Роль финансов в экономике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ сущности финансов и их функций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание финансов, их функций;
обратить внимание на финансовые ресурсы и финансовые фонды;
показать, как развивались теоретические представления о финансах как экономической категории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе 5
1.1 Сущность и признаки финансов 5
1.2 Финансы в общественном воспроизводстве 9
1.3 Функции финансов 14
1.4 Финансовые ресурсы и финансовые фонды 18
Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов 20
2.1 Российская трактовка содержания финансов 21
2.2 Развитие категории в современных условиях 23
Глава 3. Финансовая система Российской Федерации 26
3.1 Финансовая система Российской Федерации: централизованные и децентрализованные финансы 26
3.2 Мировая финансовая система России 31
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль финансов в экономике государства.docx

— 73.75 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты — местными органами самоуправления.

Децентрализованные  финансы Они составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некомерческих предприятий (организаций) финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

Выполнение этих принципов определяет, стабильность всей финансовой системы. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Некоммерческие  организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли. Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место  в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

Сводный финансовый баланс Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение в доходной части сводного финансового баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды — бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и амортизационными отчислениями. Заемные средства, привлеченные инвестиции, поступления страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

По ориентировочным  данным сводного финансового баланса, в настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов — около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.8

Финансовая система  зарубежных стран Финансовая система развитых зарубежных стран в основном включает бюджетную систему с внебюджетными специальными фондами. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Япония) она включает государственный и местные бюджеты, а также внебюджетные специальные фонды, а в федеративных государствах (США, Германия, Швейцария), помимо этих звеньев, функционируют бюджеты субъектов федерации. Все бюджеты изолированы друг от друга, нижестоящие бюджеты не включаются своими доходами и расходами в вышестоящие.

Так, в США  местные бюджеты относительно самостоятельны по отношению к бюджетам штатов, а последние — по отношению к федеральному бюджету. Ведущую роль играет федеральный бюджет, утверждаемый как закон, формируемый главным образом за счет налоговых поступлений и используемый на общенациональные цели. Местные бюджеты, связанные с федеральным бюджетом и бюджетом штатов через систему субсидирования, обеспечивают финансами главным образом социально-экономические цели. Среди внебюджетных фондов решающее значение имеют фонды национального страхования, предназначенные для оказания социальной поддержки населению. В большинстве стран они автономны.

 

3.2 Мировая финансовая система России

 

В настоящее  время российская финансовая система  гораздо лучше готова к кризису, чем 3 года назад, считают эксперты.

Это связано  и с большей гибкостью валютного  курса, и с произошедшей реструктуризацией  внешнего долга частного сектора, и  с опытом антикризисного реагирования, накопленным как компаниями, так  и государством. В сущности, то резкое снижение, которое мы наблюдали на фондовом и валютном рынках, как  раз и есть проявление лучшей подготовки к кризису.

Среди макроэкономических индикаторов, которые сегодня позволяют  более оптимистично оценивать способность  российской экономики противостоять  кризису, можно отметить следующие. Во-первых, существенным образом изменилась долговая ситуация. Если в 2008 году на долю краткосрочных заимствований частного сектора приходилось 80% общей суммы долга, то в настоящее время эта цифра равна 20%. Во-вторых, Россия — одна из редких стран, где общий объем международных резервов (532 млрд. долл.) покрывает весь национальный внешний долг. В-третьих, устранены многие из дисбалансов, которые в 2008-2009 годах привели к резкому падению объемов ВВП. Это прежде всего относится к инвестиционной и кредитной активности в экономике, где сегодня риски регулируются заметно лучше, чем в 2008 году. И наконец, в-четвертых, несмотря на сохранение высокого уровня бюджетных расходов, запас прочности государственной финансовой системы далеко не исчерпан. Так в текущем году федеральный бюджет может быть сбалансирован при среднегодовой цене нефти марки Urals в 92 долл. за баррель, что заметно ниже официальной оценки в 108 долл. за баррель. И это при том, что за 9 месяцев 2011 года средняя цена сложилась на уровне 107 долл.9

В следующем  году даже в случае сохранения нефтяных цен на высоких уровнях ожидается  снижение уровня зависимости бюджета  от нефти, что будет достигнуто за счет проведения реформ и перепланировки бюджета в послевыборный период.

Помимо указанных  изменений фундаментального характера  есть ряд текущих макроэкономических и денежных индикаторов, которые  могут сигнализировать о степени  готовности российской финансовой системы  к кризису. В совместном исследовании инвестиционный банк «Открытие Капитал» и Институт экономической политики им. Гайдара попытались объединить наиболее значимые из таких индикаторов  в индекс финансовой стабильности в  РФ.

Согласно динамике индекса текущая ситуация в России значительно отличается от ситуации 2008 года. Несмотря на небольшой рост значения индекса в июне 2011 года, это не стало тенденцией: данные индекса за июль-август 2011 года указывают  на то, что российская финансовая система  находится в стабильном состоянии. Это позволяет утверждать, что  пока мы не наблюдаем фундаментальных причин для прогнозирования масштабного финансового кризиса в стране.

Финансовая динамика 2013 г. будет определяться тремя сценариями с вероятностью первого, по экспертной оценке, – 0,6 против второго - 0,3 и третьего – 0,1.

Первый сценарий - «холодное» (с низкими темпами и отступлениями, но с постепенно выявляющимся ускорением, с выходом из предкризисного состояния 2011 г.) восстановление экономики индустриальных стран, «съедающее» финансовые риски и проблемные активы, выявленные в 2010 – 2012 гг. Снижение темпов роста развивающихся стран, постепенное втягивание их в процессы ребалансирования мировой экономики (в т.ч. за счет ревальвации их валют по отношению к доллару США). Основным мотивом года станет выздоровление глобальных финансов, их оживление после ледникового периода 2008 – 2012 гг.

Растущий спрос  поддержит мировые цены на сырье (даже на фоне укрепления доллара), а центростремительная тенденция стягивания капиталов в США сменится центробежной, поворотом капиталов в сторону развивающихся рынков.

Этот прогноз  подкреплен практикой 2012 г. В частности, во втором полугодии 2012 г. была усилена денежная накачка развитых экономик (стимулирование роста, покрытие эмиссией «плохих долгов»). Сильнее стали финансовые механизмы стабилизации в еврозоне. Продолжился выкуп долгов Греции и других проблемных суверенных долгов, номинированных в евро Больным экономикам прописывают меньше «урезаний» бюджетных расходов, способных убить экономический рост (как это произошло в Греции), но – больше приватизации, дерегулирования бизнеса. В фокусе политических обсуждений - смягчение налогов с целью стимулирования роста (США).

Второй сценарий – «ни войны, ни мира», период нулевого роста развитых экономик, с зонами депрессии, при замороженной динамике финансов, балансирующих на грани реализации системных рисков. Замедленное, с отступлениями, с высокой, время от времени волатильностью восстановление кредита, капитализации рынков акций, сектора финансовых инноваций, регулярных потоков портфельных инвестиций.

Третий сценарий – уход ЕС в длительную депрессию, продолжение по инерции ухудшения мировой экономической конъюнктуры, которое шло по нарастающей в 2011 – 2012 гг. Новые финансовые шоки, вызванные ситуацией вокруг суверенных долгов ЕС. Возникновение цепной реакции системного риска, приводящей к второй волне мирового кризиса (в связи с дефолтом одной из стран с высоким уровнем суверенного долга, банкротством системообразующего финансового института или финансовым кризисом в одной из развивающихся стран). Дальнейшее усиление разбалансированности глобальных финансов.

2012 год прошел  под знаком второго сценария, не дал окончательного выбора в пользу первого или третьего сценариев. Ни один из этих сценариев окончательно не подтвержден, хотя, по меньшей мере, в трех временных точках 2012 г. существовал реальный риск «сваливания» в масштабный финансовый кризис. По-прежнему глобальные финансы находятся «на развилке» - либо усмирение рисков и рост, либо усиление разбалансированности по нарастающей.

Тенденция на ближайшие  годы не определилась. Поэтому многие процессы и динамики, которые должны были проявиться в 2012 г., приобрели отложенный характер и могут найти более полное завершение в 2013 г.

Детальная характеристика краткосрочной динамики и процессов в глобальных финансах, которые будут происходить в зависимости от того, какой из сценариев начнет реализовываться, дана в прогнозе на 2012 г.

В этом же прогнозе содержится анализ долгосрочных тенденций  в глобальных финансах, скрыто, из года в год влияющих на внутригодовую динамику.

Заключение

 

Итак, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег  не только по содержанию, но и по выполняемым  функциям, в которых проявляется  их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что  является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как  правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения  ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями  общественного развития. Государство  может, учитывая объективную необходимость  финансовых отношений разрабатывать  различные формы их использования: вводить или отменять различные  виды платежей, изменять формы использования  финансовых ресурсов и т.д. Государство  не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного  развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших  экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

В работе были рассмотрены  функции финансов, а именно: распределительная  и контрольная - эти функции осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих двух основных функций  есть и другие: регулирующая функция - она связана с вмешательством государства через финансы в  процесс воспроизводства, стабилизационная функция - обеспечивает для всех хозяйствующих  субъектов и граждан стабильные условия в экономических и  социальных отношениях.

Наличие дискуссионных  вопросов обуславливает необходимость  дальнейшей разработки теоретических  проблем сущности финансов. Более  глубокое знание экономической природы  финансов, присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего  использования данной категории  в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование  финансовых взаимосвязей в нашей  стране.

Информация о работе Роль финансов в экономике государства