Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель моей работы - изучение сущности фондов обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в России.
В соответствии с целью исследования определенны его основные задачи:
Сущность фондов обязательного медицинского страхования;
Задачи, функции, средства Федерального Фонда обязательного медицинского страхования;
Государственное финансирование расходов на здравоохранение в РФ;
Проблемы и перспективы обязательного медицинского страхования в России и возможные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения.
В настоящее
время на территории России для обеспечения
населения гарантированным
Первая модель охватывает территории, где работает законодательно установленная схема финансирования ЛПУ, то есть более 90% средств поступает из страховой медицинской организации.
Вторая
модель реализуется в тех
Третья
(смешанная) модель
Однако существует ряд территорий, в которых не работает ни одна из перечисленных моделей. Финансирование медицинских услуг жителям этих районов осуществляется по определенной схеме: территориальные фонды собирают взносы на ОМС и по указанию органов управления здравоохранением направляют их на финансирование. В этом случае органы управления не подотчетны фондам, поэтому проследить, как расходуются средства, сложно.
Сравнительный
анализ финансовых моделей позволяет
выявить ряд особенностей. В организации
работы по страхованию населения
и полноте обеспечения
Таким образом, принцип следования финансовых средств в большей мере реализуется в субъектах РФ, в которых действуют первая и вторая финансовые модели.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Уже более полутора лет
система обязательного
Главными недостатками прежнего законодательства об обязательном медицинском страховании была низкая информированность граждан о своих правах, что порождало их массовое нарушение и недовольство, а также мозаичность реализации прежнего законодательства на территории России, начиная с многообразия полисов обязательного медицинского страхования до принципиально разного уровня финансового обеспечения территориальных программ. В новом законе многие из этих недостатков устранены - детально определены основные права и обязанности субъектов и участников системы обязательного медицинского страхования. Введен полис единого образца, формируются региональные и федеральный регистры застрахованных. Принципиально изменилась система информирования граждан об их правах - "горячие линии", интернет-сайты, онлайн общение - эта работа стала важнейшей для страховых медицинских организаций (СМО).
С 2013 года финансирование медицинских учреждений будет переходить на одноканальное. Второе - реализация на практике прав граждан на выбор лечебного учреждения и врача.
Не менее сложно реализовать функцию ФФОМС по выравниванию условий финансирования региональных систем здравоохранения. По закону власти субъектов Федерации должны повысить взносы в территориальные фонды на неработающее население для обеспечения выполнения региональных программ обязательного медицинского страхования, а это значит, что предстоят жесткие переговоры с губернаторами.
В ближайшие несколько лет система здравоохранения должна кардинально измениться. Самое сложное - это формирование бюджета фонда на следующий год и его отстаивание. Затем предстоит сопоставить выполнение стандартов оказания медицинской помощи, которые введены Законом "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", с объемами финансирования системы. Предстоит также включиться в работу по формированию новой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на ближайшие три года. Необходимо наладить жесткий контроль работы страховых организаций, провести инвентаризацию всех функций.
Действующая практика возмещения расходов на лечение в случае причинения вреда здоровью застрахованного (т.н. "регрессных исков") не применяется с новой нормой закона. В распоряжении медицинского страховщика при рассмотрении конкретного случая есть только медицинская карта и счет за лечение. Страховые компании, число которых в стране сокращается, не в последнюю очередь потому, что повышаются требования к ним, сталкиваются со множеством других проблем.
Все еще нет единства модели
обязательного медицинского страхования
в разных субъектах, как по тарифам
и формам оплаты, так и по требованиям
со стороны территориальных
Значительное число
жалоб в страховые компании
связано с платностью
Роль системы обязательного
медицинского страхования в жизни
каждого из нас, несомненно, будет
расти. С увеличением страховых
взносов за работающих до 5,1% и законодательным
утверждением тарифов на неработающих
общий объем средств
Конкурентоспособность экономики
России во многом зависит от качества
жизни населения, которое обеспечивается,
в том числе, системой здравоохранения.
Финансирование здравоохранения РФ
сейчас реформируется, как и во многих
странах мира. Изменяется механизм
финансового обеспечения
Обеспечение эффективности и качества медицинской помощи всему населению страны определяется тем, каким образом осуществляется закупка медицинских услуг. Этот процесс означает перевод собранных средств медицинским организациям, обслуживающим население. Процесс закупки услуг может влиять также на равенство доступа к медицинской помощи и эффективность управления, а, кроме того, оказать существенное воздействие на способность сдерживать расходы и финансовую устойчивость. Совершенствование системы финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) связано с вопросами структуры рынка и механизмов закупки услуг.
Там, где здравоохранение
финансируется главным образом
из взносов социального
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определенных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России. С точки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы. Доля государственных средств среди всех расходов на здравоохранение сократилась с 90% в 1994 г. до 64% в 2009 г.
В РФ доминирующим источником
сейчас является Фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС). Но с
2011 г. началась его реорганизация
на основе Федерального Закона № 83 «О
внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием
правового положения
Средства на модернизацию здравоохранения получают за счет увеличения страхового взноса с 3,1% до 5,1% за работающее население в ФОМС. При этом за неработающее население платежи в систему обязательного медицинского страхования будут по-прежнему начисляться из бюджета региона, по новому закону об обязательном медицинском страховании установлен минимальный размер платежа за неработающее население. Если раньше субъекты платили за неработающее население по-разному, то теперь должна обеспечиваться равнодоступность медицинской помощи.
Однако стремление выровнять финансовое обеспечение регионов чревато новыми рисками. Например, тем, что регионы-доноры при распределении средств получат намного меньше, чем ими было отдано в систему обязательного медицинского страхования. Тогда им придется либо создавать параллельную систему финансирования медучреждений, чтобы добавлять из бюджета недостающие медучреждениям средства, восполнять финансовый пробел не за счет внутренних резервов, а переложив эту задачу на население, которое начнет платить за услуги медицинского персонала.
Новацией нового бюджетного периода является переход российского здравоохранения к 2013 году с бюджетно-страхового на одноканальное финансирование, полностью основанное на тарифах обязательного медицинского страхования (ОМС). Переход на одноканальное финансирование приведет к росту доходов лечебных учреждений и зарплат медицинского персонала. Кроме того, в рамках программы модернизации здравоохранения в России будут разработаны новые, единые для всех территорий стандарты лечения и тарифы на них, которые будут выше существующих. Это позволит гражданам получать качественную медпомощь вне зависимости от места проживания.
В качестве одной из перспективных целей развития регионального здравоохранения принят переход на одноканальное финансирование, при котором основная часть финансовых средств, поступающих в учреждения здравоохранения, будет идти из фондов обязательного медицинского страхования. В частности, о необходимости концентрации средств в рамках фондов ОМС говорится в Плане действий по реализации Программы социально-экономического развития на 2011–2013 гг.
Действительно, ситуация последних лет показывает, что в некоторых регионах страны, увеличение доли средств ОМС в структуре финансирования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи приняло устойчивый характер. Вместе с тем целевое значение указанного показателя (60%), предусмотренное к 2013 г.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 г.”, постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 296“Об утверждении правил финансирования в 2007 г. расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации” в 2007–2008 гг. Минздравсоцразвития России совместно с Федеральным фондом ОМС отрабатывали в 19 субъектах РФ стратегию перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений через систему ОМС.