Развитие системы финансового обеспечения учреждения здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 12:01, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях состояние и перспективы развития отечественного здравоохранения в значительной мере определяет уровень его финансовой обеспеченности. Национальная безопасность и экономическое развитие государства все в большей степени зависят от построения эффективной системы финансирования здравоохранения в целях сохранения здоровья населения как главной производительной силы общества. В этой связи одной из наиболее актуальных является проблема совершенствования системы финансового обеспечения здравоохранения.

Файлы: 1 файл

развитие системы финансового обеспечения_.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Установленные факторы, сдерживающие развитие системы  финансового обеспечения отечественного здравоохранения.

Проведенный анализ современного состояния системы финансового обеспечения здравоохранения в Российской Федерации и Республике Мордовия позволил выявить факторы, сдерживающие ее развитие.

С начала 2011 г. в Республике Мордовия часть учреждений системы здравоохранения перешла на преимущественно одноканальное финансирование (не менее 70 % средств поступает через систему обязательного медицинского страхования). К концу 2012 г. должен произойти окончательный переход на данный принцип финансирования. Переход учреждений здравоохранения на одноканальное финансирование способствовал увеличению доли средств обязательного медицинского страхования в общем объеме финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (в 2010 г. она составила 40,63 %).

Вместе с тем система здравоохранения по-прежнему характеризуется дефицитом финансовых ресурсов; низкой материально-техническая базой учреждений здравоохранения; высоким уровнем госпитализации населения. Проведенные преобразования (увеличение амбулаторной помощи и снижение объемов стационарной), на наш взгляд, нельзя однозначно оценить как положительные, так как замена стационаров амбулаторными учреждениями в республике не позволяет населению получить в полной мере необходимую медицинскую помощь и не обеспечивает равнодоступность бесплатной помощи каждому члену общества. Реструктуризация системы здравоохранения в республике была обусловлена прежде всего недостаточностью финансовых ресурсов.

В 2006–2010 гг. в Республике Мордовия безусловный приоритет в системе финансового обеспечения медицинской помощи принадлежал государственным средствам финансирования (табл. 1). Исследование показало, что для бюджетного финансирования здравоохранения характерно расширение источников финансирования с учетом их целевого назначения внутри государственных фондов. Наибольшее бремя расходов на финансирование медицинской помощи в республике приходится на местные бюджеты. Однако в последние годы наблюдаются некоторые изменения в соотношении источников финансирования здравоохранения за счет бюджетов различных уровней в частности, увеличение активности федерального бюджета в финансировании социальных услуг посредством реализации национального проекта «Здоровье».

Основной проблемой в финансировании отрасли остается хроническое недофинансирование при неэффективном использовании имеющихся ресурсов. Дефицит финансовых средств в программе государственных гарантий в Республике Мордовия составляет около 30 %. Главной причиной этого являются недостаточные платежи органов исполнительной власти субъекта в систему обязательного медицинского страхования за неработающее население. В результате существенно сокращаются возможности улучшения качества медицинского обслуживания. Анализ данных о поступлениях средств в Фонд обязательного медицинского страхования по Республике Мордовия позволил сделать вывод о том, что высокий удельный вес безвозмездных поступлений, не имеющих стабильного и гарантированного характера, приводит к их высокой неустойчивости, что связано с дотационным характером финансирования. В условиях экономической нестабильности все это может привести к разбалансированности финансового обеспечения системы здравоохранения в республике.

 

Таблица 1 – Источники финансирования медицинской помощи                   в Республике Мордовия (по кассовым расходам – всего)

ИСТОЧНИКИ

СРЕДСТВ

2006

2007

2008

2009

2010

СУММА

%

СУММА

%

СУММА

%

СУММА

%

СУММА

%

БЮДЖЕТЫ ВСЕХ УРОВНЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

444,1

14,1

936,9

20,8

568,2

10,6

1073,3

19,7

856,9

15,6

БЮДЖЕТ

СУБЪЕКТА РФ

509,1

16,2

935,8

20,8

1593,7

29,9

998,6

18,3

1098,7

20,0

МЕСТНЫЙ

БЮДЖЕТ

939,6

29,9

1172,2

26,0

1210,6

22,7

1604,0

29,4

1451,4

26,4

ВСЕГО

1892,8

60,2

3044,9

67,6

3372,5

63,2

3675,9

67,4

3407,0

62,0

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1086,3

34,5

1202,7

26,7

1644,6

30,8

1446,8

26,5

1745,6

31,8

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

-

-

78,2

1,7

94,2

1,8

86,7

1,6

85,7

1,6

 

ВСЕГО

 

1086,3

 

34,5

 

1280,9

 

28,4

 

1738,8

 

32,6

 

1533,5

 

28,1

 

1831,3

 

33,4

ВСЕГО РАСХОДЫ ИЗ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ СРЕДСТВ

2979,1

94,7

4325,8

96,0

5111,3

95,8

5209,4

95,5

5238,3

95,3

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА

142,7

4,5

149,0

3,3

166,1

3,1

178,2

3,3

204,2

3,7

ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

-

-

7,4

0,2

9,3

0,2

14,3

0,3

12,1

0,2

ПРОЧИЕ

ИСТОЧНИКИ

24,6

0,8

23,0

0,5

49,2

0,9

49,7

0,9

41,5

0,7

ВСЕГО

167,3

5,3

179,4

3,7

224,6

4,2

242,2

4,4

257,8

4,7

ИТОГО ПО ВСЕМ

ИСТОЧНИКАМ

3146,4

100

4505,2

100

5335,9

100

5451,6

100

5496,1

100


Внебюджетные источники финансирования медицинской помощи в Республике Мордовия до настоящего времени не получили большого развития, хотя, на наш взгляд, роль добровольного медицинского страхования в обеспечении, восстановлении и сохранении здоровья граждан может быть весомой. Только за счет увеличения государственного финансирования решить все накопившиеся проблемы в здравоохранении не представляется возможным.

Таким образом, исследование действующей системы финансового обеспечения здравоохранения позволило определить основные факторы, сдерживающие ее развитие в условиях реформирования отечественного здравоохранения и сгруппировать их следующим образом (табл. 2):

1) факторы, выделяемые на уровне  государственного управления отраслью;

2) факторы, связанные с функционированием обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) факторы, касающиеся деятельности  медицинских учреждений.

 

Таблица 2 – Факторы, сдерживающие развитие системы финансового обеспечения отечественного здравоохранения

1.Факторы, выделяемые на уровне государственного управления отраслью

- приоритетное государственное  финансирование здравоохранения  при неэффективном использовании выделяемых ресурсов (ограниченность финансовых ресурсов отрасли);

- несбалансированность целей в программах государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением;

- коммерциализация здравоохранения, формирующая неравенство в сфере здравоохранения и укореняющая практику неформальных платежей;

- рост участия населения (неконтролируемый) в финансировании  здравоохранения и слабый контроль за расходованием денежных средств;

- недостаточная координация  деятельности различных субъектов  финансирования и управления здравоохранением, ограниченные возможности для сглаживания условий финансирования по субъектам Российской Федерации

2.  Факторы, связанные с функционированием обязательного и добровольного медицинского страхования

- хроническое недофинансирование  системы обязательного медицинского страхования, связанное с платежами органов исполнительной власти за неработающее население;

- трудности в определении  стоимости медицинских услуг в связи с отсутствием единой методики расчета тарифов;

- недостаточное развитие  системы добровольного медицинского  страхования в условиях реформирования отечественного здравоохранения;

- отсутствие действенных  механизмов, побуждающих медицинские  организации и страховые компании к повышению эффективности использования денежных средств

3.Факторы, касающиеся  деятельности медицинских учреждений

- несовершенство системы финансирования  лечебно-профилактических учреждений;

- низкий уровень материально-технической  базы медицинских учреждений;

- наличие условий воспроизводства  затратного типа хозяйствования на уровне медицинских организаций (отсутствие у них стимулов к повышению эффективности использования финансовых и материальных ресурсов);

- низкий уровень оплаты  труда медицинских работников  в условиях реформирования системы финансового обеспечения здравоохранения


Следовательно, главной характеристикой системы финансирования отечественного здравоохранения в последние годы является его дефицит. Хроническое недофинансирование касается всех без исключения сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений. Выявленные нами в процессе исследования действующей системы финансового обеспечения здравоохранения факторы могут быть использованы для принятия обоснованных решений государственными органами исполнительной власти в сфере финансирования       отрасли.

 

2.4. Обоснование приоритетных направлений развития системы финансирования здравоохранения.

Улучшение качества и доступности медицинской помощи населению должно обеспечиваться, на наш взгляд, на основе построения эффективной системы ее оказания и возрождения профилактической направленности здравоохранения. Модернизация отрасли должна предусматривать следующее:

1. Сбалансированность государственных  гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением. Наиболее негативной характеристикой современного российского здравоохранения является углубляющееся противоречие между гарантированным государством правом граждан на получение бесплатной медицинской помощи и его реальным обеспечением. Сохранение дисбаланса между государственными обязательствами и реальными финансовыми потоками оказывает разрушительное влияние на всю систему здравоохранения: сокращаются масштабы профилактических мероприятий, снижаются доступность и качество медицинской помощи, повышается доля платных медицинских услуг.

2. Совершенствование системы обязательного медицинского страхования. Недофинансирование отечественного здравоохранения во многом обусловлено дефицитом финансовых ресурсов, причинами чего являются недостаточные платежи в систему медицинского страхования за неработающее население и отсутствие стабильности и гарантированного характера безвозмездных поступлений в ее территориальные фонды. В результате сокращаются возможности улучшения качества медицинского обслуживания населения. Это обусловливает необходимость выполнения субъектами РФ обязательств по уплате страховых взносов на страхование неработающего населения своевременно и в полном объеме.

3. Развитие добровольного медицинского  страхования, являющегося дополнением к бесплатным формам обеспечения населения медицинскими услугами. Их финансирование через добровольное медицинское страхование выгоднее, чем прямая оплата. Развитие добровольного медицинского страхования в России в условиях хронического недофинансирования системы здравоохранения позволит расширить источники финансирования отрасли и получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.

4. Усиление контроля за развитием  платных медицинских услуг. Коммерциализация в сфере их оказания в России приводит к тому, что лечение болезней и обследование в медицинских учреждениях становятся малодоступными или недоступными для большей части населения. Замещение бесплатного медицинского обслуживания платными услугами приводит к усилению социальной дифференциации и росту недовольства в стране.

Для повышения эффективности ресурсного обеспечения системы отечественного здравоохранения необходимо: 

– установить дифференцированные взносы в систему обязательного медицинского страхования в зависимости от платежеспособности населения (уровня дохода), а также с учетом особенностей социально-экономического развития территорий;

– проводить бесплатное комплексное обследование населения в целях возрождения профилактической направленности здравоохранения;

– изменить порядок взимания страховых взносов, учитывающий не только уровень заработной платы, но и другие доходы (получаемые дивиденды, доходы от ценных бумаг или иной предпринимательской деятельности) для отдельных категорий граждан;

– разработать систему сдерживания цен на медикаменты и медицинские услуги, которая будет способствовать сокращению фармацевтических расходов, а также внедрению практики переговоров между страховыми компаниями, врачебными ассоциациями и органами власти.

На наш взгляд, преодолеть некоторые проблемы, накопившиеся в системе финансирования отечественного здравоохранения, можно в рамках происходящих в настоящее время изменений, связанных с переходом к одноканальному финансированию медицинских учреждений на основе тарифов за выполненные объемы работ. Переход к преимущественно одноканальной системе (рис. 3) предполагает, что основная часть средств (не менее 70 %) будет перераспределяться через систему обязательного медицинского страхования. Оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей. Остальные средства будут по-прежнему поступать в лечебные учреждения через бюджетное финансирование.

При реформировании системы финансирования следует учитывать следующее:

– финансирование медицинской помощи в полном объеме по стандартам и по полному тарифу, обеспечение сбалансированности программ предоставления бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением; стабильность платежей из бюджета за неработающее население;

– зависимость процесса формирования одноканальной системы финансирования здравоохранения от способности субъекта РФ аккумулировать в системе обязательного медицинского страхования средства, достаточные для финансирования расширенной программы;

Информация о работе Развитие системы финансового обеспечения учреждения здравоохранения