Реформирование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В данный период государственная налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков без учета их реальной платежеспособности и в недостаточно эффективных способах его осуществления. В результате, развитие теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились тенденции массового уклонения от уплаты налогов. Сложившиеся технологии управления процессом налогообложения стали базироваться исключительно на идее борьбы с «неплательщиками налогов», «недоимщиками», «не сдающими отчетность» и «нулевиками».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Сущность, принципы построения налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Налогообложение как экономическая категория………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации..7
1.3 Основные виды налогов взимаемых в Российской Федерации………11
2 Особенности развития и пути реформирования налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………....19
2.1 Особенности и проблемы развития налоговой системы в РФ………..19
2.2 Направления реформирования налоговой системы в России………...23
3 Тенденции развития российской налоговой системы…………………....32
Выводы предложения………………………………………………………...39
Список использованных источников……………….…………………….…

Файлы: 1 файл

курсовая финансы1.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

3)с учетом внесения в законодательство корректив, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, изменить подходы к противодействию практике «недостаточной капитализации». Ограничения на отнесение процентов по займам, предоставленным взаимозависимыми лицами, с точки зрения противодействия «недостаточной капитализации» будут уточнены с учетом новых правил определения взаимной зависимости лиц.

Налогообложение операций с ценными бумагами. Предлагается установить:

1)правила определения налоговой базы при совершении договоров займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не установлен или установлен как момент востребования;

2)правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

Для справедливой оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках, необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения методики, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, для определения рыночной стоимости ценных бумаг.

Кроме того, предполагается установить целесообразность уточнения правил текущей переоценки отдельных видов финансовых инструментов срочных сделок (опционов) в целях налога на прибыль организаций для профессиональных участников фондового рынка.

Необходимо отказаться от метода ЛИФО для целей налогообложения прибыли как при оценке ценных бумаг, так и при оценке материально-производственных запасов.

Начиная с 2010 года, введена в действие новая редакция ст. 275.1 Налогового кодекса РФ, направленная на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, требуют уточнения критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные данной статьей.

Различия в предусмотренном налоговым и бухгалтерским учетом порядке переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, приводят к тому, что организации, осуществляющие операции в иностранной валюте на условиях предварительной оплаты, фактически обязаны вести двойной учет, где имущество, обязательства и требования имеют различную стоимостную оценку и порядок переоценки. В связи с этим предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее важных источников доходов бюджета. Ставится задача облегчить его администрирование для налогоплательщиков, для чего предусматриваются следующие мероприятия:

1)оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки;

2)создание системы контроля вывоза товаров с таможенной территории РФ и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость;

3)внесение в Налоговый кодекс РФ изменений, направленных на сокращение сроков возмещения налога на добавленную стоимость при осуществлении отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке;

4)уточнение порядка ведения раздельного учета для целей налога на добавленную стоимость организациями, осуществляющими клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по определению (сверке) обязательств из заключаемых на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовых договоров, предметом которых является товар или иностранная валюта, финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и (или) контролю их исполнения;

5)внесение изменений в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов. Будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры;

6)реализация проекта по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи при взаимодействии налогоплательщиков и при представлении документов в налоговые органы.

В главу 23 налог на доходы физических лиц Налогового кодекса РФ планируется внести следующие изменения:

1)освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, но для реализации права на освобождение от налога на доходы физических лиц (получение разного рода налоговых вычетов) будет требоваться представление налоговой декларации;

2)ввести индексацию предельных размеров суточных, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, в соответствии с прогнозным значением инфляции, а также курса рубля к основным мировым валютам;

3)уточнить определение налогового резидентства физических лиц, внести инструмент предварительного резидентства, в соответствии с которым при некоторых условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом РФ с момента прибытия на территорию РФ, что позволит в некоторых случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13%;

4)сделать ряд изменений, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;

5)продолжить работу по уточнению в законодательном порядке перечня освобождаемых от налогообложения доходов, установленных ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:

1)ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

2)расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

3)постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;

4)решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

1)расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

2)унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

3)расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

4)усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой – ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

Успешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики. В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

 

 

 

 

Выводы и предложения

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенность сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Изученный материал позволяет, в результате, сделать следующие выводы.

Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетие, как в западных странах, так и в Российской Федерации появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате, неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугам высококвалифицированных консультантов представители финансово-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

Понимая неприемлемость подобной ситуации, законодатели ведущих западных стран начинали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклоняться от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Российской Федерации.

Эффективность самой налоговой системы является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической системы общества.

Налоговая система, кроме обеспечения собираемости налогов, должна удовлетворять ряду требований:

1)быть незаметной для населения, не должна добавлять населению дополнительных забот;

2)стимулировать деловую активность граждан и предприятий;

3)поощрять использование ресурсосберегающих технологий;

4)стимулировать научно-технический прогресс;

5)затраты ресурсов общества на функционирование налоговой системы и обеспечение контроля за деятельностью налоговых служб, а также на систему наказания за нарушения налогового законодательства должны быть минимальны.

При этом она не должна заставлять граждан и юридические лица выдумывать способы ее обмана и поощрять граждан и юридические лица к действиям в теневой экономике.

Успешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

В настоящее время имеет место определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в данные отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.

Налоговая реформа также коснется выравнивания налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов создают неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков.

Основной целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы должно стать завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности.

 

 

 

список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФЗК // Российская газета. - 1993. - № 237 ; 2008. - № 267.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. федер. закона от 09 февраля 2009 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301 ; 2009. - №7. - Ст. 775.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ в ред. федер. закона ред. 17.07.2009 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410 ; 2009. - № 29. – Ст. 3582.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ в ред. федер. закона от 09.03.2010 г. № 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824 ; 2010. - № 11. – Ст. 1169.
  5. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ в ред. федер. закона от 05.04.2010 г. № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340 ; 2010. - № 15. – Ст. 1737.
  6. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования : федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ// Российская газета.-2009. - № 137.
  7. Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ / К.М. Астапов // Экономист.-2004.- №2.- С. 59.
  8. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговой реформы/ Е.В. Басалаева // Финансы. - 2007. - №2.- С.27-30.
  9. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: учебник для вузов / А.В. Брызгалин. - М.: ИНФРА-М, 2008.-232с.
  10. Глухов В.В. Налоги – теория и практика: учебник / В.В. Глухов.– СПб.: Специальная литература, 2009. – 356с.
  11. Горский И.В. Некоторые параметры налоговой реформы /И.В. Горский // Финансы. -2007.-№2.- С. 22-26.
  12. Горский И.В. О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации / И.В. Горский // Финансы. - 2007. –№ 9.-С.31-33.
  13. Грисимова Е.Н. Налогообложение: учебник / Е.Н. Грисимова. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2005. – 348с.
  14. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение: учебник./Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев.-Ростов н/Д: Феникс, 2009.-416с.
  15. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учеб. пособие / Е.Н. Евстигнеев. - М.: ИНФРА-М, 2008.-120с.
  16. Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: учебник./В.Г. Князев. - М.: Закон и право, 2009. – 260с.

Информация о работе Реформирование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития