Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 12:01, автореферат
Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях состояние и перспективы развития отечественного здравоохранения в значительной мере определяет уровень его финансовой обеспеченности. Национальная безопасность и экономическое развитие государства все в большей степени зависят от построения эффективной системы финансирования здравоохранения в целях сохранения здоровья населения как главной производительной силы общества. В этой связи одной из наиболее актуальных является проблема совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения.
– определены факторы, сдерживающие развитие системы финансового обеспечения здравоохранения в современной России (приоритетное государственное финансирование при неэффективном использовании выделяемых ресурсов; несбалансированность целей в программах государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением; хроническое недофинансирование системы обязательного медицинского страхования в условиях одноканального финансирования и др.), которые необходимо учитывать органам исполнительной власти при принятии решений в области финансового обеспечения здравоохранения;
– обоснованы приоритетные направления формирования эффективной системы финансирования отечественного здравоохранения: установление величины дифференцированного взноса в систему обязательного медицинского страхования в зависимости от платежеспособности населения (уровня дохода); «сглаживание» финансовых условий деятельности медицинских учреждений, а также отдельных территорий при переходе на одноканальное финансирование;
– разработаны эконометрические модели финансового обеспечения системы здравоохранения, включающие: а) модель финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по субъектам РФ, позволяющая определять объемы финансовых ресурсов в зависимости от прогнозируемых изменений социально-экономических параметров (объем валового регионального продукта, индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, направляемые на развитие здравоохранения, и др.); б) модель, учитывающая зависимость между объемами финансирования медицинской помощи и продолжительностью жизни населения.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическую значимость имеют уточненное экономическое содержание понятия «система финансового обеспечения здравоохранения», характеристика ее составляющих (организационный, нормативно-правовой и экономический компоненты); обоснование определяющей роли обязательного медицинского страхования в условиях перехода к одноканальному финансированию здравоохранения, а также приоритетных направлений формирования эффективной системы финансового обеспечения здравоохранения.
Практическую значимость имеют предложения по развитию системы финансирования отечественного здравоохранения в условиях реформирования отрасли (установление величины дифференцированного взноса в систему обязательного медицинского страхования в зависимости от платежеспособности населения (уровня дохода); «сглаживание» финансовых условий деятельности медицинских учреждений, а также отдельных территорий при переходе на одноканальное финансирование и т.д.); разработанные эконометрические модели, предназначенные для прогнозирования финансового обеспечения здравоохранения.
Теоретические и практические разработки диссертационного исследования используются в учебном процессе при проведении занятий со студентами экономических специальностей по дисциплинам «Финансы», «Финансы и кредит», «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды» в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева.
Отдельные положения и рекомендации, изложенные в диссертационной работе, могут использоваться в деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия при решении задач в области финансового обеспечения здравоохранения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на международных и всероссийских научных конференциях «Тенденции и перспективы развития современного общества: экономика, социология, философия, право» (Саратов, 2009 год); «Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен» (Саратов, 2011 год); «Посткризисное развитие современного общества: взгляд в будущее» (Саратов, 2011 год); «Социально-экономические и правовые проблемы регионов в условиях интеграции» (Саранск, 2012 год); «Гуманитарные науки в XXI веке» (Москва, 2012 год); «Актуальные вопросы и перспективы развития современной экономики» (Иваново, 2012 год).
Публикации. Основные выводы и результаты исследования нашли отражение в 14 опубликованных научных работах по теме диссертации (в том числе в 3 статьях, изданных в журналах, рекомендованных ВАК РФ) общим объемом 7,33 п.л. (из них 5,45 п.л. – личный вклад автора).
Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 147 наименований, и приложения. Основное содержание изложено на 227 страницах машинописного текста и содержит 44 таблицы, 25 рисунков и 11 формул.
2.1. Уточненное экономическое содержание понятия «система финансового обеспечения здравоохранения».
Специфика финансов здравоохранения заключается в том, что их нельзя полностью отнести ни к сфере государственных финансов, ни к сфере финансов организаций. К тому же особенностью системы финансирования здравоохранения является активное участие частного сектора. Участие государства и частного сектора экономики в системе финансирования отрасли обусловливает двойственность их целей. Для государства основной целью является развитие человеческого капитала, а для частного сектора – получение прибыли. В трудах зарубежных и отечественных ученых-экономистов представлен большой спектр трактовок понятия «система финансового обеспечения здравоохранения» и взглядов на ее составляющие. Одни авторы трактуют систему финансирования здравоохранения только с позиции формы распределения средств. Другие ученые употребляют данное понятие в более узком смысле – только как совокупность финансовых учреждений, относящихся к сфере здравоохранения. Третья группа авторов не учитывает особенности функционирования финансов здравоохранения, касающиеся различных источников финансирования отрасли. Нет четкой трактовки данного понятия и в законодательстве. В связи с этим мы выделили несколько принципиальных положений, которые необходимо учитывать при раскрытии сущности и содержания системы финансового обеспечения здравоохранения:
1) предназначение и цель
2) природа системы как
3) источники системы финансового обеспечения здравоохранения: бюджетные (финансирование за счет государственных средств), страховые (формирование и использование фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей) и внебюджетные (оплата медицинских услуг за счет средств населения и др.) фонды денежных средств;
4) субъекты системы
Исходя из названных положений можно дать следующее определение: система финансового обеспечения здравоохранения – это совокупность экономических отношений субъектов здравоохранения, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств (страховых, бюджетных и внебюджетных) в условиях перехода к преимущественно одноканальному финансированию в целях сохранения и укрепления здоровья населения.
В отличие от других подходов к определению сущности системы финансового обеспечения здравоохранения, предложенная трактовка и выявленные составляющие данной системы позволяют рассматривать ее на одном или сразу нескольких уровнях бюджетной системы, учитывать происхождение средств (страховые, бюджетные, внебюджетные фонды), законодательство в сфере финансового обеспечения здравоохранения.
На наш взгляд, система финансирования здравоохранения должна включать следующие компоненты (рис. 1):
Рисунок 1 – Составляющие системы финансового обеспечения
здравоохранения
Организационный компонент представляет собой общую схему взаимодействия субъектов системы финансового обеспечения здравоохранения. Этот компонент включает цели, задачи, принципы построения системы финансирования здравоохранения, а также финансовый аппарат, занимающийся управлением финансовыми ресурсами и контролем за их рациональным и целевым использованием.
Нормативно-правовой компонент учитывает законодательство в сфере финансового обеспечения здравоохранения, что позволяет включить в его состав нормы международного права и законодательную базу федерального, регионального и местного (муниципального) уровней власти.
Многообразие экономических отношений, возникающих в здравоохранении, обусловливает выделение экономического компонента в составе системы финансового обеспечения отрасли. Он включает модели и источники финансового обеспечения здравоохранения, а также различные финансовые методы и рычаги, посредством которых организуются финансовые отношения данной сферы.
2.2 Обоснование определяющей
роли обязательного
В целях решения задач в области развития здравоохранения на современном этапе не менее 70 % средств, направляемых в эту отрасль, поступает через систему обязательного медицинского страхования. Преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения позволяет оптимизировать организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления: совершенствовать амбулаторно-поликлиническую помощь, внедрять оплату медицинской помощи по законченному случаю, оказывать медицинскую помощь по принципу врача общей практики. Следовательно, внедрение преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования должно привести к более рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов. Таким образом, в качестве определяющего направления развития системы финансирования здравоохранения в стране выступает реформирование обязательного медицинского страхования как основного источника финансирования отрасли на современном этапе. В связи с этим нами проведена периодизация развития страховой медицины в России, позволяющая выявить особенности содержания современного этапа развития системы медицинского страхования в стране.
Проведенный ретроспективный анализ развития системы медицинского страхования в отечественном здравоохранении позволил выделить три основных этапа (рис. 2):
1-й этап (1912–1933 гг.) – формирование
отечественной страховой медици
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1-Й ЭТАП (1912–1933 гг.)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ
2-Й ЭТАП (1934–1990 гг.)
ОТКАЗ ОТ ПРИНЦИПОВ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ И ПОЛНЫЙ ПЕРЕХОД
К БЮДЖЕТНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)
3-Й ЭТАП (1991 г. – настоящее время)
ВОЗРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ НА РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рисунок 2 – Этапы развития обязательного медицинского страхования в стране
2-й этап (1934–1990 гг.) – отказ от принципов страховой медицины и полный переход к бюджетному обеспечению здравоохранения (советский период). Данный этап характеризовался господством государственной системы здравоохранения в рамках плановой экономики. В 1934 г. произошла ликвидация страховой медицины; ассигнования по фонду медицинской помощи застрахованным стали включатся в общий бюджет здравоохранения, а финансирование медицинской помощи осуществлялось исключительно за счет бюджетных средств.
3-й этап (1991 г. – настоящее время)
– возрождение медицинского
Проведенная периодизация является необходимым условием для изучения исторического опыта становления и развития обязательного медицинского страхования в России в рамках системы финансового обеспечения здравоохранения. Она способствует упорядочению структуры аналитической информации о финансировании отечественного здравоохранения и позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от государственного устройства страны, идеологии и финансовой политики государства в разные периоды времени преобладают те или иные источники финансирования отрасли.
Современный этап развития системы медицинского страхования в России характеризуется реорганизацией фондов обязательного медицинского страхования, согласно которой вся базовая ставка страховых взносов поступает в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также переходом к принципу преимущественно одноканального финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. Основной объем полномочий, связанных с обеспечением прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, переносится на уровень субъекта РФ. Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) медицинских учреждений (автономные, казенные, бюджетные учреждения нового типа) обусловливает изменение порядка их финансирования (субсидии, выделяемые под конкретные государственные задания). Тем самым государство переходит к конкурентной модели, в которой лидирующую позицию занимают пациент и качество оказываемой медицинской помощи.
Информация о работе Развитие системы финансового обеспечения учреждения здравоохранения