Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:01, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных пенсий, довольна существенна. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Немаловажным проявлением данной «заботы» является выплата пенсий и социальных пособий. Украина является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также законодательное регулирование пенсионного страхования и его развитие на территории Украины.
- ограничения приобретения или дополнительного инвестирования пенсионных активов в ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами, связанными с основателями негосударственных пенсионных фондов;
- обеспечения гарантированной защиты пенсионных активов;
- содействия развитию негосударственного пенсионного обеспечения;
- внесения изменений в законодательство, касающихся формирования состава правления Пенсионного фонда Украины на основе паритетного представительства сторон социального диалога и преобразования Пенсионного фонда Украины в неприбыльную самоуправляющуюся организацию;
- обработки вопроса об установлении государственных гарантий выплаты пенсий застрахованным лицам из обязательной накопительной пенсионной системы;
- усовершенствования регулирования в сфере негосударственного пенсионного обеспечения путем расширения полномочий органов, осуществляющих надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов в пределах полномочий, определенных законами;
- внедрения экономических стимулов для уплаты пенсионных взносов;
- обеспечения разграничения функций органов исполнительной власти по государственному регулированию и надзору в системе накопительного пенсионного обеспечения, в частности, в части усиления роли центрального органа исполнительной власти в сфере экономики по ее внедрению и развитию.
На втором этапе (2014 - 2017 годы) предполагается:
- завершить реализацию мероприятий по подготовке к внедрению обязательной накопительной пенсионной системы и ее поэтапное введение;
- осуществить постепенное перераспределение страховых взносов между наемными работниками и работодателями с одновременным внедрением механизма гарантированного компенсирующего повышения заработной платы наемному работнику;
- обеспечить равноправие граждан в пенсионной системе - единые для всех правила назначения пенсий;
- освободить бюджет Пенсионного фонда Украины от не присущих ему выплат;
- ввести унифицированную законодательную базу пенсионной системы;
- обеспечить развитие накопительной системы пенсионного обеспечения;
- внедрить обязательные профессиональные пенсионные программы для работников, занятых на рабочих местах с вредными условиями труда.
Пенсионная реформа должна реализовываться путем широкого общественного обсуждения ее основных направлений и постоянной обратной связи с теми, кому предстоит жить по будущим пенсионным законам[16].
С целью обеспечения разработки, финансово-экономического обоснования и широкого общественного обсуждения проекта нового пенсионного законодательства Правительством будет создан коллегиальный совещательно-консультативный орган.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
Результатами реализации Концепции должны стать:
- финансовая стабильность пенсионной системы;
- обеспечение конституционного уровня пенсионных выплат и соблюдение положений Европейского кодекса социального обеспечения и конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения №102 в части пенсионного обеспечения;
- внедрение справедливого механизма роста пенсионных выплат;
- создание справедливой, прозрачной пенсионной системы;
- постепенное перераспределение нагрузки по уплате страховых взносов между работодателем и работником с одновременным гарантированным повышением заработной платы наемному работнику, который обеспечит контроль перечисления страховых взносов со стороны застрахованного лица - будущего пенсионера;
- правовое регулирование пенсионной системы, которое будет осуществляться исключительно пенсионным законодательством;
- развитие негосударственного пенсионного обеспечения.
Внедрение в пенсионной системе накопительной составляющей даст возможность обеспечить:
- возможность приумножить страховые взносы граждан и передать накопленный капитал в их собственность с правом его наследования, а также повысить индивидуальную заинтересованность граждан в уплате страховых взносов (каждый накапливает для себя);
- формирование источников долгосрочных инвестиционных ресурсов для национальной экономики;
- предотвращение роста фискальной нагрузки на работодателей в части социальных начислений на фонд оплаты труда.
РИСКИ ПРИ ПРОМЕДЛЕНИИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕР, ОПРЕДЕЛЕННЫХ КОНЦЕПЦИЕЙ
Промедление с дальнейшим реформированием пенсионной системы приведет к:
- не обеспечению финансовой стабильности в солидарной системе, что лишит возможности повышать уровень пенсионного обеспечения;
- отсрочке внедрения обязательной накопительной пенсионной системы;
- постоянному повышению дотаций из государственного бюджета Украины в Пенсионный фонд Украины.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
Финансирование мер по реализации Концепции планируется осуществлять за счет средств Пенсионного фонда Украины, государственного бюджета, международных и отечественных донорских и благотворительных организаций и других источников[16].
Выводы и предложения
Пенсионная система Украины является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из государственного бюджета.
Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.
С 1.01.2010 года в Украине началась реформа Пенсионного страхования, которая обособила в себе новые изменения и совершенствования в новой редакции закона Украины «Об обязательном пенсионном страховании граждан».
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан Украины, а пенсионная система Украины представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда Украины.
Анализ структуры пенсионной системы Украины позволяет сделать вывод о том, что она находится на пути перехода от распределительной к накопительной системе и её можно охарактеризовать, как распределительно-накопительную или условно-накопительную.
Согласно законодательству в Украине предусмотрена трехуровневая система пенсионного обеспечения.
Первый уровень - солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на принципах солидарности, субсидирования и осуществления выплаты пенсий и предоставления социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда.
Второй уровень - накопительная система общеобязательного государственного страхования, которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.
Третий уровень — система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.
Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование предусматривается распределять между Пенсионным и Накопительным фондами. За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе могут назначаться пенсии по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, а также предоставляться социальные услуги.
За счет средств Накопительного фонда могут осуществляться: пожизненная пенсия с установленным периодом, пожизненная обусловленная пенсия, пожизненная пенсия супругов, одноразовая выплата.
Пенсионные активы, аккумулированные на втором (накопительном) уровне пенсионной системы, будут инвестироваться с соблюдением жестких требований относительно диверсификации инвестиционных вложений, а также прибыльности и надежности инвестиций.
Как видно, первые два уровня пенсионной реформы являются обязательными. Они более-менее понятны и принимаются населением. Что же касается третьего уровня, то для нашей страны это совершенно новое направление социальной и финансовой защиты населения. Однако в Украине сделаны уже очень важные шаги для реализации негосударственного пенсионного обеспечения. И в первую очередь - создана соответствующая правовая база.
Итак, государство готово к внедрению негосударственного пенсионного обеспечения. Предприниматели - финансисты тоже готовы. На данный момент в Украине зарегистрировано более 50 компаний по страхованию жизни, однако лишь около 15 реально готовы предложить населению пенсионные программы страхования.
Главный тормоз развития этого бизнеса — низкая финансовая культура населения. Подавляющее большинство граждан Украины не знают и не понимают пенсионной реформы в Украине, они даже не представляют себе, что через несколько лет не будет даже тех мизерных пенсий, которые есть сейчас. Люди не готовы возложить на себя заботу о своей безбедной старости.
В заключение хочется отметить. Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Правительством Украины уже сформулирована стратегия экономических реформ Украины, утверждена концепцию пенсионной реформы.
Теперь перед Украиной стоит задача в ближайшие 10 лет эффективно реформировать пенсионную систему, направленную на обеспечение стабильного ее функционирования, достойного уровня жизни людей преклонного возраста и других категорий граждан, утративших трудоспособность, адекватного их жизненным потребностям, создание действенных механизмов защиты их прав и интересов, обеспечение прозрачности пенсионной системы.
Уровнять условия солидарного пенсионного обеспечения и увеличить вовлечения населения в пенсионное страхование, усилить связь пенсионных взносов и выплат в рамках солидарной системы, ввести обязательный накопительный уровень пенсионного обеспечения, улучшить администрирование пенсионной системы – вот одни из главных задач, поставленные нашим правительством.
Сейчас мы находимся на рубеже нововведений, реформирования и нам предстоит пройти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях.
Список использованных источников
1 Бахмач А. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2008. - № 3. – с. 12-13.
2 Гнибиденко И. Пенсионная реформа в Украине: состояние, проблемы, перспективы // Экономика Украины. – 2010. – № 4. – с. 4-11.
3 Малецкий А. Накопительная система // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2007. - № 1. – с. 20-21
4 Морозова Е. Международные стандарты построения пенсионной системы // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2004. - № 9. – с. 17-19.
5 Морозова Е. Международные стандарты построения пенсионной системы (продолжение) // Вестник Пенсионного фонда Украины. – 2005. - № 1. – с. 16-17.
6 Пидлиснюк В. Обеспечиваем введение накопительной системы // Пенсионного фонда Украины. – 2007. - № 11. – с. 17.
7 http://www.pension.kiev.ua
8 Бродский Г. М., Право и экономика пенсионного обеспечения.– С-Пб, 2006. – 324 с.
9 Право социального обеспечения. Учебное пособие./ Под. ред. К. Н. Гусова. – М.: «Проспект», 2004. – 420 с.
10 Финансы. Учебник / Под ред. проф. В. В. Ковалёва. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2006. – 213
11 газета "Пенсионный курьер", спецвыпуск
12 Закон Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”
13 .http://www.pensionline.ru/
14 http://www.vru.gov.ua/
15 http://ng.gov.ua/
16 http://www.pfu.dn.ua/
56
[1]
Информация о работе Развитие пенсионного страхования в Украине