Роль Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение сущности фондов обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в России.
В соответствии с целью исследования определенны его основные задачи:
Сущность фондов обязательного медицинского страхования;
Задачи, функции, средства Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
Государственное финансирование расходов на здравоохранение в РФ;
Проблемы и перспективы обязательного медицинского страхования в России и возможные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

 Из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с пониженными тарифами страховых взносов для отдельных плательщиков поступят межбюджетные трансферты в 2013 году в сумме 50,4 млрд. рублей, в 2014 году – 18,8 млрд. рублей и в 2015 году – 1,0 млрд. рублей.     

 Благодаря ранее принятым решениям об увеличении тарифа страховых взносов на 2%, существенно увеличится финансирование основной задачи Фонда – выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.   

 В 2013 году объем  субвенций из бюджета Федерального  фонда составит 985,4 млрд. рублей, с  приростом 382,1 млрд. рублей или  63,3% к объему, установленному на 2012 год - 603,3 млрд. рублей.   

 За счет субвенции обеспечиваются ранее финансируемые за счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации расходы на осуществление денежных выплат врачам и медицинским сестрам первичного звена, медицинскому персоналу и скорой медицинской помощи, проведение диспансеризации работающих граждан,  диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содержание медицинских организаций в размере прироста страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по сравнению с 2012 годом.    

 В сопоставимых условиях  объем субвенции в 2013 году составит 877,3 млрд. рублей, с приростом 195,3 млрд. руб. или 28,6% к объему субвенций, установленному на 2012 год, с учетом средств на внедрение стандартов медицинской помощи - 682,0 млрд. рублей. Указанный прирост позволит увеличить заработную плату медицинским работникам в субъектах Российской Федерации, улучшить лекарственное обеспечение.    

Финансовое обеспечение  территориальных программ обязательного  медицинского страхования за счет субвенции  в расчете на одно застрахованное лицо в 2013 году составит 5942,5 рублей против 4 102,9 рублей в 2012 году, с ростом на 44,8 процента.     

Фонд в 2013–2015годах продолжит  направление средств Фонду социального  страхования на оплату родовых сертификатов в размере по 19,03 млрд. рублей ежегодно.     

 На 2013 год продлеваются  единовременные компенсационные  выплаты молодым врачам в сумме  1 млн. рублей за счет остатков  средств, неиспользованных на  указанные цели в 2012 году. Если  остатки будут полностью использованы, на указанные цели предусматривается  направление средств нормированного  страхового запаса. Указанные выплаты  будут осуществляться при переезде  молодых врачей как в сельские населенные пункты, так и рабочие поселки. В финансировании расходов на паритетных началах будут участвовать субъекты Российской Федерации.     

 В 2013 году предусматривается  направить субсидии на реализацию  программ и мероприятий по  модернизации здравоохранения в  размере 42,7 млрд. рублей. Кроме того, из остатков средств, образовавшихся  на 1 января 2013 года, на указанные  цели планируется направить до 10 млрд. рублей.    

 В составе бюджета  Фонда сформирован нормированный  страховой запас: на 2013 год в сумме 11,4 млрд. рублей, на 2014 год - 34,5 млрд. рублей, на 2015 год - 16,3 млрд. рублей

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств обязательного  медицинского страхования.

За  счет федерального бюджета финансируются  крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные  учреждения, ведомственные медицинские  учреждения. Из регионального бюджета  финансируется республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия  и другие.

Бюджетные средства – наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. Они  в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в ст. 41 Конституции РФ: «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

Ежегодно  со стороны государства формулируются  программы государственных гарантий утверждаемых Правительством РФ, для  обеспечения населения бесплатной медицинской помощи. В них фиксируется  стандартный набор лечебных и  профилактических услуг, который в  совокупности представляет собой объем  бесплатной медицинской помощи, являющийся одним из элементов социального  стандарта в области здравоохранения, финансируемых за счет как бюджета, так и средств обязательного медицинского страхования. Программа включает в себя:

 1.виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, в том числе:

- в  рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования;

- за  счет средств бюджетов всех  уровней;

2. нормативы  объемов медицинской помощи;

3. нормативы  финансовых затрат на единицу  объема медицинской помощи;

4. подушевные нормативы финансирования.

Большое значение в развитии здравоохранения  в нашей стране, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальный сферы, придается реализации Национального проекта «Здоровье». Проект включает такие направления, как:

  1. «Развитие первичной медико-санитарной помощи»;
  2. «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

Главная задача направления «Развитие первичной  медико-санитарной помощи» - повышение  доступности и качества первичной  медико-санитарной помощи.

Для осуществления мероприятий, предусмотренных  Проектом «Здоровье», будут выделены дополнительные ассигнования. В целом  по проекту за 2013-2014гг. составят  почти 800 млдр. рублей – 788.7 млрд. рублей.

На реализацию национального  проекта "Здоровье" в 2010 году расходовали 144,77 млрд рублей, в 2011 - 156,8 млрд рублей, в 2012 - 166,342 млрд рублей, а в 2013 планируется потратить - 176, 376 млрд рублей. При этом, большая часть расходов ляжет на федеральный бюджет. Из этих денег на мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака в 2010 году направлено 800 млн рублей, в 2011 - та же сумма, а в 2012-2013 годах - по 1 млрд рублей. Денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена в 2012 году составили 32,4 млрд, в 2013 - 32,6 млрд рублей. При этом, после завершения реализации региональных программ модернизации здравоохранения денежные выплаты персоналу первичного звена будут включены в тарифы на оплату медпомощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Переход объектов здравоохранения на рыночные условия работы сопровождался развитием  новых организационно-правовых форм, которые определились типом финансовых взаимоотношений этих объектов и государства.

Такими  формами (или структурами) являются:

- учреждения, финансируемые из бюджета;

- учреждения, финансируемые из бюджета, но использующие в своей деятельности элементы хозяйственного расчета;

- кооперативные  и хозрасчетные учреждения, работающие  в условиях самофинансирования;

- учреждения, функционирующие на принципах  страховой медицины;

- институт  индивидуальной трудовой деятельности (частнопрактикующие врачи).

Каждая  из перечисленных форм характеризуется  своим типом экономических отношений. Причем, в процессе перехода от бюджетного финансирования к частной практике каждая из указанных выше структур способна сочетать в себе экономические  отношения других предшествующих ей форм. Внутри каждой структуры можно  выделить преимущественный тип экономических  отношений, который в наибольшей мере в ней развит.

В настоящее  время сформировались три организационно-правовые формы:

1. бюджетная;

2. страховая;

3. коммерческая.

Большинство учреждений здравоохранения применяет  смешанную, бюджетно-страховую форму финансирования.

Организация страховой медицины в России основана на опыте многих развитых стран. Анализируя зарубежный опыт, можно отметить, что  в странах с рыночной экономикой сложилось два типа систем финансирования здравоохранения: 

- американская, основанная на самообеспечении населения в случае болезни;

- западноевропейская, которая основана в значительной степени на общественных 
фондах страхования.

Для нашей страны на современном этапе  развития приемлема вторая система. Преимущества страховой медицины заключаются в следующем:

1. система  государственных финансов получает  дополнительные возможности привлечения средств;

2. целевые  страховые фонды формируются  на децентрализованной основе, местные  власти вправе самостоятельно  определять условия финансирования и размеры льгот;

3. возможно  проведение единой национальной  политики охраны здоровья, целевые программы;

4. предприятия  принимают прямое, а не косвенное  участие в формировании страховых фондов.

В соответствии с законодательством РФ финансовые ресурсы здравоохранения должны быть сконцентрированы в федеральных, региональных фондах здравоохранения  и фондах медицинского страхования. В свою очередь, фонды здравоохранения  находятся в ведении государственных  органов, а также местной администрации. Ключевую роль в механизме финансирования отрасли в условиях бюджетно-страховой  медицины, а также формирования фондов медицинского страхования, играют страховые  платежи. Размер страхового тарифа и  связанного с ним страхового платежа  является одним из основных вопросов медицинского страхования, так как  от него зависит объем финансовых ресурсов и круг задач, которые можно  будет решать в дальнейшем. При  построении тарифа должны быть учтены интересы производителей медицинских  услуг, страховых организаций, страхователей, территориальных органов управления здравоохранением и застрахованных граждан.

Согласно  законодательству, страховой тариф  взносов на обязательное медицинское  страхование работников предприятий  независимо от форм собственности на 2012год установлен в размере 5,1% по отношению к начисленной оплате труда. Данный уровень обязательных отчислений является минимально необходимым для финансирования федеральной базовой программы оказания медицинских услуг. Местные органы власти могут принять свои программы, более широкие и качественные, но это потребует установления местного, более высокого тарифа.

В соответствии с Законом “О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации” к источникам финансовых ресурсов системы  здравоохранения при бюджетно-страховой  форме финансирования относятся:

- средства  федерального бюджета, бюджетов  субъектов федерации и местных бюджетов;

- средства  предприятий, организаций, учреждений  и других хозяйствующих субъектов;

- личные  средства граждан;

- безвозмездные  благотворительные взносы и пожертвования;

- кредиты  банков;

- иные  источники, не запрещенные законом.

Все, что перечислено, относится к  внешним источникам финансирования здравоохранения.

Однако  сегодня учреждения здравоохранения  заняты поиском и внутренних финансовых источников. К ним относятся:

- доход,  полученный от платной медицинской деятельности;

- экономия финансовых ресурсов;

- арендная  плата;

- продажа  методов лечения, обучающих программ и т.п.;

- накопленные резервные средства.

Все это формирует механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи населению.

Финансовые  средства государственной и муниципальной  систем здравоохранения предназначены  для реализации государственной  политики в области охраны здоровья населения для:

- субсидирования  конкретных территорий с целью  выравнивания условий оказания  медицинской помощи населению  по обязательному медицинскому страхованию;

- финансирования  целевых программ, утвержденных  органами исполнительной власти, связанных в первую очередь  с охраной материнства и детства,  профилактикой и лечением социально  значимых (туберкулез, психические,  венерические болезни) и социально-опасных  (инфекционные болезни, СПИД) заболеваний;

- финансирования  программ по обеспечению профессиональной подготовки кадров;

- финансирования  научных исследований в области медицины и здравоохранения;

- оплаты  особо дорогих видов медицинской помощи;

- развития материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Финансовые  средства могут поступать в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) через страховые  медицинские организации либо территориальные  фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Так, оплата за медицинскую  помощь в объеме территориальной  программы поступает напрямую из территориального фонда или через  страховую медицинскую организацию. Кроме того, фактически все учреждения финансируются из бюджетов здравоохранения  всех уровней по определенным статьям  расходов (коммунальные, хозяйственные  расходы, капитальное строительство и др.).

Информация о работе Роль Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения