Роль бюджета в национальной экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач
Глава 2 Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов федерального бюджета РФ
Глава 3 Проблемы бюджета и пути их решения
3.1 Дефицит и профицит государственного бюджета
3.2 Государственный долг
3.3 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики
Заключение
Список литературы

Файлы: 2 файла

Роль бюджета в национальной экономической системе.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

    • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.
  • В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
  • обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
  • официальный статистический учет;
  • прочие расходы.

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ на январь - июль 2008 и 2009 годов (см. табл.2)

 

 

Табл.2 Расходы федерального бюджета за январь – июль 2008 и 2009 годов

 

Млрд. руб.

   

% ВВП

   

 

 

янв-июл.08

янв-июл.09

июл.09

янв-июл.08

янв-июл.09

июл.09

РАСХОДЫ, всего

3557,9

4698,8

805,0

15,5%

21,9%

23,0%

в том числе

           

Обслуживание государственного долга

87,7

103,0

16,6

0,4%

0,5%

0,5%

Непроцентные расходы

3470,2

4595,8

788,4

15,2%

21,4%

22,5%

в том числе

           

Общегосударственные вопросы

346,6

332,7

57,7

1,5%

1,6%

1,6%

Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность

922,8

1132,5

163,0

4,0%

5,3%

4,7%

Культура и социальная сфера

480,9

574,3

127,2

2,1%

2,7%

3,6%

Национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды

350,7

776,3

106,8

1,5%

3,6%

3,1%

Финансовая помощь бюджетам других уровней

1208,4

1537,1

267,2

5,3%

7,2%

7,6%

Перечисления государственным внебюджетным фондам

160,8

243,0

66,6

0,7%

1,1%

1,9%

 

 
           

ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-)

2118,9

-893,1

-171,4

9,3%

-4,2%

-4,9%

 

 
           

ФИНАНСИРОВАНИЕ, всего

2118,9

-893,1

-171,4

9,3%

-4,2%

-4,9%

Чистое внешнее финансирование (без учета кредитов МВФ)

-85,0

-82,1

1,9

-0,4%

-0,4%

0,1%

Валовые заимствования

-2,3

16,5

5,4

0,0%

0,1%

0,2%

Погашение основного долга

82,7

98,5

3,4

0,4%

0,5%

0,1%

Чистое внутреннее финансирование (включая изменение остатков на счетах)

-2033,9

975,1

169,4

-8,9%

4,6%

4,8%

Кредиты МВФ (сальдо)

0,0

0,0

0,0

0,0%

0,0%

0,0%

Изменение остатков на счетах

-1993,7

684,0

-21,0

-8,7%

3,2%

-0,6%

Ценные бумаги и прочие заимствования

20,5

-273,8

105,9

0,1%

-1,3%

3,0%

Поступления от приватизации

5,6

0,0

0,0

0,0%

0,0%

0,0%

Чистые доходы от реализации государственных запасов

6,3

-12,4

-0,3

0,0%

-0,1%

0,0%

Курсовая разница

-72,6

577,4

84,8

-0,3%

2,7%

2,4%

ПЕРВИЧНЫЙ ПРОФИЦИТ(+)/ДЕФИЦИТ(-)

2206,6

-790,1

-154,8

9,6%

-3,7%

-4,4%

Справочно:

           

Валовый внутренний продукт, млрд. руб.

22900,3

21427,8

3500,0

     

 

Через федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на фундаментальные научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Первое место в расходах федерального бюджета на январь – март 2008 года занимают непроцентные расходы, что на 6,2 % больше, чем в 2007 году, и составляют 21,4 % на январь - июль 2009 года.

Существенный объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности и финансовая помощь бюджетам других уровней они составляют более половины всех бюджетных расходов.

Обслуживание государственного долга по сравнению с январем-июлем 2008 годом увеличилось на 15,3 млрд. руб.

Следующее место и немаловажное занимают расходы на национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды (на январь-июль 2008 года они составили 1,5 %, в бюджете на 2009 эти расходы увеличились до 2,1%.) и на культуру и социальную сферу (на январь-июль 2008 года они составили 2,1 %, в бюджете на 2009 эти расходы увеличились до 0,7%).

Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Вывод. Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы можем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

 Анализ расходной части дает  нам картину тех необходимых  затрат, которые возникают в процессе  выполнения государством своих  функций. Эти затраты выражают  экономические отношения, на основе  которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 

 

Глава 3. Проблемы бюджета и пути их решения

 

3.1 Дефицит и профицит государственного  бюджета

 

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета. Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита в следующей последовательности:

  1. сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;
  2. сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета);
  3. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  4. увеличить расходы бюджета, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путём внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

В последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Наиболее сложная ситуация и наиболее часто встречающаяся в экономической практике – дефицит бюджета, т.е. превышении расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов – это критический дефицит.

Рост бюджетных дефицитов явление распространенное и даже закономерное. Причин тому множество: спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы (потери, прииски, хищения и т.п.). Но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета ещё не означает «здоровья» экономики. Надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита:

  1. Сокращение расходов государственного бюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряжённость и ведёт к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведёт к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку снижает ёмкость рынка.
  3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит за счёт:
  • обращения государства за кредитов к национальным банкам;
  • превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;
  • выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами. 

4. Выплата государственного долга  за счёт увеличения предложения  денег на основе их 

Эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведёт к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, уменьшения государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счёт печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

ignoreme.txt

— 85 байт (Скачать файл)

Информация о работе Роль бюджета в национальной экономической системе