Роль Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы - изучение сущности фондов обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в России.
В соответствии с целью исследования определенны его основные задачи:
Сущность фондов обязательного медицинского страхования;
Задачи, функции, средства Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
Государственное финансирование расходов на здравоохранение в РФ;
Проблемы и перспективы обязательного медицинского страхования в России и возможные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.24 Кб (Скачать файл)

Несмотря на некоторые  сложности, связанные с несовершенством  бюджетного законодательства, а также  с необходимостью применять административный ресурс при реализации перевода на одноканальное финансирование муниципальных  медицинских учреждений, приобретенный  опыт оценивается положительно. В перспективе все статьи расходов в тех учреждениях, которые работают в системе ОМС, планируется включить в состав тарифов за оказанные медицинские услуги в виде прямых или накладных расходов. 

Система одноканального финансирования учреждений здравоохранения обладает рядом стратегических преимуществ  перед применяемой в настоящее  время в российском здравоохранении  бюджетно-страховой моделью. 

При одноканальной  системе: 

- финансирование учреждения по смете заменяется финансированием за непосредственные результаты деятельности (за объемы оказанных услуг);

- появляется возможность размещения государственного (муниципального) заказа в любых учреждениях здравоохранения (муниципальных и государственных) для решения проблем межрайонных центров или медицинских округов, независимо от территориального расположения учреждений; 

- руководителю дается большая свобода в расходовании средств (отсутствие казначейского исполнения), но одновременно появляется большая ответственность;

- контроль качества со стороны страховых организаций приобретает действенные формы, так как контролируются все аспекты, влияющие на качество; 

- появляется возможность точного учета финансирования в разрезе конкретных классов болезней и отдельных диагнозов. 

В последние 10 лет последовательно  проводилась реструктуризация сети стационаров; происходило замещение  дорогостоящей стационарной помощи более дешевой медицинской помощью  в дневных стационарах. При этом руководители здравоохранения во многих регионах РФ, столкнулись с проблемой  организации финансирования стационарной помощи в межрайонных центрах. Для  того чтобы больница крупного муниципального образования могла оказывать  помощь жителям не только своего района, но и близлежащих более мелких районов, необходимо определить объемы медицинской помощи в виде муниципального заказа. В условиях финансирования в системе ОМС не по полному  тарифу у финансовых органов муниципальных  образований возникают вопросы  об источнике погашения недостающей  части тарифа в случае оказания помощи жителям других муниципальных образований. 

Решение этих вопросов в  виде передачи межбюджетных трансфертов  между муниципальными бюджетами (бюджетами  одного уровня) затруднено в силу несовершенства бюджетного законодательства. В нем  не определен четкий порядок применения иных межбюджетных трансфертов (гл. 16, ст. 142 Бюджетного кодекса РФ “Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов”). 

Если тариф в системе  ОМС за пролеченного больного будет  полным, то межбюджетные трансферты одного района другому не понадобятся. Встает другая, не менее сложная проблема – поиск средств для повышения тарифов. Простое увеличение финансирования в системе ОМС возможно за счет увеличения размера взносов за неработающее население, передаваемых из бюджета субъекта РФ в бюджет территориального фонда ОМС (кстати, это также является иным межбюджетным трансфертом между бюджетами одного уровня). Для государственных учреждений здравоохранения этот вариант используется во многих субъектах РФ. При этом бюджетные ассигнования, предусмотренные законом о бюджете субъекта РФ, уменьшаются по и увеличиваются (взносы за неработающее население). 

Сложнее обстоит дело при  попытке ввести одноканальное финансирование для муниципальных учреждений здравоохранения. В этом случае необходимы дополнительные источники дохода (либо за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет субъекта РФ, либо путем передачи средств  местных бюджетов в бюджет субъекта РФ).

  Прямая передача средств из муниципальных бюджетов в бюджет ТФОМС не обеспечивает одноканального финансирования, так как эти средства не могут быть учтены ТФОМС как источник финансирования территориальной программы ОМС и соответственно не могут быть включены в состав тарифов за пролеченного больного. 

Существует несколько  вариантов решения данной проблемы: 

- увеличение размера взносов за неработающее население из областного бюджета и уменьшение дотаций в муниципальные бюджеты (при этом возникает вопрос, как быть с недотационными муниципалитетами); 

- заключение трехсторонних соглашений о передаче средств в виде иных межбюджетных трансфертов между муниципальными и областными органами власти и ТФОМС (при этом необходимо решить сложные вопросы об учете средств и увязке затрат с объемами услуг); 

- реорганизация муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ) в государственные учреждения здравоохранения (ГУЗ) в целях “обхода” разграничения бюджетных полномочий. 

Внедрение частично одноканального финансирования вызвало немало споров об эффективности такого метода финансирования учреждений здравоохранения. В течение  финансового года требовались корректировки, связанные с ростом доходной базы местных бюджетов и с дополнительными  хозяйственными расходами учреждений здравоохранения. Кроме того, возрос интерес финансовых органов к  оценке эффективности работы учреждений здравоохранения в целом. 

При одноканальном финансировании обеспечивается более точный учет затрат на медицинские услуги и открываются  принципиально новые возможности  для анализа эффективности затрат в здравоохранении. 

Особое стратегическое преимущество одноканального финансирования – его  соответствие инструментарию оценки эффективности  здравоохранения. Многолетний опыт оценки эффективности затрат на здравоохранение показывает, что наиболее сложным этапом проведения подобного анализа является сбор данных.

Деньги от обязательного медицинского страхования и фондодержателей проходят через страховые медицинские организации, которые играют роль оператора. Анализируя итоги преобразований системы финансирования, обнаруживается сближение мотиваций ЛПУ и пациента: медицинское учреждение тоже стало ориентироваться на сохранение здоровья населения.

Фондодержание — это метод подушевой оплаты амбулаторно-поликлинического звена за каждого пациента, при котором в нормативе его финансирования предусматривается оплата не только собственной деятельности, но и услуг других медицинских организаций (поликлиник, диагностических центров, стационаров и других). Это — предварительный метод оплаты. Учетная единица — комплексная медицинская услуга.

Обычно используется частичное фондодержание, при котором в состав норматива финансирования входит часть расходов на стационарную помощь. Чем шире объем услуг, оказываемых собственными силами, тем больше средств остается в распоряжении поликлиники. В результате повышается заинтересованность в увеличении объема внебольничной помощи, уменьшается число необоснованных госпитализаций. Поликлиника заинтересована в сокращении вызовов скорой и неотложной помощи, поскольку за каждый вызов приходится платить. Недостаток этого метода в том, что врачи могут необоснованно задерживать направления пациентов в стационар. Самым эффективным условием реализации метода полного фондодержания является конкуренция медиков, но поскольку она отсутствует в большинстве регионов РФ, то этот принцип совершенствования финансирования ЛПУ имеет ограничения и не может быть использован в качестве основного рыночного механизма. 

Имеется недостатки и при  финансировании на комплексную амбулаторно-поликлиническую  услугу. Поликлиника заинтересована направлять в стационары тех больных, которых можно лечить амбулаторно, поскольку стационар для нее бесплатен. Кроме того, получив средства на проведение специализированной внебольничной помощи, поликлиника может необоснованно снижать объем обследований и лечения при конкретном заболевании. 

Вывод: основные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России в связи с проведением реформы: 

1) переход от оплаты  по посещениям и койко-дням  к оплате по законченному принципу  путём одноканального финансирования  обеспечит улучшение качества  медицинской помощи и повышения  оплаты труда работников; 

2) проблемой остаётся  выравнивание финансирования здравоохранения  в регионах, поскольку регионы-доноры  получат меньше средств, чем  перечислили в ФОМС, а в дотационных  регионах из-за недостатка средств  уменьшится количество и качество  медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Охрана здоровья - особая сфера социальной политики государства  по обеспечению граждан медицинской  помощью и профилактике заболеваний. Её эффективность определяет социально-политическую обстановку и национальную безопасность.

В целях устойчивого социально-экономического развития России, предусмотренного Стратегией 2020, одним из важнейших приоритетов  определено сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Общепринятыми критериями эффективности  системы здравоохранения являются уровень смертности и средняя  продолжительность здоровой жизни.

Большинство экспертов полагают, что эти показатели лишь на 20% обеспечиваются за счет медицины, а на 50% зависят  от образа жизни, но Всемирная организация здравоохранения, считает эти показатели  значимыми, хотя и признает, что они не достаточно чувствительны для того, чтобы полностью отслеживать воздействие реформы здравоохранения на здоровье населения.

В России здравоохранение  вынуждено компенсировать  социальные недуги и поэтому его роль в  обеспечении продолжительности  здоровой жизни выше, чем в развитых странах. Тем более важно обеспечить достаточность финансирования здравоохранения.

Среди важнейших задач  реформы – модернизация системы  обязательного медицинского страхования и улучшение финансирования здравоохранения.

Роль системы обязательного медицинского страхования, в жизни каждого из нас, несомненно, будет расти. С увеличением страховых взносов за работающих до 5,1% и законодательным утверждением тарифов на неработающих общий объем средств ОМС в 2011 году уже составил 547 млрд рублей, а к 2015 году он вырастет до 1,406 трлн рублей, то есть на каждого застрахованного будет приходиться до 10 тыс. рублей - контроль за этими средствам должен стать на порядок строже. В недалеком будущем предполагается и поэтапное введение в стране лекарственного страхования, а это значит, что специалистам придется внедрять сложную и тонкую систему расчетов за лекарства для новых категорий льготников. А мы, граждане, получили право выбирать страховую компанию и медицинское учреждение - у нас появился определенный рычаг влияния на здравоохранение.

Вся система медицинского страхования создается ради основной задачи - гарантировать гражданам  при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать  профилактические мероприятия. В современных  страховых системах под профилактикой  понимаются меры по снижению частоты  страховых случаев, но отнюдь не ответственность  страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невероятным обеспечение нужных расходов на здравоохранение исключительно за счет государственных фондов.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения