Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы формирования доходов государственного бюджета и его исполнения, выявить возможные пути их разрешения.
Введение
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и
его роль в макроэкономической политике государства
1. 2 Функции бюджета и его основные показатели
2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов
в консолидированном бюджете Республики Беларусь
3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного
бюджета, пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Социальный факультет
Кафедра «Социальная работа и государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Роль бюджета в
Студент группы 8ГУ-1 Н. В. Болотов
Преподаватель Е. В. Кизиль
2012
Содержание
Введение .............................. 1 Теоретические основы государственного
бюджета .............................. 1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономической политике государства ...................... 1. 2 Функции бюджета и его основные
показатели .............................. 2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов в консолидированном бюджете Республики
Беларусь .............................. 3 Проблемы формирования доходов и исполнения государственного бюджета, пути их решения .............................. Заключение .............................. Список использованных источников ……………………………………........ |
3 5
5 13
17
29 34 37 |
Введение
Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной.
Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития, однако не являлся институтом, присущим государству изначально. Тем не менее, сегодня существование государства без бюджета немыслимо, т. к. это основной финансовый план государства.
Изучение данной темы интересно ещё и тем, что понятию «бюджет» присущи разнообразные трактовки. Дискуссионным остаётся вопрос и о количестве функций, выполняемых государственным бюджетом.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание государственного бюджета Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы государственного бюджета, в частности выявить его социально-экономическую сущность и роль в макроэкономической политике государства, а также установить основные функции и показатели государственного бюджета;
- рассмотреть структуру, динамику доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в ретроспективе, ситуацию, сложившуюся в текущем году и на перспективу;
- проанализировать проблемы
формирования доходов
Предметом исследования является сущность государственного бюджета и его роль в макроэкономическом регулировании.
Объект исследования
- это экономические формы
Для раскрытия темы были выбраны следующие методы исследования: сравнительный анализ, группировок, графический.
В работе используются разнообразные источники литературы.
Для рассмотрения генезиса бюджетных отношений, раскрытия понятия «бюджет», определения его роли в макроэкономической политике государства рассматривался материал учебных пособий М. К. Фисенко «Финансовая система Беларуси», Т. В. Сорокиной «Государственный бюджет», И. М. Лемешевского «Макроэкономика», Т. Г. Струк «Финансовая система Республики Беларусь» и др.
При раскрытии содержания
структуры доходов и расходов
бюджета, а также при анализе
их динамики был проработан отчёт
Министерства Финансов Республики Беларусь
«О социально-экономическом
Чтобы рассмотреть проблемы исполнения бюджета, в частности формирование его доходной части, использовалось вышеупомянутое учебное пособие Т.В. Сорокиной и её статья «Бюджет Беларуси: история развития и современное состояние», а также учебно-методический комплекс «Государственный бюджет» Л.М. Тетериной и др.
В данной работе также использовались такие нормативно-правовые акты, как Бюджетный Кодекс Республики Беларусь и Закон о Республиканском бюджете на 2011 год.
1 Теоретические основы государственного бюджета
1. 1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его
роль в макроэкономической политике государства
Исторически возникновение
бюджета обусловлено
Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присушим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. «Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало - составляет смету доходов и расходов на определенный период».
Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце 17 века, а к концу 18 века практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год [18, c. 86].
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет рассматривается как самостоятельная категория, которой присущи различные трактовки.
С институциональной позиции государственный бюджет выступает как централизованный фонд денежных средств государства.
С юридической точки зрения госбюджет есть финансовый план государства, роспись доходов и расходов правительства на определённый период времени, которая утверждена в законодательном порядке. С этих позиций бюджет можно определить как закон, разрешающий правительству страны собирать и расходовать денежные средства.
С экономической позиции государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения ВВП, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов [8, c.302].
Структура бюджета определяется государственным устройством. В странах, имеющих унитарное устройство (Великобритания, Франция, Япония, Беларусь), он включает бюджет правительства и местные (муниципальные) бюджеты. В государствах с федеральным устройством он трёхзвенный, так как помимо центрального и местного также включает бюджеты промежуточного уровня. В России, например, различают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.
В основе построения бюджета лежит ряд принципов:
1. Принцип единства: в стране имеется один бюджет, в котором объединены все доходы и расходы государства. Этот принцип обусловлен единой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики.
2. Принцип полноты: предполагает учёт по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений.
3. Принцип реальности: предусматривает правдивое отражение в бюджете всех расходов, доходов, финансовых операций, соответствие утверждаемых в бюджетах сумм их использованию.
4. Принцип гласности: правительство обязано опубликовать бюджет, сообщать об его исполнении [9, c.196].
Для более глубокого раскрытия природы бюджета необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
В момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта - чистого дохода в его денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов.
После стадии обособления стоимости чистого дохода, на которой возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объёмы будущих финансовых потоков. Таким образом, можно предположить, что в составе финансовых отношений зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно - бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.
Очевидно, что бюджетные отношения являются частью финансовых отношений, но имеют определенную специфику. Эта специфика проявляется в следующем:
1. бюджетные отношения
представлены в основном
2. бюджетные отношения выполняют особое назначение - распределяют валовый внутренний продукт, доходы от внешнеэкономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов [18, c.86].
При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного обществённого продукта.
Более того, при современной
организации отношений
Распределение чистого дохода - процесс многостадийный. Прежде всего, из чистого дохода выделяется та его часть, которая в соответствии с действующим законодательством в первоочередном порядке должна быть направлена на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. На этом этапе формируются финансовые ресурсы государства. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия, вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что бюджетные отношения зарождаются задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно - одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Представляя особую область стоимостного распределения, бюджетные отношения имеют следующие особенности:
Информация о работе Роль бюджета в макроэкономическом регулировании