Реформирование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В данный период государственная налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков без учета их реальной платежеспособности и в недостаточно эффективных способах его осуществления. В результате, развитие теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились тенденции массового уклонения от уплаты налогов. Сложившиеся технологии управления процессом налогообложения стали базироваться исключительно на идее борьбы с «неплательщиками налогов», «недоимщиками», «не сдающими отчетность» и «нулевиками».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Сущность, принципы построения налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Налогообложение как экономическая категория………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации..7
1.3 Основные виды налогов взимаемых в Российской Федерации………11
2 Особенности развития и пути реформирования налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………....19
2.1 Особенности и проблемы развития налоговой системы в РФ………..19
2.2 Направления реформирования налоговой системы в России………...23
3 Тенденции развития российской налоговой системы…………………....32
Выводы предложения………………………………………………………...39
Список использованных источников……………….…………………….…

Файлы: 1 файл

курсовая финансы1.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Налоги с физических лиц.

Представим элементы налогов, взимаемых с физических лиц (Приложении 3).

Физические лица уплачивают значительное количество налогов в бюджет. Но только два из них относятся непосредственно к названным плательщикам: это налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц. Ряд других налогов уплачивают и физические лица, и юридические лица при возникновении налогооблагаемой базы.

1)Налог на доходы физических лиц – федеральный налог, взимается по всей территории страны по единым ставкам и построен на резидентском принципе. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах от источников в России, а также за ее пределами.

2)Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Плательщиками налога на имущество являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности.

Ставки налогов в 2011 году в России.

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2011 году.

Ставка НДС - 18%. Применяется чаще всего

Ставка НДС на отдельные группы товаров - 10%

Ставка НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос, точнее смотрите подпункты с 1 по 10, статьи 164 Налогового кодекса РФВ определенных случаях применяются так называемые расчетные ставки

1)Производная от ставки НДС 10% - рассчитывается как ( 10 / (100+10) ) * 100%

2)Производная от НДС 18% - рассчитывается как ( 18 / (100 + 18) ) * 100%

Указанные ставки НДС действуют с 01 января 2009 года.

Ставка налога на прибыль в 2011 году.

3)С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20%Кроме основной ставки налога на прибыль установлены так называемые специальные ставки

4)Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%

5)Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%

6)Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%

7)Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%

Ставка налога на доходы физических лиц в 2011 году:

1)Основная ставка НДФЛ в 2011 году - 13%. Применяется для любых доходов, за исключением тех для которых установлены специальные ставки НДФЛ - 9%, 15%, 30%, 35%

2)Ставка НДФЛ 35% применяется для: а) доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры; б) доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры; в) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров

3)Ставкой НДФЛ 30% облагаются: доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

4)Ставка НДФЛ 15% действует в отношении: доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

5)Ставка НДФЛ 9% применяется для: а) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ; б) доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

Рассмотреть основы налогообложения в Российской Федерации перейдем к анализу системы налогообложения.

 

 

2 Особенности развития и пути реформирования налоговой системы в Российской Федерации

2.1 Особенности и проблемы развития налоговой системы в РФ

Налоговая система РФ на сегодняшний день имеет следующие основные особенности и характеристики:

1)Сформировалась в 1992 г. в условиях жесточайшего финансового кризиса без теоретического фундамента, математических расчетов и правового обеспечения. Сразу была четко ориентирована только на выполнение фискальных (конфискационных) задач, ее стимулирующее предназначение полностью игнорировалось.

2)Фискальный «уклон» обусловил состав и структуру налогов, а также строение каждого из них.

3)К структурным недостаткам относится также перекос в сторону косвенного обложения потребления, что при низкой доле фонда заработной платы и невысокой рентабельности резко искажает пропорции последующего формирования доходов основных хозяйствующих субъектов и разрушает воспроизводство.

4)Многократное косвенное обложение в условиях монополизированного ценообразования провоцируют инфляцию и создают первоначальную видимость сильного фискального эффекта с последующим усилением напряжения на систему госрасходов. Новая система РФ реализовала весь свой негативный потенциал и подвергалась массирован ной критике и неоднократным изменениям, которые нашли свое отражение в НК РФ.

5)Вступление в налоговую практику частей I и II НК РФ оказало бесспорно положительный эффект. НК РФ сделал систему на много более стройной, но, к сожалению, не дал толчка к принципиальному изменению налоговой политики.

6)Система по-прежнему имеет фискальную направленность, отвергает разработки налоговой теории, которые можно было бы поло жить в ее основу, не учитывает достижений мирового опыта и по этому нуждается в радикальной перенастройке.

7)Налоговая реформа, необходимость которой признается всеми, даст эффект только при серьезном упорядочении структуры (из влечении полной ренты, пропорциональном обложении отраслей, снятии налогов с «прожиточного минимума» и обложении высоких доходов и т. д.), а также ее стабилизации.

8)Для грамотного управления налоговой системой необходима перспективная и детально продуманная налоговая политика, ориентированная на отработанные критерии развитых стран.

Налоговая система России, ориентирована на начавшиеся в ней рыночные преобразования была введена в хозяйственную практику с 1 января 1992 года Федеральным законом «Об основах налоговой системы РФ» от 27 декабря 1991 года № 2118. Указанным законом были определены принципы и условия организации системы налогообложения РФ, её структурные элементы, категории налогоплательщиков, льготы и т.д., т.е. всё то, что составляет основы налогообложения и конкретный механизм функционирования национальной налоговой системы. До 1 января 1999 года этот закон играл ключевую роль в системе правового обеспечения налоговых отношений в РФ.

С 1 января 1999 года правовое обеспечение налогового процесса в России обеспечивается НК РФ. В соответствии с положениями НК пункт 1 статья 1 законодательство РФ и налогах и сборах состоит из самого НК и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах. В НК закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав системы налогообложения, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.

Налоговая реформа в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

1)сокращение количества налогов;

2)объединение разных мелких однородных налогов и сборов в один;

3)отмена неэффективных налогов, т.е. таких налогов, по которым расходы по сбору превышают поступления.

Снижение налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путём уменьшения прямых налогов, т.к. именно прямое налогообложение в отличии от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, НДФЛ позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрировать ими.

Косвенные налоги имеют привлекательность по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступления в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов и дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный, а, следовательно, справедливый метод налогообложения доходов различных социальных групп.

Минфин РФ предлагает ряд мер по совершенствованию налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования (применяемого при сделках между взаимозависимыми компаниями, при внешнеторговых и бартерных сделках). Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на "круглом столе" в Совете Федерации, необходимо, в частности, четко определить в законодательстве формальные признаки, по которым кампании могут быть признаны взаимозависимыми. Кроме того, по словам замминистра, необходимо обозначить ориентиры, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении таких дел, "чтобы не признавать взаимозависимыми всех и вся только на том основании, что кампании начали переговоры о совершении сделки".

Следует совершенствовать механизмы установления ставок и налоговой базы. Необходимо разрабатывать налоговое законодательство, чтобы взимать платежи, налоговой базой которых являются нескрываемые объекты, и чтобы размер платежей варьировался в зависимости от трудности извлечения сырья и степени использования месторождений.

Вступление России в Всемирную торговую организация (далее ВТО) повлечёт за собой снижение государственных пошлин, поэтому целесообразно использовать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Выплату его можно осуществлять после возмещения капитальных затрат, позволяя сохранить благоприятный налоговый режим и использовать налог в качестве дополнительного стимула к разработке добычи месторождений с высокой степенью выработки.

Объективным фактором рассогласования налоговой политики является ведомственная разобщенность налогов. Бесспорно, что выработка налоговой политики должна быть за Министерством Финансов РФ. В то же время важная роль сохраняется у Министерства Экономического Развития и ФНС.

Что касается Министерства Экономического Развития, то оно, откровенно спекулируя абстрактной идеей о пользе любого сокращения налогов, по существу пытается с её помощью оправдать просчёты в экономическом курсе.

Сложнее с ФНС. Налоговые органы реально ведут всю практическую работу, постоянно связаны с налогоплательщиком, законодательством, судами. Обладая огромным опытом, они способны внести ощутимый положительный вклад в улучшение налоговой политики. Однако их понимание налогов часто ограничивается контрольной функцией ведомства.

Лучшим решением для налогов было бы следующее: ограничение влияния на налоговую политику Министерства Экономического Развития и торговли, сближение Министерства Финансов с МНС и нахождение взаимопонимания с судами в трактовке и применении налогового законодательства. Проведение в жизнь такого решения – задача невероятной трудности, для которой хороши любые средства. Ибо речь идёт о налогах – материальной основе существования государства.

2.2 Направления  реформирования налоговой системы в России.

Будучи частью общей системы производственных отношений, налоги одновременно отражают реальные потоки денежных средств в процессе перераспределения не только новой стоимости — национального дохода, но в определенной мере и других частей валового национально го продукта. Именно в этом проявляется роль налогов как активного рычага в руках государства по формированию новой эффективной структуры экономики, адекватной рыночной системе хозяйствования. Начавшееся в 1992 г. активное реформирование налоговой системы было направлено прежде всего на решение не стратегических, а текущих задач государства (уменьшение дефицита бюджета, выплата заработной платы бюджетникам, преодоление кризисно-инфляционных тенденций, погашение внешнего долга и его обслуживание и др.). Почти полностью было прекращено финансирование из бюджета НИОКР и наукоемких отраслей. Это консервировало отсталую структуру экономики. До сих пор налоговая система не использует методы, обеспечивающие прилив капитала в наиболее прогрессивные (в соответствии с мировыми тенденциями) сферы деятельности. Положительным является то, что в бюджетах последних лет резко возрастают ассигнования на образование, хотя их величина значительно ниже, чем в ведущих странах с развитой рыночной экономикой. В то же время, очевидно, что будущее развитие - это инновационно-инвестиционный процесс, базирующийся на формировании и использовании совокупного общественного интеллекта.

Налоговая система представляет собой качественно определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом.

Действие налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. В ходе осуществляемой в Рос сии налоговой реформы еще не создан налоговый механизм, отражающий интересы всех субъектов переходной экономики. В целом реформа проводится на базе обоснованных принципов (см. рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Принципы налоговой реформы.

Но гипертрофированная реализация не которых функций налогов, в частности, фискальной и контрольной, привела к неэффективному функционированию на логовой системы. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что около половины ВВП производится в сфере теневой экономики. Дело в том, что высокое налоговое давление побуждает российские предприятия к уходу в теневой сектор. Этому способствует также сложившаяся необходимость участия предприятий в наличном коррупционном обороте при взаимодействии с контролирующими органами. Устранение государством такого негативного фактора является важной пред посылкой дальнейшей нормализации экономических отношений.

Информация о работе Реформирование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития