Роль ЦБ РФ в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является выявление роли Централь-ного Банка в регулировании экономики. Достижение поставленной цели требу-ет решения следующих основных задач:
- рассмотреть цели и функции Центрального банка Российской Федера-ции;
- проанализировать особенности использования инструментов денежно-кредитной политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса;
- охарактеризовать основные результаты функционирования экономики РФ в условиях мирового финансового кризиса;
- изложить действия Банка России по повышению эффективности денеж-но-кредитной политики;
- обосновать пути совершенствования денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
1 Центральный Банк и его роль в регулировании экономики…………………
1.1 Цели и функции Центрального банка Российской Федерации……………
1.2 Основные операции Банка России…………………………………………..
1.3 Место и роль Центрального банка Российской Федерации в регулиро-вании экономики…………………………………………………………………
2 Механизм применения инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности экономического развития России………………...
2.1 Общая характеристика инструментов и методов денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………..
2.2 Зарубежный опыт регулирования экономики ………………………………
2.3 Особенности использования инструментов денежно-кредитной
политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса……….
3 Направления повышения эффективности деятельности ЦБ РФ в рамках регулирования экономики………………………………………………………..
3.1 Проблемы денежного регулирования в Российской Федерации…………
3.2 Действия Банка России по повышению эффективности денежно-кредитной политики………………………………………………………………
3.3 Пути совершенствования регулирования ЦБ РФ экономики……………...
Заключение………………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дор1 Роль ЦБ в регулир экон ЛУЧШЕЕ.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

В целях повышения  гибкости валютного курса и сокращения масштабов прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования на внутреннем валютном рынке с 13 октября 2011 г. операционный интервал допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины, используемый для сдерживания излишне резких колебаний валютного курса, был расширен с 3 до 4 рублей. Была также снижена величина накопленных интервенций, приводящих к сдвигу границ операционного интервала на 5 копеек, с 700 млн. долл. США до 650 млн. долларов США.

 

В условиях высокого уровня ликвидности Банковского сектора  Банк России активизировал проведение операций по абсорбированию свободных средств кредитных организаций. Основными используемыми для этого инструментами были проводимые с кредитными организациями депозитные опреции и операции с облигациями Банка России.

 

 

 

Таблица 1-Характеристика инструментов денежно-кредитной политики (млрд.руб)[21].

Показатель

2009

2010

2011

Объем депозитных сделок

17800

35300

43100

ОБР

297,5

1874,1

193,2

Продажа ОБР на вторичном рынке

14,9

14

8

Покупка ОБР на вторичном рынке

2,5

100

5

Прямое РЕПО

30100

20000

2220


 

Общий объем заключенных  Банком России депозитных сделок за 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 в 1,5 раза и в 2,5 по сравнению 2009 достиг 43,1трлн. рублей. В рассмотренный период состаялось 34 аукциона по продаже ОБР, объем привлеченных средств по которым составил 193,2млд ру. (в 2010г.- 32 аукциона на общую сумму 1874,1 млрд.руб)

 Операции Банка России по продаже и покупке ОБР на вторичном рынке в 2011 г. составили соответственно 8 и 5 млрд. руб. против 14 и 100 млрд. руб. в течение предыдущего года и 14,9 и 2,5 в течении 2009.

В целях повышения  эффективности денежно-кредитной  политики за счет усиления воздействия операций Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка были приняты решения о переходе в ноябре 2011 г. к эмиссии трехмесячных облигаций Банка России с периодичностью размещения раз в два месяца и о прекращении с 15 декабря 2011 г. выполнения Банком России функций маркетмейкера по своим облигациям на вторичном рынке .

Нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, в 2011 г. составляли 2,5% по всем категориям резервируемых обязательств. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций (кроме РНКО, РЦ ОРЦБ) установлен в размере 0,6; для РНКО и РЦ ОРЦБ - 1,0. Корректировочный коэффициент, применяемый для определения суммы обязательств кредитной организации по выпущенным ею долговым ценным бумагам перед кредитными организациями резидентами Российской Федерации, составлял 0,2.

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, увеличилась со 151,4 млрд. руб. на 1.01.2011 до 188,4 млрд. руб. на 1.01.2012 (на 1.10.2011 она составляла 182,2 млрд. руб.).

Кредитные организации активно  пользовались усреднением обязательных резервов, то есть частично выполняли  резервные требования путем поддержания  соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 декабря 2011 г. по 10 января 2012 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 695 кредитных организаций (68,1% от общего числа действующих кредитных организаций).

Благодаря значительному объему свободных  средств в банковской системе  спрос кредитных организаций  на операции рефинансирования оставался  относительно низким.

Совокупный объем сделок прямого  РЕПО Банка России на аукционах и по фиксированной ставке увеличился я с 2 трлн. руб. в 2010 г. до 2,22 трлн. руб. в 2011 г. и уменьшился по сравнению с 2009 в 1,5 раза.

 

 

 

 

Таблица 2- Объем кредитов (млрд.руб)[21].

Показатель

2009

2010

2011

Объем внутридневных кредитов

22800

28400

38200

Овернайт

311,4

229,9

209,0

Ломбардные  кредиты

308,8

75

112,8

Кредиты без обеспечения

3,4

131,7

 

Кредиты по фиксированной процентной ставке

2400

334,6

431,3


 

Объем внутридневных кредитов в 2011 г. составил 38,2трлн. руб. (по сравнению с 28,84трлн. руб. в 2010 году и 22,8 трлн. в 2009 году.. Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. В 2011 г. их объем составил 209,0 млрд. руб., что меньше, чем в 2010 г., на 20,9 млрд. рублей. Общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов в 2011 г. составил 112,8 млрд. руб. (в 2010 г. - 75 млрд. руб, в 2011 -308,8.). Кроме того, кредитные организации использовали кредиты по фиксированной процентной ставке, обеспеченные активами или поручительствами кредитных организаций. Их объем в 2011 г. составил 431,3 млрд. руб. , в то время как в 2010 г. – 334,6 млрд. рублей., а в 2009-2400 млрд. руб

Общий объем предоставленных кредитным  организациям кредитов без обеспечения за 2010 г. составил 131,7 млрд. руб. против 3,4 трлн. руб. за предыдущий год. В рамках проводимой работы по постепенному свертыванию использования антикризисных инструментов Совет директоров Банка России 30 июня 2011 г. принял решение о приостановлении с 1 октября 2011 г. проведения аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России без обеспечения на срок более 5 недель, а с 1 января 2012 г. - на все сроки.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в 2011 году ЦБ РФ задействовал широкий спектр инструментов для подержания экономики страны, что явилось одной из основ её дальнейшего поступательного развития. Действия Банка России по повышению эффективности денежно-кредитной политики( снижение ставки рефинансирования, процентных ставок, увеличение объема депозитных сделок), что привело к росту кредитной активности банковского сектора.

 

 

3.3 Совершенствования регулирования экономики ЦБ РФ

Одной из задач Банка  России является проведение эмиссионной  политики.. [15, с.28]

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

- ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

- оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

- предотвращение оттока капитала за рубеж;

- поддержание на заданном уровне валютных резервов.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах  и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы – это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения .

Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер [10, с.3]:

- обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

- совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

- упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

- ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300–400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

- дифференсация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

- осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

- создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

В качестве вывода отметим, что предложенные рекомендации по совершенствованию регулирования экономики со стороны Банка России будут способствовать повышению эффективности его деятельности и позитивно скажутся на общих экономических результатах развития экономики страны.

 

Заключение

 

 

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- главная задача кредитно-денежной политики Центрального Банка  - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

- с помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

- особенностью России является тот факт, что, вплоть до недавнего времени, основными инструментами денежно-кредитного регулирования выступали, с одной стороны, интервенции Центрального банка на валютном рынке, а с другой, стерилизационные мероприятия денежных властей.

- возможность с помощью указанных операций регулировать уровень ликвидности в экономике и влиять на темпы инфляции, как правило, оказывалась низкой

- для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо расширять набор инструментов и увеличивать роль процентных ставок.

- несмотря на формально декларируемую приоритетность задачи снижения инфляции, на практике при проведении денежно-кредитной политики Банк России в значительной степени ориентировался на поведение реального обменного курса, явным образом сглаживая его динамику, а на отдельных этапах, возможно, воздействуя и на его равновесный уровень.

- следует обратить внимание на позитивную роль Стабилизационного фонда в ограничении роста денежной массы (денежная масса увеличилась на 32%), что приводит к сдерживанию инфляции и укреплению реального эффективного курса рубля. Курсовая политика Банка России имеет большое значение в снижении инфляции. За 4 первых месяца номинальный эффективный курс рубля повысился на 2%, а реальный эффективный курс рубля повысился на 6,7%. Инфляция по итогам текущего года составила 11%, что не соответствует изначальным планам ЦБ РФ.

- фундаментальные изменения состояния мировой экономики, резкое снижение цен на товары российского экспорта, проблемы на мировых финансовых рынках, масштабный отток капитала из страны ограничили возможности российских банков и компаний по привлечению новых и рефинансированию ранее полученных займов в иностранной валюте. Рост спроса на иностранную валюту на внутреннем рынке при сокращении ее предложения обусловил проведение Банком России значительных интервенций по ее продаже.

- ЦБ видит своей перспективной задачей переход к режиму таргетирования инфляции. Как показывает опыт тех стран, которые используют таргетирование в качестве основной модели ДКП, ее применение требует свободно плавающего курса национальной валюты. Настойчивость постановки ЦБ данного вопроса – второй год подряд говорится об этом как о важной задаче на среднесрочный период – заставляет предположить, что денежные власти могут попытаться ввести «свободное плавание» рубля до 2011 года. Для этого, однако, должны сложиться соответствующие внешние условия, в первую очередь выражающиеся в существенном уменьшении притока средств с мировых сырьевых рынков.

Информация о работе Роль ЦБ РФ в регулировании экономики