Реформирование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В данный период государственная налоговая политика приобрела преимущественно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков без учета их реальной платежеспособности и в недостаточно эффективных способах его осуществления. В результате, развитие теневого сектора экономики приобрело угрожающий характер, наметились тенденции массового уклонения от уплаты налогов. Сложившиеся технологии управления процессом налогообложения стали базироваться исключительно на идее борьбы с «неплательщиками налогов», «недоимщиками», «не сдающими отчетность» и «нулевиками».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1 Сущность, принципы построения налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1 Налогообложение как экономическая категория………………………5
1.2 Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации..7
1.3 Основные виды налогов взимаемых в Российской Федерации………11
2 Особенности развития и пути реформирования налоговой системы в Российской Федерации……………………………………………………....19
2.1 Особенности и проблемы развития налоговой системы в РФ………..19
2.2 Направления реформирования налоговой системы в России………...23
3 Тенденции развития российской налоговой системы…………………....32
Выводы предложения………………………………………………………...39
Список использованных источников……………….…………………….…

Файлы: 1 файл

курсовая финансы1.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая реформа изменила всю систему налогообложения, ее цели и проявление функций налогов. В настоящее время главной проблемой, определяющей действенность системы налогообложения, является оптимизация соотношения выполняемых ею функций. Все они реализуются комплексно, что придает налоговой системе новое качественное содержание, обеспечивая потенциальную возможность реализации основных направлений повышения ее эффективности.

Большое значение имеет переход к возмездной (компенсационной) концепции налогов. В ее основе лежит рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством. Поскольку система общественных услуг расширяется, концепция налоговой возмездности находит все более широкое применение за рубежом. Благодаря этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте оказываемых государством услуг, их адекватности величине налогов (охрана личности и бизнеса, организация управления экономикой и обеспечение ее пропорционального развития, формирование инфраструктурной основы экономического роста, обеспечение интеллектуально-информационной основы раз вития, качества жизни и решения комплекса социальных за дач и т.п.). Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государства за реализацию его регулирующих функций.

Требуется также более полный учет в налоговом механизме всей системы интересов развивающейся рыночной экономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится снижение на логового бремени, возлагаемого прежде всего на юридических лиц, т. е. на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцированному налогообложению прибыли в зависимости от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий в обеспечении экономического роста.

Немаловажен и переход от пассивно-конфискационной организации налогообложения к активно-стимулирующей через изменение порядка формирования налогооблагаемой базы и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от источников прибыли (например, применение нулевой ставки к прибыли, полученной в данном году за счет снижения себестоимости продукции, что создает стимулы экономить ресурсы, используемые в производстве).

Механизмы налогового макроэкономического регулирования

Налоговая система должна ориентироваться не только на решение тактических, но и долгосрочных стратегических задач, связанных с экономическим развитием, охватывающим как повышение темпов роста экономики, так и качества жизни.

Наконец, нужно последовательно руководствоваться требованиями системности, чтобы была единая направленность механизма налогообложения. Это предполагает построение такой налоговой системы, которая при взаимодействии всех ее элементов давала бы интеграционный импульс для развития производства. Словом, общая направленность налоговой системы призвана иметь воспроизводственный характер, способствовать эффективному развитию производственных инвестиций и предпринимательской инициативы.

Все это требует изменения концепции налогообложения в России. Оно должно превратиться в решающий комплексный фактор экономического развития. Налоговую систему необходимо повернуть лицом к интересам производства, стимулируя его рост на основе использования инновационно-инвестиционного типа воспроизводства. Необходим выбор таких ставок налогов, такой базы и механизма налогообложения, чтобы изъятие налогов из прибыли предприятий не при останавливало развития производства, как это происходит сейчас, а, напротив, создавало дополнительный импульс для его роста.

Мировая практика налогообложения уже давно базируется на положении об эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок и объемом дохода, а следовательно, и на логовых поступлений. По мере снижения налоговых ставок усиливается тенденция доходов предприятий к росту. Соответственно растут и поступления налоговых платежей в бюджет за счет возрастания налогооблагаемой базы (объема производства, доходов). Это можно представить следующей кривой:

 

Рис. 2.2. Зависимость налогооблагаемой базы от уровня налоговой ставки.

Кривая Нс — Вп отражает зависимость между изменением налоговых ставок (Н) и ростом базы налогообложения — выручки (дохода) предприятия (В). На отрезке Нс — К снижение налоговых ставок не приводит к существенному росту доходности предприятий. А на отрезке К — Вп на каждый пункт снижения налоговых ставок приходится гораздо большее увеличение темпов роста доходов и налоговой базы. Поэтому коэффициент эластичности — соотношение темпов роста доходов (выручки) и темпов снижения налоговых платежей — на отрезке Нс — К < 1, а на отрезке К —Вп > 1, а в точке К= 1.

Как установлено мировой практикой, максимально возможный уровень изъятия добавленной (вновь созданной) стоимости через налоговую систему, должен находиться в среднем в пределах 33—35% (тогда как в России он составляет примерно 60%). Дальнейшее повышение ставок тормозит развитие производства, лишая его источников инвестиций и стимулов, сокращает налоговую базу и ведет к уменьшению налоговых платежей. Снижение же налоговых ставок (до определенного уровня) стимулирует развитие производства и ведет к росту налоговых поступлений. Это наглядно подтвердил новый порядок налогообложения доходов физических лиц, введенный в России с 2001 года. При снижении налоговой ставки до 13% поступившие в бюджет суммы налоговых платежей возросли более чем в полтора раза.

Необходимость такого методологического подхода подтверждает также общепризнанный вывод американского экономиста Артура Лаффера, построившего кривую зависимости об щей суммы налоговых поступлений от величины используемых ставок налогов.

 

Рис. 2.3. Кривая А. Лаффера.

Приведенная кривая свидетельствует о том, что величина на логовых поступлений (рост налогооблагаемой базы) возрастает до определенного уровня роста налоговой ставки (в среднем, в пределах 35% изъятия добавленной стоимости).

При дальнейшем росте налоговых ставок налоговые поступления резко сокращаются. Налоговая система, таким образом, должна строиться так, чтобы не препятствовать проявлению предпринимательской инициативы и интереса приложения труда в сфере производства товаров и услуг. К сожалению, российская налоговая система не отвечает этому требованию. Средний уровень изъятия доходов предприятий (добавленной стоимости) составляет в России значительно большую долю, чем в странах с развитой рыночной экономикой, в таких как Англия, США, Германия и др.

Для усиления регулирующей (стимулирующей) роли налогов большое значение имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги вносятся непосредственно из доходов конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги, как правило, выступают налогами с оборота, будучи добавкой к цене товара, оплата которой перекладывается на покупателя (потребителя товара или услуги). Если субъект налогообложения (лицо, фактически оплачивающее налог) и плательщик (лицо, которое осуществляет операцию по платежу налога) сов падают в одном лице (физическом или юридическом), то налог является прямым. Если же такого совпадения нет, — то налог косвенный. Так, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль относятся к прямым, а НДС и акцизы — к косвенным, так как субъектом обложения выступает здесь конечный потребитель, а предприятие (плательщик налога) лишь вносит налог в бюджет.

В российской экономике преобладают косвенные налоги — НДС, акцизы и другие. Они составляют в об щей сумме поступающих налогов более 70%. В США соотношение обратное — около 70% составляют поступления от прямых налогов. Значительное преобладание косвенного налогообложения в России свидетельствует о недостаточной "прозрачноеги" налоговой системы, ее завуалированности и фискальной направленности. Целесообразно в большей мере использовать в российской налоговой системе прямое налогообложение, отвечающее требованиям современных прогрессивных тенденций развития налоговых систем.

Следует также учитывать, что уровень налогов, особенно косвенных, наряду с другими факторами во многом определяет высоту цен. С точки зрения налоговых элементов цену можно, используя соответствующую символику, представить в следующем виде:

Цро=Сз+Сн+Фн+Пн + Пч +Акц + НДС+Нацн + Нацч,

где Цро — розничная цена; Сз — затраты на производство; Сн - налоги, входящие в себестоимость (например, единый социальный налог и другие — всего 12 налогов); Фн — налоги, выплачиваемые из финансового результата (например, налог на имущество предприятий и другие — всего 3 налога); Пн — на лог на прибыль и другие налоги, выплачиваемые из прибыли (недоимки по налогам и т.п.); Пч — чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (прибыль-нетто, выступающая единственной частью валового дохода, остающейся у предприятия); Акц — акциз (средняя ставка около 40% по подакцизным товарам); НДС — налог на добавленную стоимость (ставка 20% и 10% по социально значимым товарам по списку правительства); Нацн — торговая наценка, направляемая на покрытие издержек обращения и налогов; Нацч — часть торговой наценки, образующей чистую прибыль торговли.

Одним из основных, общепринятых в цивилизованном мире, принципов построения налоговой системы является однократность обложения. В российской практике используется 2—3-кратное и больше обложение налогом одних и тех же сумм до хода. Например, единый социальный налог фактически выступает налогом на заработную плату (начисления к фонду зарплаты), кроме того, заработная плата облагается подоходным на логом, затем акцизом (по подакцизным товарам входит в облагаемую базу), а затем еще облагается налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж. К тому же единый социальный налог входит в налогооблагаемую базу акцизов, а акцизы — в налогооблагаемую базу НДС.

Доля налоговых сумм в цене товаров составляет по подакцизным товарам от 60% до 95%, а по товарам, в цене которых нет акциза — 30-60% в зависимости от их видов и величины налоговых ставок. Словом, пора уже всерьез подумать об ограничении многократного обложения, о резком снижении ставок налогов при повторном налогообложении (если без него не обойтись), о более широком использовании нулевых налоговых ставок, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.

Естественно, что уменьшение доли налогов в цене повышает конкурентоспособность товаров. Предприятие имеет возможность наряду со снижением цен увеличить долю чистой прибыли и, таким образом, активизировать инвестиционный процесс. Высокая доля налогов в ценах снижает действенность рыночных рычагов и влияние рыночных факторов на ценообразование (спрос и предложение). Она заставляет производителей изменять ассортимент товаров с целью уменьшения налоговых платежей.

Величина чистой прибыли при существующей налоговой системе совершенно недостаточна для нормального развития предприятий. Если оценивать рентабельность по чистой при были (соотношение чистой прибыли и всего примененного капитала, который отражается в виде валюты баланса предприятия), то ее уровень в промышленности не превысит 1%. К тому же большинство предприятий получают символическую чистую прибыль — несколько десятков тысяч рублей. В промышленности более трети предприятий убыточны, многие находятся на грани банкротства и лишь 7—8% предприятий работает нормально. Естественно, что при таком уровне чистой прибыли предприятия не могут нормально развиваться.

Необходимо срочно исправлять такое положение. Роль государства состоит в том, чтобы определить минимальный уровень рентабельности по общей (12—17%) и по чистой прибыли (при мерно 8—10%) и ориентировать предприятия, используя налоговое стимулирование, на ее достижение.

Все налоги по их отношению к доходам предприятия можно разделить на прогрессивные, когда ставка налога возрастает в зависимости от величины дохода, пропорциональные, когда ставка остается неизменной, и регрессивные, когда по мере роста налогооблагаемой базы ставка налога снижается. В налоговых системах разных стран, в том числе России, используются все эти типы налогов. Например, российский подоходный налог с физических лиц имеет пропорциональное построение (единая ставка — 13% независимо от дохода). К регрессивным налогам можно отнести единый социальный налог (по мере роста оплаты труда ставка снижается). Налог на землю — прогрессивный (ставка зависит от размера участка земли).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Тенденции развития российской налоговой системы

25 мая 2009 года Правительством РФ  были одобрены Основные направления  налоговой политики Российской  Федерации на 2010 год и на плановой период 2011 и 2012 годов. Данный документ разработан Минфином в рамках подготовки бюджета на очередной год, при этом, по мнению финансистов, он позволяет участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно привести к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее: создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

Планируется внести изменения, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В связи с этим уже начиная с 2010 года в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.

Одновременно в 2010 году планируется решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области предполагаются следующие изменения:

1)преобразовать действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, названные в п. 1 ст. 269 Налоговом кодексе РФ, и разработать правила определения «рыночного» уровня процентной ставки, необходимые для установления допустимого уровня процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. При внесении таких изменений будет исключено из ст. 269 Налогового кодекса РФ требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для принятия решения об отнесении процентов на расходы в налоговых целях, останется лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов;

2)в рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях распространить правила определения рыночной цены с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами;

Информация о работе Реформирование российской налоговой системы: состояние, проблемы и тенденции развития