Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель моей работы - изучение сущности фондов обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в России.
В соответствии с целью исследования определенны его основные задачи:
Сущность фондов обязательного медицинского страхования;
Задачи, функции, средства Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
Государственное финансирование расходов на здравоохранение в РФ;
Проблемы и перспективы обязательного медицинского страхования в России и возможные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения.
Из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов для отдельных плательщиков поступят межбюджетные трансферты в 2013 году в сумме 50,4 млрд. рублей, в 2014 году – 18,8 млрд. рублей и в 2015 году – 1,0 млрд. рублей.
Благодаря ранее принятым решениям об увеличении тарифа страховых взносов на 2%, существенно увеличится финансирование основной задачи Фонда – выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2013 году объем
субвенций из бюджета
За счет субвенции обеспечиваются ранее финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации расходы на осуществление денежных выплат врачам и медицинским сестрам первичного звена, медицинскому персоналу и скорой медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан, диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содержание медицинских организаций в размере прироста страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по сравнению с 2012 годом.
В сопоставимых условиях объем субвенции в 2013 году составит 877,3 млрд. рублей, с приростом 195,3 млрд. руб. или 28,6% к объему субвенций, установленному на 2012 год, с учетом средств на внедрение стандартов медицинской помощи - 682,0 млрд. рублей. Указанный прирост позволит увеличить заработную плату медицинским работникам в субъектах Российской Федерации, улучшить лекарственное обеспечение.
Финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования за счет субвенции в расчете на одно застрахованное лицо в 2013 году составит 5942,5 рублей против 4 102,9 рублей в 2012 году, с ростом на 44,8 процента.
Фонд в 2013–2015годах продолжит
направление средств Фонду
На 2013 год продлеваются
единовременные
В 2013 году предусматривается
направить субсидии на
В составе бюджета
Фонда сформирован
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
финансирование здравоохранения обеспечивается
за счет бюджетных средств
За
счет федерального бюджета финансируются
крупнейшие медицинские центры, клиники,
больницы федерального значения, научные
учреждения, ведомственные медицинские
учреждения. Из регионального бюджета
финансируется республиканские, краевые,
областные медицинские
Бюджетные средства – наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в ст. 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
Ежегодно
со стороны государства
1.виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, в том числе:
- в
рамках базовой программы
- за счет средств бюджетов всех уровней;
2. нормативы объемов медицинской помощи;
3. нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
4. подушевные нормативы финансирования.
Большое значение в развитии здравоохранения в нашей стране, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальный сферы, придается реализации Национального проекта «Здоровье». Проект включает такие направления, как:
Главная
задача направления «Развитие
Для осуществления мероприятий, предусмотренных Проектом «Здоровье», будут выделены дополнительные ассигнования. В целом по проекту за 2013-2014гг. составят почти 800 млдр. рублей – 788.7 млрд. рублей.
На реализацию национального проекта "Здоровье" в 2010 году расходовали 144,77 млрд рублей, в 2011 - 156,8 млрд рублей, в 2012 - 166,342 млрд рублей, а в 2013 планируется потратить - 176, 376 млрд рублей. При этом, большая часть расходов ляжет на федеральный бюджет. Из этих денег на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака в 2010 году направлено 800 млн рублей, в 2011 - та же сумма, а в 2012-2013 годах - по 1 млрд рублей. Денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена в 2012 году составили 32,4 млрд, в 2013 - 32,6 млрд рублей. При этом, после завершения реализации региональных программ модернизации здравоохранения денежные выплаты персоналу первичного звена будут включены в тарифы на оплату медпомощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Переход объектов здравоохранения на рыночные условия работы сопровождался развитием новых организационно-правовых форм, которые определились типом финансовых взаимоотношений этих объектов и государства.
Такими формами (или структурами) являются:
- учреждения, финансируемые из бюджета;
- учреждения, финансируемые из бюджета, но использующие в своей деятельности элементы хозяйственного расчета;
- кооперативные и хозрасчетные учреждения, работающие в условиях самофинансирования;
- учреждения, функционирующие на принципах страховой медицины;
- институт
индивидуальной трудовой
Каждая
из перечисленных форм характеризуется
своим типом экономических
В настоящее время сформировались три организационно-правовые формы:
1. бюджетная;
2. страховая;
3. коммерческая.
Большинство учреждений здравоохранения применяет смешанную, бюджетно-страховую форму финансирования.
Организация страховой медицины в России основана на опыте многих развитых стран. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что в странах с рыночной экономикой сложилось два типа систем финансирования здравоохранения:
- американская, основанная на самообеспечении населения в случае болезни;
- западноевропейская,
которая основана в значительной степени
на общественных
фондах страхования.
Для нашей страны на современном этапе развития приемлема вторая система. Преимущества страховой медицины заключаются в следующем:
1. система
государственных финансов
2. целевые
страховые фонды формируются
на децентрализованной основе, местные
власти вправе самостоятельно
определять условия
3. возможно
проведение единой
4. предприятия принимают прямое, а не косвенное участие в формировании страховых фондов.
В соответствии
с законодательством РФ финансовые
ресурсы здравоохранения должны
быть сконцентрированы в федеральных,
региональных фондах здравоохранения
и фондах медицинского страхования.
В свою очередь, фонды здравоохранения
находятся в ведении
Согласно законодательству, страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование работников предприятий независимо от форм собственности на 2012год установлен в размере 5,1% по отношению к начисленной оплате труда. Данный уровень обязательных отчислений является минимально необходимым для финансирования федеральной базовой программы оказания медицинских услуг. Местные органы власти могут принять свои программы, более широкие и качественные, но это потребует установления местного, более высокого тарифа.
В соответствии
с Законом “О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации”
к источникам финансовых ресурсов системы
здравоохранения при бюджетно-
- средства
федерального бюджета,
- средства
предприятий, организаций,
- личные средства граждан;
- безвозмездные
благотворительные взносы и
- кредиты банков;
- иные источники, не запрещенные законом.
Все, что перечислено, относится к внешним источникам финансирования здравоохранения.
Однако сегодня учреждения здравоохранения заняты поиском и внутренних финансовых источников. К ним относятся:
- доход, полученный от платной медицинской деятельности;
- экономия финансовых ресурсов;
- арендная плата;
- продажа методов лечения, обучающих программ и т.п.;
- накопленные резервные средства.
Все это формирует механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи населению.
Финансовые
средства государственной и
- субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
- финансирования
целевых программ, утвержденных
органами исполнительной
- финансирования
программ по обеспечению
- финансирования научных исследований в области медицины и здравоохранения;
- оплаты особо дорогих видов медицинской помощи;
- развития материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Финансовые
средства могут поступать в лечебно-