Роль финансов в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ сущности финансов и их функций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание финансов, их функций;
обратить внимание на финансовые ресурсы и финансовые фонды;
показать, как развивались теоретические представления о финансах как экономической категории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе 5
1.1 Сущность и признаки финансов 5
1.2 Финансы в общественном воспроизводстве 9
1.3 Функции финансов 14
1.4 Финансовые ресурсы и финансовые фонды 18
Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 20
2.1 Российская трактовка содержания финансов 21
2.2 Развитие категории в современных условиях 23
Глава 3. Финансовая система Российской Федерации 26
3.1 Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы 26
3.2 Мировая финансовая система России 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль финансов в экономике государства.docx

— 73.75 Кб (Скачать файл)

Нарушение в  сфере обмена может привести к  разрыву хозяйственных связей между  предприятиями, что будет отрицательно воздействовать на сферу производства. Именно это произошло в Российской Федерации из-за нарушений в сфере  обмена вследствие распада бывшего  СССР и непродуманной приватизации, приведшей к ликвидации отдельных производственных комплексов без соответствующего налаживания новых обменных связей.

Потребление. На стадии потребления происходит конечное использование ранее созданной  стоимости. С помощью финансов устанавливаются  пропорции распределения общественного  продукта на фонд возмещения и национальный доход, формируются конечные пропорции  использования национального дохода, образуются фонд накопления и фонд потребления, определяется их структура.

Каждую стадию воспроизводственного процесса обслуживают  одна или несколько экономических  категорий. Исходя из общественного  назначения государственных финансов следует признать наиболее существенным их значение на стадии распределения.

В воспроизводстве как едином экономическом процессе участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):

  • домашние хозяйства;
  • хозяйствующие субъекты (фирмы);
  • государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т. е. имеют определенные бюджетные  ограничения. Основой доходов домашних хозяйств являются оплата труда в  форме заработной платы и ряд  других доходов (процентный, от сдачи  имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Они расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых, лечение. Эти средства могут использоваться и на накопления (срочные вклады, депозиты, приобретение акций и облигаций), однако в настоящее время доля личных накоплений в России невелика. В условиях рынка, постепенного роста среднего класса, появления финансовых инструментов, доступных значительной части населения, укрепления доверия к коммерческим банкам и другим финансовым институтам роль финансов домохозяйств значительно расширяется.

Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукций и услуг, как  домашним хозяйствам, так и другим фирмам, извлекая определенную, приводящую к росту собственного капитала экономическую  выгоду в результате поступления  активов и погашения обязательств. Одновременно они несут некоторые  расходы, уменьшающие их экономические  выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества). Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия  формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

Государство как  экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает  налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя  расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного правопорядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг, социальной помощи и т. д. При этом, чем выше доля общественных фондов потребления, тем ниже доля личных фондов потребления. Высокий уровень доходов населения создает высокий потребительский спрос, благоприятно влияющий на развитие экономики. Соответственно, растет налогооблагаемая база и увеличивается доля накоплений, что способствует расширенному воспроизводству и научно-техническому прогрессу. В случае ограничения государством через налоги личных доходов существенно сокращается база роста экономики. Поэтому очень важным и сложным вопросом является определение величины государственного участия в воспроизводственном процессе.

Все субъекты воспроизводственного процесса имеют доходы и расходы. При этом в одно и то же время  одни испытывают недостаток средств, а  у кого-то они могут быть в избытке. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина. Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные (или более высокой степени), получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:

  • у предприятий — в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
  • у работников (домохозяйств) — в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, выплат из внебюджетных фондов социальной направленности;
  • у государства — в форме перераспределенных доходов предприятий и населения в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования доходов субъектов  воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования  экономики в условиях рыночных отношений  при помощи финансов в широком  понимании этого слова. Профициты  бюджетов, возникающие у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:

  • государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
  • финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т. д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
  • финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход3.

 

1.3 Функции финансов

 

Функции финансов: распределительная, контрольная и  регулирующая

Финансы выполняют  три главные функции, которые  также отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Рассмотрим их кратко.

1. Распределительная функция финансов. Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале распределяется в макроэкономическом масштабе (первичное распределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию доходов организаций, непроизводственной сферы (заработная плата бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выплаты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Распределительные процессы имеют место и внутри отдельно взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе. Так, прибыль, будучи источником формирования таких денежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником финансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономический субъект), выполняет распределительную функцию уже третьего порядка (третичное распределение).

Примечание. Доля национального дохода, распределяемая и перераспределяемая через все  звенья финансовой системы, обратно  пропорциональна уровню милитаризации  экономики. Например, накануне второй мировой войны через финансовую систему распределялось в странах  Европы всего 9—18%, в настоящее время  эта доля возросла до 60—70%.

2. Контрольная функция финансов. Виды финансового контроля.

Данная функция  проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне  по соответствующим фондам и расходованием  их по целевому назначению. Контрольная  функция реализуется через деятельность государственных финансовых органов (например, налоговой инспекции) и  финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного  и частного производства.

Примечание. На практике налоговая система России зачастую направлена на «удушение» предпринимательства  и малого бизнеса и имеет, таким  образом, фискальный характер.

В теории финансов (применительно к России) различают  пять видов финансового контроля: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и  независимый (аудиторский) финансовый контроль. Кратко рассмотрим их.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления, а именно: Федеральное  собрание и две его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Общегосударственному контролю подлежат объекты, независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной  деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми  службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В функции  последних входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный  финансовый контроль выполняют отдельные  физические лица или общественные организации  на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские  фирмы и службы. Объектом данного  контроля является деятельность всех экономических субъектов.

В качестве примера  дадим характеристику общегосударственного контроля.

Федеральное собрание образует постоянно действующий  орган — Счетную палату, которая осуществляет финансовый контроль на федеральном уровне. Так, Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Параллельно со Счетной палатой контроль на федеральном  уровне осуществляют созданные при  Государственной Думе комитеты: Комитет  по бюджету и налогам, Комитет  по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ. В  задачу этих комитетов входит проведение экспертно-аналитической работы и  подготовка заключений по материалам бюджетных проектов.

На региональном уровне общегосударственный финансовый контроль производится как органами региональной исполнительной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Важная роль при ведомственном контроле отведена Министерству финансов Российской Федерации и его структурным подразделениям в регионах. Так, в структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление (КРУ), а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью бюджетных предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

3. Регулирующая функция финансов. Распределительная и контрольная функции финансов проявляются не стихийно, а на основе законов и правовых актов. Совокупность правовых норм, положений, правовых актов позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства и хозяйствующих субъектов, тем самым воздействовать на процесс воспроизводства.

В целях регулирования  экономики и социальных отношений  государством в лице органов федеральной  власти, Центрального банка России используются такие методы, как государственное  бюджетное планирование, государственное  регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование, федеральные программы помощи отдельным  категориям бюджетной сферы.

Регулирующая  функция финансов проявляется и  на уровне элементов институциональной  экономики, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. В последнем случае можно говорить о саморегуляции  финансов под воздействием внешних  и внутренних факторов4.

Основной ролью  финансов является то, что они позволяют  приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

 

1.4 Финансовые ресурсы и финансовые фонды

 

Финансовые ресурсы  государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает  государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

Понятие “финансовые  ресурсы” в РСФСР было введено  при составлении первого пятилетнего  плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный  бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды  предприятий).

Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий. Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Часть национального  дохода формируется и остается в  распоряжении предприятий, т. е. создаются  децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты  производства на предприятиях. 
Таким образом, финансовые ресурсы государства - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды. 
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Информация о работе Роль финансов в экономике государства