Роль финансов в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ сущности финансов и их функций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание финансов, их функций;
обратить внимание на финансовые ресурсы и финансовые фонды;
показать, как развивались теоретические представления о финансах как экономической категории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе 5
1.1 Сущность и признаки финансов 5
1.2 Финансы в общественном воспроизводстве 9
1.3 Функции финансов 14
1.4 Финансовые ресурсы и финансовые фонды 18
Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 20
2.1 Российская трактовка содержания финансов 21
2.2 Развитие категории в современных условиях 23
Глава 3. Финансовая система Российской Федерации 26
3.1 Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы 26
3.2 Мировая финансовая система России 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль финансов в экономике государства.docx

— 73.75 Кб (Скачать файл)

Финансовые фонды  — составная часть общей системы  денежных фондов, функционирующих в  народном хозяйстве. Фондовая форма  использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязать  общественные и личные интересы и  активнее воздействовать на производство.

Финансовые ресурсы  государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов

 

Проблема содержания финансов является наиболее дискуссионной в современной теории даже в российской научной школе, но принципиальное несоответствие подходов к содержанию этой категории наблюдается, прежде всего, в трактовках российской и западной школ. Это несоответствие является результатом рада фундаментальных позиций.

Во-первых, эти школы имеют различные методологические основы: российская школа — трудовую теорию стоимости; западная — концепцию ограниченности ресурсов.

Во-вторых, в соответствии с указанной методологией российская школа, придающая большое значение категориальному аппарату науки, рассматривает  категорию «финансы» как абстрактную; позиция западной школы состоит в том, что категории должны, прежде всего, отражать практику и меняться в зависимости от нее.

В-третъих, в российской научной школе в дисциплине «Финансы» значительное внимание уделяется финансам государства как субъекта рынка, в то время как западная школа основной акцент делает на фирмах как основных «игроках» на финансовом поле.

В-четвертых, в России разбалансирована национальная экономика, что проявляется в дезинтеграции производственной и финансовой подсистем. Все это привело к невостребованности теоретических финансовых разработок на практике5.

Поэтому анализ содержания категории рассмотрим с позиций  как российской, так и западной школы, имеющих различные методологические основания, а следовательно, и практический инструментарий.

 

2.1 Российская трактовка содержания финансов

 

Следует отметить также и  некоторые противоречия в трактовке  категории непосредственно в  российской школе на современном  этапе развития финансовой науки, базой  функционирования которой по-прежнему является трудовая теория стоимости. Основа данной теории — постулат приоритетности производственных (экономических) отношений как ключевой компоненты развития научных школ любой направленности, поэтому прежде всего выделяется основной признак финансов, к которому относится система экономических или денежных, отношений.

При этом содержание финансов рассматривается как абстрактная  категория, несмотря на прикладной характер финансов как науки.

Термин «financia» первые появившийся в XIII—XV вв., означал в перероде на русский язык «денежный платеж». В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между предприятиями, населением, с одной стороны, и государством — с другой стороны. В научной литературе (ХVI-XIX вв.) финансы стали связывать с государственными доходами и расходами во всех странах. С XIX в. в научной литературе понятие «финансы» уже связывают и с денежными операциями отдельных, компаний и банков. До 30-х гг. XX в. российская финансовая школа стояла на позициях дореволюционной финансовой школы, определявшей различие между деньгами и финансами посредством деления денежных потоков на два блока — государственный и частный. Все, что касалось государства, относилось к финансам. Это подтверждает история зарождения термина. Другой блок относился к денежному хозяйству «Финансы органически связаны с деятельностью государства; их характерной чертой является ограничение пределами государственной сферы; понятие финансов не распространяется на денежные отношения внутри предприятий, торговли и т.п.; финансы - это не деньги, не ресурсы, а общественные отношения; финансовое хозяйство есть принудительное хозяйство; если исчезнет момент принуждения, то исчезнет и финансовое хозяйство».

Преемственность воззрений  на содержание финансов демонстрирует и советская школа финансовой науки, вводя субъектный подход (методология -трудовая теория стоимости) к системе финансовых отношений. «Финансы обслуживают систему исключительно денежных отношений (натуральные отношения выпадают из их сферы); финансы опосредуют только процесс перераспределения различных частей стоимости уже распределенного валового общественного продукта; финансы непосредствен но обусловлены существованием государства, что придает им императивную (государственно-властную) форму; финансы опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (на уровне предприятий и отраслей) фондов денежных средств». В этих воззрениях сфера деятельности финансов расширена и включает в систему финансовых отношений уже предприятия и отрасли, т.е. предприятия выступают субъектным носителем финансовых отношении.

Таким образом, можно констатировать, что исторический контекст развития советской финансовой науки позволяет  резюмировать следующие позиции  по раскрытию содержании категории «финансы»:

  • финансы — это денежные отношения между субъектами хозяйствования и государством, при этом фактор трактовки финансов как системы отношении является превалирующим;
  • субъекты — носители отношений обладают разными правами при реализации этих отношений, права государства носчт исключительно императивный характер:
  • финансы как термин закрепился только за государственными платежами (доходами и расходами государственных бюджетов), т.е. финансы носят фондовый характер, но уже сформировались воззрения, согласно которым в финансовые отношения включаются и предприятия (поскольку все предприятия были государственными, иначе быть и не могло):
  • финансы относятся к системе распределительных отношений. По мере развития финансовых операций спектр действия категории распространился на всех субъектов хозяйствования, что обосновано аккумуляцией и использованием денежных доходов и накоплений в фондовых и нефондовых формах, данными субъектами. При этом следует отметить, что доходы и расходы некоторых транснациональных корпораций превышают доходы и расходы отдельных государств.

 

2.2 Развитие категории в современных условиях

 

В современной трактовке  категории субъектным носителем  финансов выступают и домашние хозяйства, т.е. существует отдельный блок финансов, который связан с финансами домашних хозяйств, что, с нашей точки зрения, обосновано, поскольку фундаментальная экономическая наука выделяет равноправных, субъектов рынка — домашние хозяйства, бизнес и государство. С точки зрения субъектного подхода в современной теории таким образом, выделяются три субъектных носителя финансов. Этой позиции придерживаются сегодня практически все школы в российской теории финансов, за исключением таких ее представителей, как В.М.Родионова и Б.М. Сабанти.

В современной трактовке категории «финансы» в российской школе также наблюдается ряд несоответствий, которые в той или иной степени влияют на содержание категории и являются предметом дискуссии.

Эти различия можно систематизировать  по следующим характеристикам:

  • сфера распространения финансовых отношений: субъекты — материальные носители финансовых отношений — три у большинства исследователей (государство, бизнес, население), два — государство, бизнес (школа В.М. Родионовой), один — государство (школа Б.М Сабанти);
  • подход к финансам как к системе определенных отношений: в трактовке отдельных, представителей российской школы, финансы — это экономические отношения, функционирующие на всех стадиях воспроизводственного процесса (данный подход мы классифицируем как воспроизводственный, его представители — Д.С. Моляков. Е.И. Шохин, Н.Г Сычев и др.). Другие ученые и аналитики трактуют финансы как денежные отношения, функционирующие только на стадии распределении, но воздействующие на весь воспроизводственный цикл (распределительный подход, его представители — В.М. Родионова, Л. А. Дробозина. С.И. Лушин и др.). Оба подхода методологически вписываются в рамки трудовой теории стоимости;
  • выделение свойств финансов, которые разнообразны у отдельных представителей российской школы. В одной трактовке эти свойства можно представить следующим образом: первое свойство — финансы являются денежными отношениями; второе — распределительными отношениями; третье — реализация и функционирование финансов осуществляются посредством финансовых ресурсов. В другой трактовке финансы — это экономические отношении, обслуживающие все стадии воспроизводства;
  • подход к различиям между категориями «деньги» и «финансы», являющийся ключевым для российской школы, в западной не так ярко выражен и понятен в силу специфики определения категории «финансы». В российской школе существует несколько системных подходов, объясняющих различия между финансами и деньгами. Первый (распределительный) трактует различие между ними на основе наличия непосредственных актов купли-продажи, которые характеризуют только денежные, а не финансовые отношения. Следовательно, деньги — категория, используемая при непосредственном свершении этих сделок, в то время как финансы — категория, предшествующая акту купли-продажи, распределительная. Второй (воспроизводственный) подход трактует различие между ними на основе интеграции понятий «финансы» и «финансовые ресурсы», «Объектом финансовых отношений является образование и распределение финансовых ресурсов на стадиях создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода». Третий подход предлагает синтезирующее начало при определении различий и вводит две позиции для определения содержания финансов. С одной стороны, финансы — категориальная величина, с другой — практическая (реальная). С позиций подхода к финансам как экономической категории финансы и деньги различаются способами бытия и соотносятся между собой как форма и содержание (например, как цена и стоимость), но как реальность и финансовые, и денежные отношения находят свое материальное воплощение в единой форме движения финансовых ресурсов»6.

При выявлении  содержания финансов необходимо отметить, что наибольшее распространение  получило следующее определение  категории, впоследствии модифицированное рядом авторов лишь в некоторой степени. «Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у субъектов хозяйствования и субъектов власти денежных доходов и накоплений, используемых как правило, в фондовой форме на финансирование воспроизводственных затрат, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других общественных потребностей».

 

 

 

 

 

Глава 3. Финансовая система Российской Федерации

 

3.1 Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы

 

Финансовая система  по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Финансовая система  РФ претерпела кардинальные изменения  с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).7

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг, концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48—50%, из которых 35% находилось распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.

Централизованные  публичные финансы — это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная  система РФ, как и любого федеративного государства, — трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ — муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе  принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.

Федеральному  бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.).

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.

Информация о работе Роль финансов в экономике государства