Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – изучение роли финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие общественного воспроизводства, его характеристика,
рассмотрено место финансов в процессе воспроизводства,
отражена роль финансов домашних хозяйств и предприятий в процессе воспроизводства
определена роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе…………....5
Понятие общественного воспроизводства, его характеристика. Виды воспроизводства………………………………………………5
Место финансов в процессе воспроизводства……………………..12
Глава 2. Роль финансов домашних хозяйств и предприятий в процессе воспроизводства……………………………………………………………14
2.1. Участие хозяйствующих субъектов в процессе общественного воспроизводства……………………………………………………………14
2.2. Финансы предприятий в общественном воспроизводстве………….19
2.3. Финансы домашних хозяйств в общественном воспроизводстве….23
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода……………………………………………………………………….27
3.1. Участие финансов в распределительном процессе………………….27
3.2. Механизм распределения и перераспределения ВВП и НД посредством государственных и муниципальных финансов………….30
3.3. Государственная финансовая политика, ее влияние на воспроизводственный процесс. Проблемы, пути их решения ………..35
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………… .44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 353.05 Кб (Скачать файл)

То производство выполнялось непрерывно, доступное постоянно должны быть все его факторы, формирующие  производственные силы общества. Воспроизводство  производительных сил, прежде всего, принимает  воспроизводство труда людей, то есть личный фактор. Оно охватывает такие процессы как:

1) восстановление работоспособности  экономически активного населения;

2) непрерывный рост квалификации, научно-технического, общекультурного  уровня работников;

3) воспроизводство самого человека, новых поколений людей, их воспитания  и специально профессионально  подготовки к трудовой деятельности;

4) непрерывный приход производства  новых поколений работников на  смену выбывающим работникам.

Воспроизводство производительных сил  предполагает далее воспроизводство  средств производства. Оно включает в себя:

1) ремонт и замену зданий, сооружений, станков, машин, постепенно изнашивающихся  в производственных процессах;

2) восстановление переходящих запасов,  полностью потребляемых при создании  новых продуктов, сырья, материалов  и т.д. 8

Воспроизводство производительных сил  общества принимает также воспроизводство  производства и социальной инфраструктуры, особенно научного производства обеспечения  товаров и всех других сфер деятельности общества. Таким образом наука  должна превратиться в прямую производственную силу общества устойчиво. Все элементы производственных сил должны быть воспроизведены в определенных пропорциях, и только тогда процесс общественного  вещества будет продолжаться непрерывно и эффективно. В соблюдении на основе и во взаимодействии с сущностью  производительных сил выполнена  сущность отношений производства 9

Таким образом, прежде всего осуществляется вещество собственно производственных отношений, которые складываются в  процессе формирования производительных сил как непосредственно трудовые технологические отношения людей. На основе этих отношений осуществляется вещество отношений собственности со всеми их функциями, а также отношений распределения и обмена результатов труда, системы экономических интересов и всех других элементов социально-экономических отношений.

 

    1. Место финансов в процессе воспроизводства

Расширенное воспроизводство  включает непрерывное возобновление  и увеличение производственных фондов, рост валового внутреннего продукта и его главной части – национального  дохода, воспроизводство рабочей  силы и производственных отношений.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через  финансирование отдельных предприятий  и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую  политику.

В условиях административно-командной системы государство играло решающую роль в распределении материальных благ, финансовых и трудовых ресурсов. Следует отметить, что в условиях данной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем не установленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

Нежизнеспособность данной системы повлекла коренные перемены в экономике. Девяностые годы ознаменовались началом рыночных реформ, перестройки финансовых отношений на всех уровнях. Изменения затронули как финансовые отношения предприятий, так и финансовые отношения государства. В условиях углубления рыночных реформ произошла перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем  соответствующего направления средств  должны обеспечить структурную перестройку  экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности  производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

1. За счет централизованных  фондов обеспечиваются потребности  расширенного воспроизводства на  макроуровне, осуществляется межотраслевое  и территориальное перераспределение  ресурсов для выравнивания уровня  экономического и социального  развития отдельных регионов.

Надо отметить, что расходы  из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 1990-е годы сократилось.

2. С 1992 г. по 1998 г. отмечалось замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве  предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий  и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате проведенной в 90-х гг. переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

 

 

Глава 2. Роль финансов домашних хозяйств и предприятий  в процессе воспроизводства

2.1. Участие хозяйствующих  субъектов в процессе общественного  воспроизводства

Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные  отношения. Предприятия производят и продают; домохозяйства потребляют и накапливают; государственные бюджетные учреждения взимают налоги и удовлетворяют коллективные потребности. Для того чтобы упростить все множество запутанных процессов в национальной экономике, непрерывное повторение актов производства и потребления можно представить в виде модели экономического оборота. При этом одинаковые хозяйственные единицы объединяются (агрегируются) в секторы (хозяйствующие субъекты), а аналогичные хозяйственные операции — в величины потока (поток товаров и услуг, или товарное обращение, и денежный (монетарный) поток, или денежное обращение).

Основным созидающим звеном экономического оборота являются предприятия (фирмы), изготавливающие необходимые  обществу (домохозяйствам) продукты и  услуги. Предприятия функционируют  не изолированно, а в тесной, необходимой  для их существования связи не только покупателями, создающими спрос  на их продукцию, но и с движением  ресурсов. Эти связи (взаимосвязи) через  куплю продажу осуществляются на потребительском рынке, где реализуется  продукция производства, и на рынке ресурсов, где приобретаются факторы производства. Постоянное возобновление, повторение и продолжение этих взаимосвязей является критерием общественного производства.

В рыночной экономике форма  связей рыночная.  Это значит, что  все находящиеся в экономическом  обороте блага имеют двоякую  форму бытия: натурально-вещественную и денежную. Направления движения этих фондов противоположны.

Исходным пунктом, доминантой экономического оборота благ являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства в то же время  представляют собой и конечный продукт  экономического оборота, и его конечную цель. Производство в конечном счете  функционирует для обеспечения  потребления. Таким образом, цель потребления  достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.

Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (налог  на доходы физических лиц, поземельный, за владение автомобилем и др.), а  получают от государства заработную плату и жалованье, трансфертные платежи (государственные выплаты, пенсии, стипендии, дотации на квартирную плату).

Предприятия (фирмы) платят государству косвенные налоги (налог  с оборота, промысловый налог, акциз) и прямые налоги (на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование), а  получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых  льгот, премий, льготных займов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций. Эта модель характеризует экономический  оборот в закрытой национальной экономике. Кругооборот открытой национальной экономики осложняется добавлением  еще одного хозяйствующего субъекта — мирового хозяйства. Постоянное повторение и продолжение этих процессов  составляют содержание общественного  воспроизводства.

Таким образом, основными  экономическими агентами, доходы которых  перераспределяются с помощью финансов, являются:

1) частный бизнес —  производители материальных и  нематериальных благ и услуг;

2)  население — потребители  этих ценностей;

3) государство как институт, создающий условия для максимизации полезностей частного бизнеса и населения.

Основные взаимосвязи  между хозяйствующими субъектами в  стране по поводу перераспределения  совокупного общественного продукта (СОП (ВВП) могут быть описаны с  помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей):

Y= С + I + G, где Y — Gross Domestic Product — ВВП по расходам;

С — Consumption — потребительские расходы домашних хозяйств;

I — Investment — инвестиционные расходы частного бизнеса:

          G — Government' Spending — государственные расходы.

В закрытой экономике (в которой  более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных  товаров и услуг равна сумме  расходов национальных хозяйствующих  субъектов: домашних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инвестиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитываются экспортно-импортные операции:

Y=C + I + G + (ЕХ- IM), где ЕХ — IM — (Export — Import) — сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна; если импорт больше экспорта, то она отрицательна.

Исходя из этой формулы, годовая  стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y— ВВП — в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (EX— IM), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если государство  при прочих равных условиях перераспределяет с помощью финансов доли ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Таким образом, влияние государственных  расходов отражается на всех составляющих макроэкономического тождества: как  на потребительских расходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого понимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макроэкономического тождества. Функция потребления примет вид: С= а + b(1 - t)Y, где а  — константа, характеризующая некую величину потребления, вне  зависимости от доходов; b  — предельная склонность к потреблению; t  — ставка подоходного налога; Y — доход домашних хозяйств.

Графическая интерпретация  зависимостей, описанных функцией потребления, представлена на рис. 110. Положительная функция потребления демонстрирует прямую зависимость между уровнем располагаемого дохода домашних хозяйств и уровнем их потребления. Угол наклона графика функции потребления обозначает предельную склонность к потреблению и показывает, в какой степени меняется потребление в зависимости от изменения располагаемого дохода, на величину которого непосредственное влияние оказывают финансы.

Что касается инвестиционной функции, то она имеет следующий вид: 1= е- dR, где е   — константа, показывающая инвестиционные расходы вне зависимости от ставки процента (амортизационные отчисления); d — предельная склонность к инвестированию; R — процентная ставка.

Графическая интерпретация  функции инвестиций приведена на рис.2.11 С ростом ставки процента спрос на инвестиции падает. Рост процентной ставки означает, что стоимость фондов, необходимых для инвестирования, возрастает. Будут реализованы только те инвестиционные проекты, которые исключительно прибыльны.

В связи с этим в качестве эффективных могут рассматриваться  только те финансовые отношения, которые  приводят к расширению производства.

Функция чистого экспорта (разницы экспорта и импорта) записывается следующим образом: X = g — mY, где g  — константа; т — коэффициент при ВВП, означающий предельную склонность к импорту и показывающий, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на т рублей.

Из этой формулы следует, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на т рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии:

- как чистый экспорт,  так и потребление зависят  от дохода;

- однако чистый экспорт  сокращается на т рублей на каждый рубль роста дохода;

- потребление растет на  b рублей (предельная склонность к потреблению) на каждый рубль роста дохода.         

Информация о работе Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода