Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является выявление роли Централь-ного Банка в регулировании экономики. Достижение поставленной цели требу-ет решения следующих основных задач:
- рассмотреть цели и функции Центрального банка Российской Федера-ции;
- проанализировать особенности использования инструментов денежно-кредитной политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса;
- охарактеризовать основные результаты функционирования экономики РФ в условиях мирового финансового кризиса;
- изложить действия Банка России по повышению эффективности денеж-но-кредитной политики;
- обосновать пути совершенствования денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Введение…………………………………………………………………………...
1 Центральный Банк и его роль в регулировании экономики…………………
1.1 Цели и функции Центрального банка Российской Федерации……………
1.2 Основные операции Банка России…………………………………………..
1.3 Место и роль Центрального банка Российской Федерации в регулиро-вании экономики…………………………………………………………………
2 Механизм применения инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности экономического развития России………………...
2.1 Общая характеристика инструментов и методов денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………..
2.2 Зарубежный опыт регулирования экономики ………………………………
2.3 Особенности использования инструментов денежно-кредитной
политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса……….
3 Направления повышения эффективности деятельности ЦБ РФ в рамках регулирования экономики………………………………………………………..
3.1 Проблемы денежного регулирования в Российской Федерации…………
3.2 Действия Банка России по повышению эффективности денежно-кредитной политики………………………………………………………………
3.3 Пути совершенствования регулирования ЦБ РФ экономики……………...
Заключение………………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………….
1.3 Место и роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании экономики
Центральный Банк РФ регулирует
экономику посредством денежно-
Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику Центральный банк воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь – на потребительский и инвестичионный спрос.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа предоставляет в государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется президенту и правительству РФ. [1].
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей денежно-кредитной и финансовой политики.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующимся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня инфляции. Осуществляя денежно-кредитное регулирование государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно таким образом достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортёров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятия свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т. д.. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценивание денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае – на её сокращение, переходу к политике «дорогих денег». [7, с.308].
С помощью кредитного
регулирования государство
Кредитная политика реализуется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. прямые количественные ограничения кредита).
В условиях рыночной экономики
в основе денежно-кредитной политики
центрального банка лежит принцип
«компенсационного
Политика денежно-кредитной
рестрикции (политика «дорогих денег»)
применяется в условиях циклического
оживления хозяйственной
Таким образом, с помощью денежно-кредитного регулирования центральный банк стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры он использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики.
2 Механизм применения инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности экономического развития России
Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Различают прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики.
Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса.
Косвенные методы регулирования
денежно-кредитной сферы воздей
Помимо прямых и косвенных
различают общие и селективные
методы осуществления денежно-
Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано в решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. [9,с.234].
В мировой экономической практике ЦБ используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:
- изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований;
- процентную политику
ЦБ, т. е. изменение механизма
заимствования средств
- операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. В настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
- если ЦБ увеличивает
норму обязательных резервов, то
это приводит к сокращению
избыточных резервов
- при уменьшении нормы
обязательных резервов
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. [7,с.310].
Процентная политика ЦБ производится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у ЦБ и депозитная политика ЦБ, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетная ставка - процент (дисконт), по которому ЦБ учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.
Определение размера учетной ставки - один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования.
Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в тоже время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ необязательны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Операции ЦБ на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. ЦБ продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсом, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее.
Такое воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов со ссудного рынка, ЦБ уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса. [11,142].
Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов, в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.
Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ[19,с.225].
Таким образом , центральный банк обладает широким спектром инструментов и методов воздействия на экономику.
2.2 Зарубежный опыт регулирования экономики
Мировой финансовый кризис убедительно продемонстрировал несовершенство надзорных и регуляторных систем большинства стран мира, подтвердил необходимость совершенствования инструментов монетарной политики, а также функций регуляторов и центральных банков в обеспечении финансовой стабильности. Центральные банки стремились увеличить ликвидность банковской системы, в том числе оказывая помощь отдельным системообразующим банкам, которая до лета 2008 г. была в некоторой степени связана с повышенным «инфляционным фоном». Рост доходов значительной части населения в бедных странах стал одним из факторов роста цен на продовольствие на мировых рынках во второй половине 2007 г. В свою очередь, в силу высокой доли продуктов питания в потребительской корзине в развивающихся странах это привело к увеличению показателей инфляции. В таких условиях Федеральная резервная система США, Европейская система Центрального банка, Банк Англии, центральные банки Швейцарии и Японии фактически выступили в поддержку не только банковского сектора, но и фондового рынка, превратившись из кредиторов последней инстанции в «создателей» рынков последней инстанции . Тем самым ведущие центральные банки приняли на себя ответственность за перекредитование экономики, за действия спекулянтов на фондовом рынке и надувание спекулятивных пузырей. ФРС США, ЕЦБ, центробанки Англии, Швейцарии и Японии заявили 13 октября 2008 г. о предоставлении до начала 2009 г. неограниченной (конечно, в разумных пределах) долларовой ликвидности мировой финансовой системе со стороны ФРС (по предварительным оценкам не менее чем 600-700 млрд евро). Предпринятые меры носили чрезвычайный характер. При их реализации выяснилось, что отсутствуют необходимые инструменты предоставления ликвидности банковскому сектору. Их пришлось создавать в спешном порядке [4, с.70].