Роль ЦБ РФ в регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является выявление роли Централь-ного Банка в регулировании экономики. Достижение поставленной цели требу-ет решения следующих основных задач:
- рассмотреть цели и функции Центрального банка Российской Федера-ции;
- проанализировать особенности использования инструментов денежно-кредитной политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса;
- охарактеризовать основные результаты функционирования экономики РФ в условиях мирового финансового кризиса;
- изложить действия Банка России по повышению эффективности денеж-но-кредитной политики;
- обосновать пути совершенствования денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
1 Центральный Банк и его роль в регулировании экономики…………………
1.1 Цели и функции Центрального банка Российской Федерации……………
1.2 Основные операции Банка России…………………………………………..
1.3 Место и роль Центрального банка Российской Федерации в регулиро-вании экономики…………………………………………………………………
2 Механизм применения инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности экономического развития России………………...
2.1 Общая характеристика инструментов и методов денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………..
2.2 Зарубежный опыт регулирования экономики ………………………………
2.3 Особенности использования инструментов денежно-кредитной
политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса……….
3 Направления повышения эффективности деятельности ЦБ РФ в рамках регулирования экономики………………………………………………………..
3.1 Проблемы денежного регулирования в Российской Федерации…………
3.2 Действия Банка России по повышению эффективности денежно-кредитной политики………………………………………………………………
3.3 Пути совершенствования регулирования ЦБ РФ экономики……………...
Заключение………………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Дор1 Роль ЦБ в регулир экон ЛУЧШЕЕ.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Выделяются следующие  особенности реакции центральных  банков развитых стран на кризис. Во-первых, на начальном этапе кризиса центральные банки использовали стандартный инструментарий кредитно-денежной политики (операции на открытом рынке и изменение базовой ставки процента), стараясь с его помощью увеличить предложение денег. Результатом этой политики стало снижение до нулевой отметки процентных ставок центральных банков ряда стран (США, Японии, Швейцарии, Великобритании). Тем самым возможности проводить стандартную кредитно-денежную политику оказались существенно ограничены. Трудности в проведении стандартной кредитно-денежной политики имели место в первую очередь в англосаксонских странах (прежде всего в США), где традиционно преобладала финансовая система, основанная на финансовых рынках. Для сохранения стабильности финансовой системы и ее функций по перемещению средств между различными группами экономических агентов в этих же странах перед центральными банками была поставлена дополнительная задача - поддержать отдельные сегменты финансовых рынков, играющие системообразующую и важную роль в передаче сигналов от кредитно-денежной политики к экономике.

Во-вторых, были проведены  изменения в инструментарии кредитно-денежной политики, призванные в первую очередь содействовать увеличению предложения денег в экономике в ответ на действия центральных банков. Все центральные банки развитых стран увеличили объем ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения при проведении операций на открытом рынке, а в ряде случаев - и круг контрагентов центральных банков по этим операциям. Последнее имело место в странах с англосаксонской финансовой системой, где доступ к ликвидности получили не только банки, но и основные участники рынка ценных бумаг.

В-третьих, увеличились сроки, на которые  центральные банки предоставляли средства коммерческим банкам. Если ранее операции по предоставлению ликвидности были рассчитаны в основном на относительно короткий период (до 1 месяца), то вследствие кризиса центральные банки стали вводить механизмы, рассчитанные на более длительные сроки кредитования (до 1 года) В ответ на мировой кризис центральные банки развитых стран предприняли ряд скоординированных действий. Происходило скоординированное снижение ставок рефинансирования шестью ведущими мировыми центральными банками. Учитывая роль процентной политики, в том числе в регулировании валютных курсов, эта акция продемонстрировала желание центральных банков развитых стран не использовать конкурирующее обесценение валют для поддержки своих экономик. Во-вторых, ряд центральных банков открыли линию валютного свопа для коммерческих банков, испытывающих потребности в дополнительном финансировании в соответствующей валюте. Особенно следует отметить соглашения своп, заключенные ФРС с рядом центральных банков [2,с.16]. Однако практически во всех случаях было объявлено, что эта мера носит временный характер.

 

 

2.3 Особенности использования инструментов денежно-кредитной

политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса

 

 

Первые потрясения на мировом финансовом рынке в августе 2007 г. внесли изменения в модель кредитно-денежной политики России. Российские банки также испытали нехватку ликвидности. Для решения этой проблемы ЦБ РФ ослабил кредитно-денежную политику [17, с.10]. Основные ее инструменты (за исключением валютных интервенций), которые наряду с бюджетно-налоговой политикой использовались для целей стерилизации, были переориентированы на предоставление ликвидности. Для этого с августа 2007 г. возобновилось проведение аукционов прямого РЕПО, были временно снижены нормативы обязательного резервирования и др.

Меры, предпринятые Банком России с  начала первой волны кризиса, оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличивало многообразие ее форм. От помощи банковскому сектору путем размещения бюджетных средств на депозитах в банках правительство РФ перешло к прямой поддержке предприятий - предоставлению кредитов на погашение иностранных займов и выкупу их акций. Причем целью выкупа являлась не деприватизация или национализация компаний, а стабилизация фондового рынка и макроэкономических показателей. В этом состоит кардинальное изменение макроэкономической политики, которая до сих пор проводилась с помощью инструментов косвенного регулирования - в основном монетарного (денежно-кредитного и валютного) и бюджетного [4, с.74].

С другой стороны, ЦБ запаздывал с  принятием мер, адекватных новым, все  более сильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся ставок рефинансирования Европейского Центробанка действия ЦБ России не способствовали сохранению стабильности. Реагируя на рост темпов инфляции, Центральный банк России с начала 2007 г. стал ужесточать кредитно-денежную политику, повысив нормативы обязательного резервирования. Началось постепенное повышение ставки рефинансирования. Если до 19 июня 2007 г. ЦБ РФ сохранял ставку рефинансирования в 10%, то с 4 февраля по 14 июля 2008 г. четыре раза ее повышал на четверть процентного пункта. Норматив обязательных резервов, установленный 1 июля 2007 г. в размере 4,5% (что вдвое выше, чем в Еврозоне), в 2008 г. также четырежды повышался и составил 1 сентября 8,5%. В ответ на коллапс российского фондового и межбанковского рынка в сентябре-октябре ЦБ снизил эти нормативы до 1,5-4,5% 18 сентября и 0,5% - с 15 октября. Здесь свою роль сыграли значительный отток капитала в августе-октябре и вызванная этим «долларовая» деэмиссия. Однако при этом продолжалось наращивание валютных резервов, способствовавшее росту предложения денег. [5,17].

Острая фаза кризиса в России началась осенью 2008 г. Реакция ЦБ РФ на полномасштабный финансово-экономический кризис развивалась по двум основным направлениям. Во-первых, была продолжена политика помощи банковской системе, уже проводившаяся на первой волне кризиса, только в большем масштабе и с помощью большего числа инструментов. С августа-сентября 2008 г. ЦБ РФ резко увеличил объем средств, предоставляемых коммерческим банкам по традиционным каналам. При этом основным инструментов кредитования банков были операции РЕПО, а пик предоставления помощи пришелся на конец 2008 - начало 2009 гг [10, с.12].

Во-вторых, изменились условия предоставления ликвидности по отдельным инструментам, аналогичные изменениям, имевшим место в развитых странах и направленным на расширение круга финансовых институтов, имеющих доступ к ресурсам Центрального банка; расширился круг ценных бумаг, принимаемых Центробанком в обеспечение по кредитам; увеличились сроки предоставления ресурсов. Были использованы новые инструменты кредитно-денежной политики, основными среди которых стали беззалоговые кредиты. Банк России начал предоставлять кредиты под обеспечение «нерыночными» активами (залог векселей, права требования по кредитным договорам) .

Вторым направлением кредитно-денежной политики России в острой фазе кризиса было регулирование динамики валютного курса. Если первое направление находилось в русле основных тенденций антикризисной кредитно-денежной политики развитых стран, то второе в большей степени характерно для стран с развивающейся рыночной экономикой. Это было связано со стремлением поддержать внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность собственных производителей с высоким уровнем внешних заимствований, с наличием значительных активов, номинированных в иностранной валюте и обращающихся в национальной экономике .

После завершения этапа обесценивания  рубля модель кредитно-денежной политики в России вновь изменилась. С весны 2009 г. ЦБ РФ стал постепенно наращивать валютные резервы и сокращать объем поддержки банковской системы [5, с.10]. В это же время он начал цикл снижения ставки рефинансирования (с конца апреля по конец ноября 2009 г. ставка была снижена на 3,5 п.п.). Общий эффект от кредитно-денежной политики в этот период был связан с некоторым ростом денежной массы (на 15,7% с 1 февраля по 1 ноября 2009 г.) [10, с.15].

Таким образом можно сделать вывод, что ЦБ РФ использовал ряд методов аналогичных  методам ФРС США и ЕЦБ  для стабилизации экономики , такие как на расширение круга финансовых институтов, имеющих доступ к ресурсам Центрального банка; расширился круг ценных бумаг, принимаемых Центробанком в обеспечение по кредитам. В то же время ЦБ РФ  повышал ставку рефинансирования, что создало диспропорцию на кредитном рынке и ограничило терпящим нехватку ликвидности коммерческим банкам доступ к ресурсам Банка России. Необоснованной представляется и эффективность курсовой политики ЦБ РФ в кризисный период, в частности плавная девальвация курса рубля., которая привела к деформации  денежные рынка в России в конце 2008 г.- январе 2009 г. Проведение Банком России масштабных валютных интервенций в рамках политики постепенной девальвации рубля привело к снижению международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Все вышеперечисленное свидетельствует о неэффективности антикризисной кредитно-денежной политики ЦБ РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Направления повышения  эффективности деятельности ЦБ  РФ 

в рамках регулирования  экономики

 

3.1 Проблемы денежно - кредитного регулирования в Российской Федерации

 

Проведение денежно-кредитной  политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. [15,с.28]:

1. оценка состояния  экономического развития

2. регулирование в  рамках национальной экономики  усложняется из-за влияния внешнеэкономических  процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение  немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

Дефицит денежной массы  в обращении и устойчиво высокие  расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

 

• экономический кризис;

 

• кризис неплатежей;

 

• кризис наличности;

 

• плохая организация  системы межбанковских расчетов;

 

• замедление расчетов;

 

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий  с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного  оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр. [10,с.3].

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации  регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в  любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

 Таким образом на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем .

 

3.2 Действия Банка России по повышению эффективности

денежно-кредитной политики

 

 

В 2011 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России. В июне-ноябре 2011 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2011 г. Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста .

Информация о работе Роль ЦБ РФ в регулировании экономики