Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ сущности финансов и их функций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание финансов, их функций;
обратить внимание на финансовые ресурсы и финансовые фонды;
показать, как развивались теоретические представления о финансах как экономической категории.
Введение 3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе 5
1.1 Сущность и признаки финансов 5
1.2 Финансы в общественном воспроизводстве 9
1.3 Функции финансов 14
1.4 Финансовые ресурсы и финансовые фонды 18
Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 20
2.1 Российская трактовка содержания финансов 21
2.2 Развитие категории в современных условиях 23
Глава 3. Финансовая система Российской Федерации 26
3.1 Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы 26
3.2 Мировая финансовая система России 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Финансовые фонды
— составная часть общей
Финансовые ресурсы
государства и предприятий
Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов
Проблема содержания финансов является наиболее дискуссионной в современной теории даже в российской научной школе, но принципиальное несоответствие подходов к содержанию этой категории наблюдается, прежде всего, в трактовках российской и западной школ. Это несоответствие является результатом рада фундаментальных позиций.
Во-первых, эти школы имеют различные методологические основы: российская школа — трудовую теорию стоимости; западная — концепцию ограниченности ресурсов.
Во-вторых, в соответствии с указанной методологией российская школа, придающая большое значение категориальному аппарату науки, рассматривает категорию «финансы» как абстрактную; позиция западной школы состоит в том, что категории должны, прежде всего, отражать практику и меняться в зависимости от нее.
В-третъих, в российской научной школе в дисциплине «Финансы» значительное внимание уделяется финансам государства как субъекта рынка, в то время как западная школа основной акцент делает на фирмах как основных «игроках» на финансовом поле.
В-четвертых, в России разбалансирована национальная экономика, что проявляется в дезинтеграции производственной и финансовой подсистем. Все это привело к невостребованности теоретических финансовых разработок на практике5.
Поэтому анализ содержания
категории рассмотрим с позиций
как российской, так и западной
школы, имеющих различные
2.1 Российская трактовка содержания финансов
Следует отметить также и некоторые противоречия в трактовке категории непосредственно в российской школе на современном этапе развития финансовой науки, базой функционирования которой по-прежнему является трудовая теория стоимости. Основа данной теории — постулат приоритетности производственных (экономических) отношений как ключевой компоненты развития научных школ любой направленности, поэтому прежде всего выделяется основной признак финансов, к которому относится система экономических или денежных, отношений.
При этом содержание финансов
рассматривается как
Термин «financia» первые появившийся в XIII—XV вв., означал в перероде на русский язык «денежный платеж». В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между предприятиями, населением, с одной стороны, и государством — с другой стороны. В научной литературе (ХVI-XIX вв.) финансы стали связывать с государственными доходами и расходами во всех странах. С XIX в. в научной литературе понятие «финансы» уже связывают и с денежными операциями отдельных, компаний и банков. До 30-х гг. XX в. российская финансовая школа стояла на позициях дореволюционной финансовой школы, определявшей различие между деньгами и финансами посредством деления денежных потоков на два блока — государственный и частный. Все, что касалось государства, относилось к финансам. Это подтверждает история зарождения термина. Другой блок относился к денежному хозяйству «Финансы органически связаны с деятельностью государства; их характерной чертой является ограничение пределами государственной сферы; понятие финансов не распространяется на денежные отношения внутри предприятий, торговли и т.п.; финансы - это не деньги, не ресурсы, а общественные отношения; финансовое хозяйство есть принудительное хозяйство; если исчезнет момент принуждения, то исчезнет и финансовое хозяйство».
Преемственность воззрений на содержание финансов демонстрирует и советская школа финансовой науки, вводя субъектный подход (методология -трудовая теория стоимости) к системе финансовых отношений. «Финансы обслуживают систему исключительно денежных отношений (натуральные отношения выпадают из их сферы); финансы опосредуют только процесс перераспределения различных частей стоимости уже распределенного валового общественного продукта; финансы непосредствен но обусловлены существованием государства, что придает им императивную (государственно-властную) форму; финансы опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (на уровне предприятий и отраслей) фондов денежных средств». В этих воззрениях сфера деятельности финансов расширена и включает в систему финансовых отношений уже предприятия и отрасли, т.е. предприятия выступают субъектным носителем финансовых отношении.
Таким образом, можно констатировать, что исторический контекст развития советской финансовой науки позволяет резюмировать следующие позиции по раскрытию содержании категории «финансы»:
2.2 Развитие категории в современных условиях
В современной трактовке категории субъектным носителем финансов выступают и домашние хозяйства, т.е. существует отдельный блок финансов, который связан с финансами домашних хозяйств, что, с нашей точки зрения, обосновано, поскольку фундаментальная экономическая наука выделяет равноправных, субъектов рынка — домашние хозяйства, бизнес и государство. С точки зрения субъектного подхода в современной теории таким образом, выделяются три субъектных носителя финансов. Этой позиции придерживаются сегодня практически все школы в российской теории финансов, за исключением таких ее представителей, как В.М.Родионова и Б.М. Сабанти.
В современной трактовке категории «финансы» в российской школе также наблюдается ряд несоответствий, которые в той или иной степени влияют на содержание категории и являются предметом дискуссии.
Эти различия можно систематизировать по следующим характеристикам:
При выявлении содержания финансов необходимо отметить, что наибольшее распространение получило следующее определение категории, впоследствии модифицированное рядом авторов лишь в некоторой степени. «Финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у субъектов хозяйствования и субъектов власти денежных доходов и накоплений, используемых как правило, в фондовой форме на финансирование воспроизводственных затрат, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других общественных потребностей».
Глава 3. Финансовая система Российской Федерации
3.1 Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы
Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.
Финансовая система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).7
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг, концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48—50%, из которых 35% находилось распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.
Централизованные публичные финансы — это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.
Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, — трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ — муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений). Бюджеты — финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет — статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.
За счет финансовых
ресурсов бюджетной системы
Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ образуют консолидированный бюджет РФ, а бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований на его территории формируют консолидированный бюджет субъектов РФ.
Федеральному бюджету РФ принадлежит ведущая роль: он обеспечивает финансовыми ресурсами решение общенациональных задач. На его долю приходится 62% всех доходов консолидированного бюджета РФ (2004 г.).
В качестве самостоятельного
звена в системе
Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.