Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа
В данный период государственная налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков без учета их реальной платежеспособности и в недостаточно эффективных способах его осуществления. В результате, развитие теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились тенденции массового уклонения от уплаты налогов. Сложившиеся технологии управления процессом налогообложения стали базироваться исключительно на идее борьбы с «неплательщиками налогов», «недоимщиками», «не сдающими отчетность» и «нулевиками».
Введение………………………………………………………………………3
1 Сущность, принципы построения налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Налогообложение как экономическая категория………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации..7
1.3 Основные виды налогов взимаемых в Российской Федерации………11
2 Особенности развития и пути реформирования налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………....19
2.1 Особенности и проблемы развития налоговой системы в РФ………..19
2.2 Направления реформирования налоговой системы в России………...23
3 Тенденции развития российской налоговой системы…………………....32
Выводы предложения………………………………………………………...39
Список использованных источников……………….…………………….…
Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Налоговая ставка — это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.
Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен то варами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица; возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях — на безвозмездной основе.
Налоговый кодекс содержит норму о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете. В случае уплаты налогов и сборов в более поздние сроки нежели установленные законодательством, налогоплательщики обязаны выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора в проценте от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБРФ.
НК РФ гарантирует права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, которым посвящены разделы II и III Кодекса. Более совершенная система ответственности за налоговые правонарушения, установленная НК, учитывает формы вины налогоплательщиков; смягчающие и отягчающие обстоятельства; виды нарушений и конкретную ответственность по каждому из них.
Принцип построения российской налоговой системы можно изобразить схематично (Рис. 1.1., Приложение 1).
Согласно Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена трехуровневая система взимания налогов, в соответствии с которой все налоги подразделяются на: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные); местные налоги и сборы.
Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.
С 2010 г. с налогоплательщиков больше не взимается единый социальный налог. На смену ему пришла уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование, согласно принятому Закону о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Новшества коснулись всех плательщиков ЕСН.
Статьей 12 Закона о страховых взносах установлены следующие тарифы: в Пенсионный фонд - 26%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%. Простым подсчетом несложно определить, что согласно данной норме нагрузка на страхователя будет составлять 34%.
Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль; поимущественные налоги, в том числе налог на имущество организаций и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, т. е. косвенные налоги переносятся на конечного потребителя.
1)Налог на прибыль организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Основное предназначение налога на прибыль обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ. Общая става налога – 20%. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размерах: 20 % - со всех доходов, 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.
2)Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Существу ют три ставки налога: стандартная (18 %), пониженная (10 %) и нулевая (0%).
Имеется ряд особенностей формирования облагаемого НДС оборота с учетом применяемых цен, когда они больше или меньше фактической себестоимости, а также содержания финансово-хозяйственных операций (например, товарообменные операции, безвозмездная передача на сторону).
Освобождаются от обложения НДС продажа некоторых товаров, реализация работ и услуг и денежные взносы.
3)Акцизы — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений.
4)Налог на имущество организаций, за исключением денежных средств, начисляется на собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и не материальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также залог имущества и другие формы его движения.
Полностью от налогообложения освобождается имущество государственных организаций, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и народных промыслов и имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т. е. уменьшения налоговой базы на балансовую стоимость (например, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы).
5)Транспортный налог уплачивается один раз в год по месту государственной регистрации и проведения технического осмотра в сроки, установленные органом власти субъекта РФ. Ставки налога зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Субъектам РФ дано право повышать общероссийские или устанавливать собственные ставки налога. Льгот данный налог не предусматривает.
Действующим налоговым законодательством предусмотрены пять систем налогообложения индивидуальных предпринимателе.
1)Традиционная система. С 1 января 2001г. порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, регулируется частью второй Налогового Кодекса РФ.
2)Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Переход на упрощенную систему осуществляется предпринимателями добровольно. Применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 г. регулируется гл. 26.2 НК РФ.
3)Уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (вмененная система). Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социально го налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом. Условия перехода на вмененную систему определены в гл. 26.3 НКРФ.
4)Уплата единого сельскохозяйственного налога. Индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату налога при условии, что за пред шествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%. Уплата единого сельскохозяйственного налога с 1 января 2002г. регулируется гл. 26.1 НК РФ.
5)Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Суть данного режима заключается в том, что доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции. Соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.