионной системы и механизмов управления ею;

- легализации заработной платы;

- отработки вопроса о расширении источников финансирования пенсий, назначенных на льготных условиях, что не предусматривает увеличения финансовой нагрузки на работодателя;

- оптимизации максимальной величины заработной платы (дохода), из которой уплачиваются страховые взносы, и максимального размера пенсий;

- повышения на законодательном уровне требований к компаниям по управлению активами, осуществляющими управление пенсионными активами;

- создания информационно-технической базы для функционирования обязательной накопительной пенсионной системы;

Информация о работе Развитие пенсионного страхования в Украине