Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 12:01, автореферат
Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях состояние и перспективы развития отечественного здравоохранения в значительной мере определяет уровень его финансовой обеспеченности. Национальная безопасность и экономическое развитие государства все в большей степени зависят от построения эффективной системы финансирования здравоохранения в целях сохранения здоровья населения как главной производительной силы общества. В этой связи одной из наиболее актуальных является проблема совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения.
– состояние здравоохранения в регионах РФ (следует рассчитать движение всех финансовых потоков при внедрении новой системы, оценить материально-техническую базу медицинских учреждений; разработать нормативно-правовую базу по переходу на одноканальное финансирование);
– снижение риска неэффективного руководства лечебными учреждениями при одноканальном финансировании здравоохранения посредством введения должности финансового менеджера.
Рисунок 3 – Движение финансовых потоков при переходе
на преимущественно одноканальное финансирование
Следовательно, при внедрении принципа одноканального финансирования отрасли, а также конкретизации государственных гарантий оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должно быть предусмотрено создание системы сглаживания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ в части базовых программ медицинского страхования (на основе минимального подушевого норматива территориальных программ государственных гарантий).
Большая разница в уровне финансирования территорий не обеспечивает гарантий равного права всех граждан на медицинскую помощь. Сохраняются резкие различия в уровне фактического среднедушевого финансирования в различных субъектах РФ. Переход к новой системе финансирования не обеспечит решение всех проблем на данном этапе развития отрасли, но, на наш взгляд, позволит обеспечить лучший доступ и повысить качество медицинских услуг более широким слоям населения.
2.5. Эконометрические модели
прогнозирования финансового
В целях повышения эффективности финансового обеспечения здравоохранения нами разработана «Модель финансирования территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) оказания населению РФ бесплатной медицинской помощи по субъектам РФ (по федеральным округам и в рамках субъектов Приволжского федерального округа) с учетом комплекса обеспечивающих факторов», которая позволяет определять объемы финансовых ресурсов на основе прогнозируемых изменений социально-экономических параметров.
Для разработки данной модели нами был использован корреляционно-регрессионный анализ. Он заключается в построении и анализе эконометрической модели в виде уравнения регрессии, выражающего зависимость явления от определяющих его факторов. В качестве результативного признака (зависимой переменной) модели нами рассматривалась переменная Y – объем расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в расчете на 1 жителя. В качестве независимых переменных нами выбраны показатели, частично влияющие на объем расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию этой программы:
Х1 – объем валового регионального продукта на 10 000 человек населения, млн руб.;
Х2 – инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения, на 10 000 человек населения, млн руб.;
Х3 – индекс промышленного производства, %;
Х4 – среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.;
Х5 – объем платных медицинских услуг на 10 000 человек населения, млн руб.;
Х6 – розничная продажа медикаментов, химико-фармацевтической продукции и продукции медицинского назначения на 10 000 человек населения, млн руб.
В результате исследования, проведенного по федеральным округам, получена следующая множественная регрессионная модель:
, (1)
Сравнительная оценка влияния факторных переменных на результирующий признак показывает, что наибольшее влияние на объем расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в расчете на 1 жителя оказывают факторы Х1, Х3, Х5, поэтому на них должно быть обращено особое внимание при проведении анализа объема данных расходов. Построенная нами модель свидетельствует о наличии тесной связи между исследуемыми факторами. Следовательно, ее можно использовать при расчете объемов финансирования программы государственных гарантий в субъектах РФ и в областях Приволжского федерального округа.
В целях совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения в Республике Мордовия нами была разработана модель «Влияние финансирования медицинской помощи на продолжительность жизни населения». Если y – ожидаемая продолжительность жизни населения Республики Мордовия при рождении, а x – доля расходов ее консолидированного бюджета на здравоохранение к валовому региональному продукту, то построенная модель будет выглядеть следующим образом:
, (2)
где t – текущий момент времени; t–1, t–2 лаговые временные периоды (прошлые) по отношению к текущему моменту времени t.
Следовательно, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения РМ в зависимости от роста инвестиций в здравоохранение обеспечит результат только через определенное время (отдаленный во времени результат). С ростом доли расходов консолидированного бюджета Республики Мордовия на здравоохранение к валовому региональному продукту на 1 % в периоде t–2 ожидаемая продолжительность ее жизни населения увеличится в этом же году в среднем на полгода. Рост доли расходов в периоде t–1 будет способствовать увеличению продолжительности жизни населения на 0,75 года, а в периоде t – почти на год. Эта зависимость, очевидно, проявляется с запаздыванием.
Таким образом, между продолжительностью жизни населения в Республике Мордовия и объемами финансирования здравоохранения прослеживается четкая зависимость, которую необходимо учитывать при планировании и прогнозировании показателей развития здравоохранения как в Республике Мордовия, так и в других субъектах Российской Федерации.
3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В работе обобщены научные результаты, полученные соискателем и позволяющие определить приоритетные направления развития системы финансового обеспечения здравоохранения.
Уточнено содержание понятия «система финансового обеспечения здравоохранения», позволяющее рассматривать ее как целостную и многогранную категорию. Она определяется как совокупность экономических отношений субъектов здравоохранения, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств (страховых, бюджетных и внебюджетных) в условиях перехода к преимущественно одноканальному финансированию в целях сохранения и укрепления здоровья населения.
На основе ретроспективного анализа системы финансового обеспечения здравоохранения произведена периодизация развития медицинского страхования в России, охарактеризованы основные этапы его развития (1-й этап – формирование отечественной страховой медицины; 2-й этап – отказ от принципов страховой медицины и переход к полному бюджетному обеспечению здравоохранения; 3-й этап – возрождение медицинского страхования в стране и реализация принципов страховой медицины), что позволяет выявить особенности современного этапа развития системы медицинского страхования в стране в рамках перехода к преимущественно одноканальной системе финансирования отрасли.
В результате проведенного анализа действующей системы финансового обеспечения отечественного здравоохранения выявлены факторы, сдерживающие развитие системы финансирования отрасли в условиях ее реформирования (приоритетное государственное финансирование при неэффективном использовании выделяемых ресурсов; несбалансированность целей в программах государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением; хроническое недофинансирование системы обязательного медицинского страхования в условиях преимущественно одноканального финансирования и т.д.), которые должны учитываться органами исполнительной власти при принятии решений в области финансового обеспечения медицинской помощи.
Обоснованы приоритетные направления развития системы финансирования отечественного здравоохранения и даны практические рекомендации по повышению уровня его ресурсного обеспечения.
Разработаны эконометрические модели финансового обеспечения системы финансирования здравоохранения: а) модель финансирования территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по субъектам РФ, позволяющая определять объемы финансовых ресурсов в зависимости от прогнозируемых изменений социально-экономических параметров (объем валового регионального продукта, индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, направляемые на развитие здравоохранения, и др.); б) модель, учитывающая зависимость между объемами финансирования медицинской помощи и продолжительностью жизни населения в Республике Мордовия. Они могут быть использованы при планировании и прогнозировании показателей развития здравоохранения как в Республике Мордовия, так и в других субъектах Российской Федерации.
В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
Информация о работе Развитие системы финансового обеспечения учреждения здравоохранения