Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:53, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является выявление роли Централь-ного Банка в регулировании экономики. Достижение поставленной цели требу-ет решения следующих основных задач:
- рассмотреть цели и функции Центрального банка Российской Федера-ции;
- проанализировать особенности использования инструментов денежно-кредитной политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса;
- охарактеризовать основные результаты функционирования экономики РФ в условиях мирового финансового кризиса;
- изложить действия Банка России по повышению эффективности денеж-но-кредитной политики;
- обосновать пути совершенствования денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Введение…………………………………………………………………………...
1 Центральный Банк и его роль в регулировании экономики…………………
1.1 Цели и функции Центрального банка Российской Федерации……………
1.2 Основные операции Банка России…………………………………………..
1.3 Место и роль Центрального банка Российской Федерации в регулиро-вании экономики…………………………………………………………………
2 Механизм применения инструментов денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности экономического развития России………………...
2.1 Общая характеристика инструментов и методов денежно-кредитной политики…………………………………………………………………………..
2.2 Зарубежный опыт регулирования экономики ………………………………
2.3 Особенности использования инструментов денежно-кредитной
политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса……….
3 Направления повышения эффективности деятельности ЦБ РФ в рамках регулирования экономики………………………………………………………..
3.1 Проблемы денежного регулирования в Российской Федерации…………
3.2 Действия Банка России по повышению эффективности денежно-кредитной политики………………………………………………………………
3.3 Пути совершенствования регулирования ЦБ РФ экономики……………...
Заключение………………………………………………………………………....
Список использованных источников…………………………………………….
Выделяются следующие
особенности реакции
Во-вторых, были проведены изменения в инструментарии кредитно-денежной политики, призванные в первую очередь содействовать увеличению предложения денег в экономике в ответ на действия центральных банков. Все центральные банки развитых стран увеличили объем ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения при проведении операций на открытом рынке, а в ряде случаев - и круг контрагентов центральных банков по этим операциям. Последнее имело место в странах с англосаксонской финансовой системой, где доступ к ликвидности получили не только банки, но и основные участники рынка ценных бумаг.
В-третьих, увеличились сроки, на которые
центральные банки предоставлял
2.3 Особенности использования инструментов денежно-кредитной
политики Банком России в условиях мирового финансового кризиса
Первые потрясения на мировом финансовом рынке в августе 2007 г. внесли изменения в модель кредитно-денежной политики России. Российские банки также испытали нехватку ликвидности. Для решения этой проблемы ЦБ РФ ослабил кредитно-денежную политику [17, с.10]. Основные ее инструменты (за исключением валютных интервенций), которые наряду с бюджетно-налоговой политикой использовались для целей стерилизации, были переориентированы на предоставление ликвидности. Для этого с августа 2007 г. возобновилось проведение аукционов прямого РЕПО, были временно снижены нормативы обязательного резервирования и др.
Меры, предпринятые Банком России с начала первой волны кризиса, оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличивало многообразие ее форм. От помощи банковскому сектору путем размещения бюджетных средств на депозитах в банках правительство РФ перешло к прямой поддержке предприятий - предоставлению кредитов на погашение иностранных займов и выкупу их акций. Причем целью выкупа являлась не деприватизация или национализация компаний, а стабилизация фондового рынка и макроэкономических показателей. В этом состоит кардинальное изменение макроэкономической политики, которая до сих пор проводилась с помощью инструментов косвенного регулирования - в основном монетарного (денежно-кредитного и валютного) и бюджетного [4, с.74].
С другой стороны, ЦБ запаздывал с принятием мер, адекватных новым, все более сильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся ставок рефинансирования Европейского Центробанка действия ЦБ России не способствовали сохранению стабильности. Реагируя на рост темпов инфляции, Центральный банк России с начала 2007 г. стал ужесточать кредитно-денежную политику, повысив нормативы обязательного резервирования. Началось постепенное повышение ставки рефинансирования. Если до 19 июня 2007 г. ЦБ РФ сохранял ставку рефинансирования в 10%, то с 4 февраля по 14 июля 2008 г. четыре раза ее повышал на четверть процентного пункта. Норматив обязательных резервов, установленный 1 июля 2007 г. в размере 4,5% (что вдвое выше, чем в Еврозоне), в 2008 г. также четырежды повышался и составил 1 сентября 8,5%. В ответ на коллапс российского фондового и межбанковского рынка в сентябре-октябре ЦБ снизил эти нормативы до 1,5-4,5% 18 сентября и 0,5% - с 15 октября. Здесь свою роль сыграли значительный отток капитала в августе-октябре и вызванная этим «долларовая» деэмиссия. Однако при этом продолжалось наращивание валютных резервов, способствовавшее росту предложения денег. [5,17].
Острая фаза кризиса в России началась осенью 2008 г. Реакция ЦБ РФ на полномасштабный финансово-экономический кризис развивалась по двум основным направлениям. Во-первых, была продолжена политика помощи банковской системе, уже проводившаяся на первой волне кризиса, только в большем масштабе и с помощью большего числа инструментов. С августа-сентября 2008 г. ЦБ РФ резко увеличил объем средств, предоставляемых коммерческим банкам по традиционным каналам. При этом основным инструментов кредитования банков были операции РЕПО, а пик предоставления помощи пришелся на конец 2008 - начало 2009 гг [10, с.12].
Во-вторых, изменились условия предоставления ликвидности по отдельным инструментам, аналогичные изменениям, имевшим место в развитых странах и направленным на расширение круга финансовых институтов, имеющих доступ к ресурсам Центрального банка; расширился круг ценных бумаг, принимаемых Центробанком в обеспечение по кредитам; увеличились сроки предоставления ресурсов. Были использованы новые инструменты кредитно-денежной политики, основными среди которых стали беззалоговые кредиты. Банк России начал предоставлять кредиты под обеспечение «нерыночными» активами (залог векселей, права требования по кредитным договорам) .
Вторым направлением кредитно-денежной политики России в острой фазе кризиса было регулирование динамики валютного курса. Если первое направление находилось в русле основных тенденций антикризисной кредитно-денежной политики развитых стран, то второе в большей степени характерно для стран с развивающейся рыночной экономикой. Это было связано со стремлением поддержать внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность собственных производителей с высоким уровнем внешних заимствований, с наличием значительных активов, номинированных в иностранной валюте и обращающихся в национальной экономике .
После завершения этапа обесценивания рубля модель кредитно-денежной политики в России вновь изменилась. С весны 2009 г. ЦБ РФ стал постепенно наращивать валютные резервы и сокращать объем поддержки банковской системы [5, с.10]. В это же время он начал цикл снижения ставки рефинансирования (с конца апреля по конец ноября 2009 г. ставка была снижена на 3,5 п.п.). Общий эффект от кредитно-денежной политики в этот период был связан с некоторым ростом денежной массы (на 15,7% с 1 февраля по 1 ноября 2009 г.) [10, с.15].
Таким образом можно сделать вывод, что ЦБ РФ использовал ряд методов аналогичных методам ФРС США и ЕЦБ для стабилизации экономики , такие как на расширение круга финансовых институтов, имеющих доступ к ресурсам Центрального банка; расширился круг ценных бумаг, принимаемых Центробанком в обеспечение по кредитам. В то же время ЦБ РФ повышал ставку рефинансирования, что создало диспропорцию на кредитном рынке и ограничило терпящим нехватку ликвидности коммерческим банкам доступ к ресурсам Банка России. Необоснованной представляется и эффективность курсовой политики ЦБ РФ в кризисный период, в частности плавная девальвация курса рубля., которая привела к деформации денежные рынка в России в конце 2008 г.- январе 2009 г. Проведение Банком России масштабных валютных интервенций в рамках политики постепенной девальвации рубля привело к снижению международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. Все вышеперечисленное свидетельствует о неэффективности антикризисной кредитно-денежной политики ЦБ РФ.
3 Направления повышения эффективности деятельности ЦБ РФ
в рамках регулирования экономики
3.1 Проблемы денежно - кредитного регулирования в Российской Федерации
Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. [15,с.28]:
1. оценка состояния экономического развития
2. регулирование в
рамках национальной экономики
усложняется из-за влияния
Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.
Кроме того, сфера функционирования
кредитного рынка предполагает получение
немалых доходов его
Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.
Дефицит денежной массы
в обращении и устойчиво
Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:
• экономический кризис;
• кризис неплатежей;
• кризис наличности;
• плохая организация
системы межбанковских
• замедление расчетов;
Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.
Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр. [10,с.3].
Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.
Денежный рынок наличности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.
Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.
Таким образом на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем .
3.2 Действия Банка России по повышению эффективности
денежно-кредитной политики
В 2011 г. в условиях замедления инфляции и умеренных инфляционных ожиданий Банк России проводил стимулирующую денежно-кредитную политику. В первом полугодии Банк России четыре раза снижал ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям денежно-кредитной политики в целях повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и создания условий для восстановления внутреннего спроса. Ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75% годовых. На этом фоне происходило постепенное снижение краткосрочных ставок денежного рынка до уровня, близкого к нижней границе коридора процентных ставок Банка России. В июне-ноябре 2011 г. Совет директоров Банка России принимал решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям. В конце декабря 2011 г. Банк России с учетом возросших инфляционных рисков принял решение о повышении процентных ставок по депозитным операциям на 0,25 процентного пункта, оставив при этом без изменения ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям предоставления ликвидности для поддержки экономического роста .