Развитие системы финансового обеспечения учреждения здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 12:01, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях состояние и перспективы развития отечественного здравоохранения в значительной мере определяет уровень его финансовой обеспеченности. Национальная безопасность и экономическое развитие государства все в большей степени зависят от построения эффективной системы финансирования здравоохранения в целях сохранения здоровья населения как главной производительной силы общества. В этой связи одной из наиболее актуальных является проблема совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения.

Файлы: 1 файл

развитие системы финансового обеспечения_.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

– состояние здравоохранения в регионах РФ (следует рассчитать движение всех финансовых потоков при внедрении новой системы, оценить материально-техническую базу медицинских учреждений; разработать нормативно-правовую базу по переходу на одноканальное финансирование);

– снижение риска неэффективного руководства лечебными учреждениями при одноканальном финансировании здравоохранения посредством введения должности финансового менеджера.

 


Рисунок 3 – Движение финансовых потоков при переходе

на преимущественно одноканальное финансирование

 

Следовательно, при внедрении принципа одноканального финансирования отрасли, а также конкретизации государственных гарантий оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должно быть предусмотрено создание системы сглаживания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ в части базовых программ медицинского страхования (на основе минимального подушевого норматива территориальных программ государственных гарантий).

Большая разница в уровне финансирования территорий не обеспечивает гарантий равного права всех граждан на медицинскую помощь. Сохраняются резкие различия в уровне фактического среднедушевого финансирования в различных субъектах РФ. Переход к новой системе финансирования не обеспечит решение всех проблем на данном этапе развития отрасли, но, на наш взгляд, позволит обеспечить лучший доступ и повысить качество медицинских услуг более широким слоям населения.

 

2.5. Эконометрические модели  прогнозирования финансового обеспечения здравоохранения.

В целях повышения эффективности финансового обеспечения здравоохранения нами разработана «Модель финансирования территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи по субъектам РФ (по федеральным округам и в рамках субъектов Приволжского федерального округа) с учетом комплекса обеспечивающих факторов», которая позволяет определять объемы финансовых ресурсов на основе прогнозируемых изменений социально-экономических параметров.

Для разработки данной модели нами был использован корреляционно-регрессионный анализ. Он заключается в построении и анализе эконометрической модели в виде уравнения регрессии, выражающего зависимость явления от определяющих его факторов. В качестве результативного признака (зависимой переменной) модели нами рассматривалась переменная Y –  объем расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в расчете на 1 жителя. В качестве независимых переменных нами выбраны показатели, частично влияющие на объем расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию этой программы:

Х1 – объем валового регионального продукта на 10 000 человек населения, млн руб.;

Х2 – инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения, на 10 000 человек населения, млн руб.;

Х3 – индекс промышленного производства, %;

Х4 – среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.;

Х5 – объем платных медицинских услуг на 10 000 человек населения, млн руб.;

Х6 – розничная продажа медикаментов, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения на 10 000 человек населения, млн руб.

В результате исследования, проведенного по федеральным округам, получена следующая множественная регрессионная модель:

 

                ,               (1)

Сравнительная оценка влияния факторных переменных на результирующий признак показывает, что наибольшее влияние на объем расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в расчете на 1 жителя оказывают факторы Х1, Х3, Х5, поэтому на них должно быть обращено особое внимание при проведении анализа объема данных расходов. Построенная нами модель свидетельствует о наличии тесной связи между исследуемыми факторами. Следовательно, ее можно использовать при расчете объемов финансирования программы государственных гарантий в субъектах РФ и в областях Приволжского федерального округа.

В целях совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения в Республике Мордовия нами была разработана модель «Влияние финансирования медицинской помощи на продолжительность жизни населения». Если y – ожидаемая продолжительность жизни населения Республики Мордовия при рождении, а x – доля расходов ее консолидированного бюджета на здравоохранение к валовому региональному продукту, то построенная модель будет выглядеть следующим образом:                 

                        ,                  (2)

где t – текущий момент времени; t–1, t–2 лаговые временные периоды (прошлые) по отношению к текущему моменту времени t.

Следовательно, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения РМ в зависимости от роста инвестиций в здравоохранение обеспечит результат только через определенное время (отдаленный во времени результат). С ростом доли расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия на здравоохранение к валовому региональному продукту на 1 % в периоде t–2 ожидаемая продолжительность ее жизни населения увеличится в этом же году в среднем на полгода. Рост доли расходов в периоде t–1 будет способствовать увеличению продолжительности жизни населения на 0,75 года, а в периоде t – почти на год. Эта зависимость, очевидно, проявляется с запаздыванием.

Таким образом, между продолжительностью жизни населения в Республике Мордовия и объемами финансирования здравоохранения прослеживается четкая зависимость, которую необходимо учитывать при планировании и прогнозировании показателей развития здравоохранения как в Республике Мордовия, так и в других субъектах Российской Федерации.

 

3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

В работе обобщены научные результаты, полученные соискателем и позволяющие определить приоритетные направления развития системы финансового обеспечения здравоохранения.

Уточнено содержание понятия «система финансового обеспечения здравоохранения», позволяющее рассматривать ее как целостную и многогранную категорию. Она определяется как совокупность экономических отношений субъектов здравоохранения, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств (страховых, бюджетных и внебюджетных) в условиях перехода к преимущественно одноканальному финансированию в целях сохранения и укрепления здоровья населения.

На основе ретроспективного анализа системы финансового обеспечения здравоохранения произведена периодизация развития медицинского страхования в России, охарактеризованы основные этапы его развития (1-й этап – формирование отечественной страховой медицины; 2-й этап – отказ от принципов страховой медицины и переход к полному бюджетному обеспечению здравоохранения; 3-й этап – возрождение медицинского страхования в стране и реализация принципов страховой медицины), что позволяет выявить особенности современного этапа развития системы медицинского страхования в стране в рамках перехода к преимущественно одноканальной системе финансирования отрасли.

В результате проведенного анализа действующей системы финансового обеспечения отечественного здравоохранения выявлены факторы, сдерживающие развитие системы финансирования отрасли в условиях ее реформирования (приоритетное государственное финансирование при неэффективном использовании выделяемых ресурсов; несбалансированность целей в программах государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением; хроническое недофинансирование системы обязательного медицинского страхования в условиях преимущественно одноканального финансирования и т.д.), которые должны учитываться органами исполнительной  власти при принятии решений в области финансового обеспечения медицинской помощи.

Обоснованы приоритетные направления развития системы финансирования отечественного здравоохранения и даны практические рекомендации по повышению уровня его ресурсного обеспечения.

Разработаны эконометрические модели финансового обеспечения системы финансирования здравоохранения: а) модель финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по субъектам РФ, позволяющая определять объемы финансовых ресурсов в зависимости от прогнозируемых изменений социально-экономических параметров (объем валового регионального продукта, индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, направляемые на развитие здравоохранения, и др.); б) модель, учитывающая зависимость между объемами финансирования медицинской помощи и продолжительностью жизни населения в Республике Мордовия. Они могут быть использованы при планировании и прогнозировании показателей развития здравоохранения как в Республике Мордовия, так и в других субъектах Российской Федерации.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ

В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ

 

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

  1. Мурзаева О. В. О целесообразности введения одноканальной системы финансирования здравоохранения / О. В. Мурзаева, В. И. Чугунов // Бизнес. Образование. Право. Вест. Волгоград. ин-та бизнеса. – 2011. – № 2 (15). –        С. 157–165 (0,92 п.л., в т. ч. авт. 0,46 п.л.).
  2. Мурзаева О. В. Региональные аспекты финансового обеспечения здравоохранения (на примере Республики Мордовия) / О. В. Мурзаева // Бизнес. Образование. Право. Вест. Волгоград. ин-та бизнеса. – 2012. – № 2 (19). –        С. 188–197 (0,98 п.л.).
  3. Мурзаева О. В. Количественные параметры системы финансирования здравоохранения в России / О. В. Мурзаева, И. А. Иванова // Научное обозрение. – 2012. – № 2. – С. 527–537 (0,91 п.л., в т. ч. авт. 0,46 п.л.).

Статьи, опубликованные в других научных изданиях

  1. Мурзаева О. В. Проблемы финансового обеспечения отраслей социальной сферы в современных условиях (на примере здравоохранения) /             О. В. Мурзаева, В. В. Митрохин // Естественно-технические исследования: теория, методы, практика : Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 8. – Саранск, 2008. –         С. 131–135 (0,20 п.л., в т. ч. авт. 0,1 п.л.).
  2. Мурзаева О. В. Совершенствование системы финансового обеспечения здравоохранения как фактор повышения качества жизни населения /          О. В. Мурзаева, В. И. Чугунов // Технические и естественные науки: проблемы, теория, практика : межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 10 / редкол.: В. И. Щенников (пред.) [и др.]. – Саранск, 2009. – С. 39–43 (0,26 п.л., в т. ч. авт. 0,13 п.л.).
  3. Мурзаева О. В. Становление и развитие системы финансового обеспечения здравоохранения / О. В. Мурзаева // Тенденции и перспективы развития современного общества: экономика, социология, философия, право : материалы Междунар науч.-практ. конф. (5 окт. 2009 г.) : в 4 ч., Ч. 3 / отв. ред. В. И. Долгий. – Саратов, 2009. – С. 46–50 (0,26 п.л.).
  4. Мурзаева О. В. Системы финансирования здравоохранения в развитых странах / О. В. Мурзаева, В. И. Чугунов // Тенденции и перспективы развития современного общества: экономика, социология, философия, право : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (5 окт. 2009 г.) : в 4 ч., Ч. 3 / отв. ред.        В. И. Долгий. – Саратов, 2009. – С. 51–54 (0,23 п.л., в т. ч. авт. 0,12 п.л.).
  5. Мурзаева О. В. Модели и источники финансирования здравоохранения в экономически развитых странах / О. В. Мурзаева // Технические и естественные науки: проблемы, теория, практика : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11 / редкол.: В. И. Щенников (пред.) [и др.]. – Саранск, 2010. – С. 164–176 (0,70 п.л.).
  6. Мурзаева О. В. Эволюция финансирования отечественного здравоохранения / О. В. Мурзаева // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика, экономика : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10 / редкол.: Л. И. Савинов (пред.) [и др.]. – Саранск, 2011. – С. 322–328        (0,36 п.л.).
  7. Мурзаева О. В. Расходы населения на медицинские услуги как весомый источник финансирования здравоохранения / О. В. Мурзаева // Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен (экономика, социология, философия, право) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24 июня 2011 г.) : в 4 ч., Ч. 3 / отв. ред. В. И. Долгий. – Саратов, 2011. – С. 71–77 (0,35 п.л.).
  8. Мурзаева О. В. Роль национального проекта «Здоровье» в модернизации российской системы здравоохранения / О. В. Мурзаева, В. И. Чугунов // Посткризисное развитие современного общества: взгляд в будущее (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (7 окт. 2011 г.) : в 3 ч., Ч. 3 / отв. ред. В. И. Долгий. – Саратов, 2011. – С. 149–153 (0,23 п.л., в т. ч. авт. 0,12 п.л.).
  9. Мурзаева О. В. Экономико-математическое моделирование расходов бюджета на реализацию территориальной программы государственных гарантий в здравоохранении / О. В. Мурзаева, В. И. Чугунов // Социально-экономические и правовые проблемы регионов в условиях интеграции : материалы Междунар. науч.-практ. конф. XII Макаркин. науч. чтения / Мордов. гуманитар. ин-т ; под ред. А. В. Захряпина, [и др.]. – Саранск, 2012. –  С. 369–375 (0,37 п.л., в т. ч. авт. 0,19 п.л.).
  10. Мурзаева О. В. Современное состояние и тенденции развития финансового обеспечения здравоохранения в регионе (на примере Республики Мордовия) / О. В. Мурзаева // Актуальные вопросы и перспективы развития современной экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (4 апр. 2012 г.) / под науч. ред. проф. Н. В. Клочковой. – Иваново,  2012. – С. 96–111 (0,87 п.л.).
  11. Мурзаева О. В. Система финансового обеспечения отечественного здравоохранения: проблемы и перспективы / О. В. Мурзаева, В. И. Чугунов // Гуманитарные науки в XXI веке : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (5 апр. 2012 г.). – М. : 2012. – С. 164–175 (0,69 п.л., в т.ч. авт. 0,35).

 

 

 


 


 


 



Информация о работе Развитие системы финансового обеспечения учреждения здравоохранения