Роль финансов на разных этапах развития экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Чтобы понять роль финансов на разных этапах развития экономики, расширить о них познание, необходимо обратиться к генезису. Генезис - в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к опре-деленному состоянию.
Генезис финансов позволит сформулировать закономерности развития данной экономической категории, установить известную общность в их содержании, показать существенные различия между ними в разных общественно-экономических формациях. Что касается общности в содержании финансов, то это система денежных отношений, регламентированных государством с целью формирования денежных фондов и их использования для выполнения государством своих функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 6
1.2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 7
ГЛАВА 2. Роль финансов на разных этапах развития экономики 23
2.1. Становление финансовой системы социалистического государства
2.2. Финансовая система в период перестройки и постперестроечный период
ГЛАВА 3 РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Файлы: 1 файл

роль финансов в развитии экономики.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА «Роль финансов на разных этапах развития экономики»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

   

ГЛАВА 1.

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

6

1.2.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

7

ГЛАВА 2.

Роль финансов на разных этапах развития экономики

23

2.1.

Становление финансовой системы социалистического государства

 

2.2.

Финансовая система  в период перестройки и постперестроечный  период

 

ГЛАВА 3

РОЛЬ ФИНАНСОВ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 
     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

25

     

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

26


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Появление финансов обусловлено  возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло целый ряд общественных функций, таких как охрана общественного порядка, сохранение существующего строя, строительство общественных сооружений, зданий, дорог. Для функционирования государства требовались определенные ресурсы в денежной и натуральной форме, которые стали изыматься в виде налогов. В результате этих отношений формировались централизованные фонды денежных средств. Именно, соединение государства и налогов способствовало возникновению государственных финансов.  

Термин «финансы» происходит от латинского «finis» — конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством (королем, судьями и т.д.) и населением, термин finis означал окончательный расчет, завершение денежного платежа.  Уплатившие взносы в пользу судьи, короля или различных государственных органов граждане, получали на руки документ — «fine». От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж.  

В средние века все  эти слова употребляли для  обозначения сроков платежа и  документов, доказывающих погашение  долга до окончания сделки. Сначала  во Франции, а затем  с конца XVII века и в других европейских странах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы и расходы. Данный подход отражен в вышеуказанном определении В.И. Даля. По мере роста роли государства, расширения его функций происходил рост объема централизованных денежных средств государства. Однако в результате перераспределения формировались не только централизованные, но и децентрализованные фонды денежных средств.  Начали формироваться разнообразные финансовые институты,  выполняющие роль посредников в распределении и перераспределении совокупного общественного продукта.

Термин «финансы» стал употребляться в более широком  смысле, включая финансы хозяйствующих  субъектов, т.е. финансы предприятий, а также финансы домохозяйств или личные финансы.

Иными словами, финансы - это система денежных отношений, связанная с формированием и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. 

 Осуществление радикальных  преобразований на современном  этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. 
       Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. 
       Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. 
       Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис. 
 
       Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.    Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас. 

 

 

Глава 1. Сущность финансов

Финансы выражают экономические общественные отношения, в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения созданной стоимости.

Процесс стоимостного распределения  общественного продукта, в ходе которого созданная стоимость делится между субъектами хозяйствования по целевому назначению, чрезвычайно сложен. В совокупности своей он образует финансовый механизм (набор способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития).

Финансовый механизм – совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Основой финансового  механизма и целью финансовых отношений является формирование финансовых ресурсов, которые как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные виды налогов, страховые платежи, амортизационные отчисления.

Исходным звеном формирования финансовых ресурсов народного хозяйства являются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования – предприятий и объединений, функционирующих в сфере материального производства, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом.

У субъектов хозяйствования формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на:

  1. капитальные вложения;
  2. увеличение оборотных средств;
  3. финансирование научно-технических достижений;
  4. проведение природоохранных мероприятий;
  5. обеспечение потребностей социального характера и т. п.

Осуществление названных  затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

В условиях финансовой самостоятельности  хозяйственные субъекты осуществляют формирование источников расширенного воспроизводства за счет:

  1. собственных финансовых ресурсов;
  2. привлечения на акционерной основе или паевых (долевых) началах денежных средств других предприятий, организаций, учреждений;
  3. использования банковских кредитов;
  4. получения на определенных условиях бюджетных ассигнований.

Все более значительную роль в обеспечении непрерывного процесса воспроизводства играют страховые финансы.

1.2. Функции  финансов.

Финансы выполняют следующие  основные функции:

  1. распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной  тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

  1. перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;
  2. контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием  рыночных отношений, кроме бюджетных  отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

  1. регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

 

Глава 2. Роль финансов на разных этапах развития экономики.

Финансы - это историческая категория, содержание которой существенно  изменяется с изменением общих условий воспроизводства.  
          Чтобы понять роль финансов на разных этапах развития экономики, расширить о них познание, необходимо обратиться к генезису. Генезис - в широком смысле - момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию.  
    Генезис финансов позволит сформулировать закономерности развития данной экономической категории, установить известную общность в их содержании, показать существенные различия между ними в разных общественно-экономических формациях. Что касается общности в содержании финансов, то это система денежных отношений, регламентированных государством с целью формирования денежных фондов и их использования для выполнения государством своих функций.     

Уже на стадии разложения первобытнообщинного строя возникли государственные органы, и, чтобы содержать неработающее, праздное население, необходимо было осуществлять принудительные нерегулярные сборы с граждан. В этот период формами государственных доходов являлись трудовые повинности и натуральные подати, позже к ним присоединятся доходы от государственных имуществ.  
    На стадии разложения рабовладельческой формации появляются денежные налоги в форме откупа и таможенных сборов. А с укрупнением феодальных государств возрастает роль как натуральных, так и денежных налогов, развиваются государственные кредитные отношения.  
    В условиях разложения феодального способа производства как в отношении денежных доходов, так и расходов государства наблюдалось полное переплетение частнохозяйственных и государственно-хозяйственных отношений, а структура доходов и расходов определялась исключительно произволом монарха. Ни о какой системе денежных отношений, регламентированной государством, возникающей в связи с образованием и использованием общегосударственных денежных фондов, в условиях рабовладельческого строя и феодализма не может быть и речи.  
    Только с переходом к капитализму произошло отделение доходов и расходов главы государства от государственных доходов и расходов, которые стали объектом контроля и регламентации со стороны представительных органов власти. Повсеместно вводятся "цивильные листы". Основными источниками покрытия государственных расходов становятся налоги и займы (в денежной форме). В этот период получает развитие учение А. Смита о четырех принципах взимания налогов - аксиомы налогообложения. В условиях отстранения государства от предпринимательской деятельности все его расходы носят практически непроизводительный характер. В период первоначального накопления капитала резко возрастают расходы на милитаризацию экономики, расходы на управление. Основная форма доходов государства - косвенные налоги.  
    Для периода развитого капитализма характерным является то, что государство не только обеспечивает обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе производства, распределения и использования общественного продукта. Существенно увеличиваются расходы на социальные нужды и по вмешательству государства в экономику. Значительно возрастают прямые налоги, а в 70-90-е гг. XX в. - и косвенные налоги. После Второй мировой войны получают развитие все звенья системы финансов. Финансы "выходят" за рамки государственных (публичных) финансов. Резко возрастает роль государственного кредита. Через госбюджет перераспределяется значительная доля национального дохода. В этот период появляются принципиально новые формы в финансовых отношениях, например межгосударственный бюджет, значительны изменения в бюджетном устройстве и бюджетном процессе государств.

Информация о работе Роль финансов на разных этапах развития экономики