Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – изучение роли финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие общественного воспроизводства, его характеристика,
рассмотрено место финансов в процессе воспроизводства,
отражена роль финансов домашних хозяйств и предприятий в процессе воспроизводства
определена роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе…………....5
Понятие общественного воспроизводства, его характеристика. Виды воспроизводства………………………………………………5
Место финансов в процессе воспроизводства……………………..12
Глава 2. Роль финансов домашних хозяйств и предприятий в процессе воспроизводства……………………………………………………………14
2.1. Участие хозяйствующих субъектов в процессе общественного воспроизводства……………………………………………………………14
2.2. Финансы предприятий в общественном воспроизводстве………….19
2.3. Финансы домашних хозяйств в общественном воспроизводстве….23
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода……………………………………………………………………….27
3.1. Участие финансов в распределительном процессе………………….27
3.2. Механизм распределения и перераспределения ВВП и НД посредством государственных и муниципальных финансов………….30
3.3. Государственная финансовая политика, ее влияние на воспроизводственный процесс. Проблемы, пути их решения ………..35
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………… .44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 353.05 Кб (Скачать файл)

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений  и государственного финансирования  инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

- усиление государственного  контроля за целевым расходованием  средств федерального бюджета,  направляемых на инвестиции в  форме  безвозвратного  финансирования  и кредитования;

- значительное расширение  политики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования  инвестиционных проектов;

- использование части  централизованных инвестиционных  средств на реализацию особо  эффективных и быстроокупаемых  инвестиционных проектов и объектов  малого бизнеса, независимо от  их отраслевой принадлежности  и форм собственности, для ускорения  структурно-технологической перестройки  производства;

- совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных  инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной  инвестиционной активности предприятия. Большое воздействие на финансы  предприятий оказывают государственная  налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что  налоговая политика в настоящее  время не стимулирует расширенное  воспроизводство.

Таким образом, через распределение  и перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются расширенное  воспроизводство и общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность доходов и расходов. Финансы государства  играют важную роль в распределении  и перераспределении ВВП и  НД, а, следовательно, и в процессе расширенного воспроизводства, которое  включает непрерывное возобновление  и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части  национального дохода, воспроизводство  рабочей силы и производственных отношений. Государство воздействует на воспроизводственный процесс  через финансирование предприятий  и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую  политику. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления  средств должны обеспечить структурную  перестройку экономики, ускорение  научно-технического прогресса, повышение  эффективности производства, а на этой основе – рост уровня жизни  населения.

 

3.3. Государственная  финансовая политика, ее влияние  на воспроизводственный процесс.  Проблемы, пути их решения

В области теории финансов не прекращаются споры об эффективности участия государства в воспроизводственном процессе. Для каждого государства в определенное время необходимо вырабатывать конкретные рекомендации, исходя из понимания того, что высокий уровень дохода граждан создает высокий потребительский спрос, оздоравливающий экономику. Соответственно растет налогооблагаемая база и увеличивается доля государственных накоплений. Последние способствуют расширенному воспроизводству и научно-техническому прогрессу. В странах, где правительство ограничивает через налоги личные доходы, экономика не имеет базы роста. Сужение внутренних источников расширенного воспроизводства покрывается внешними заимствованиями. Источником же погашения внешних долгов выступают только налоги и государственное имущество.

Через фонды общественного  потребления осуществляется финансирование расходов на управление, оборону, поддержку промышленности, сельского хозяйства и т.п. Здесь важно отметить, что формирование и использование этих фондов обслуживают финансы. Никакая другая экономическая категория не принимает непосредственного участия в этом процессе.

Основная часть фондов общественного потребления реализуется  через бюджет государства. Часть  этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и социального  обеспечения. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения своими платежами принимают участие как работодатели, так и наемные работники.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается  в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции  развития экономики, регулировать темпы  развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и  целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономические  и социальные процессы через соответствующие  группы бюджетных отношений –  доходы бюджета и расходы бюджета.

Однако доходы и расходы  бюджета выступают регулятором  социально-экономических отношений  не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику, являющуюся органической составной частью финансовой политики.  При этом реализация целей  и задач бюджетной политики происходит путем создания адекватного этим целям бюджетного механизма, который  позволяет облечь объективно существующие отношения в организационные формы мобилизации доходов в бюджет  и осуществления расходов.

Основным назначением  доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают  одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических  процессов через установление форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, которые бы стимулировали  устойчивые темпы экономического развития и рост накоплений. Используя те или иные формы бюджетных изъятий, государство влияет на совокупное потребление, перераспределяя  денежные ресурсы  между отдельными социальными группами, а также изменяя структуру  накоплений субъектов хозяйствования.

Основное назначение расходов – обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них  функций и задач. Вместе с тем  расходы  бюджета могут оказывать  активное воздействие на общественное воспроизводство. Бюджетные расходы  выступают фактором, оказывающим  влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения  осуществляется через бюджетное  субсидирование и бюджетное кредитование субъектов хозяйствования, через  размещение государственных заказов  на поставку товаров для государственных  нужд. При этом  финансовая политика, направленная на стимулирование совокупного  предложения, а значит, и производства ВВП, создает предпосылки для   дальнейшего увеличения бюджетных  расходов. Влияние расходов бюджета  на совокупный спрос обеспечивается посредством прямых бюджетных инвестиций, социальных выплат нуждающимися категориями  населения, финансирования производства общественных благ. Тем самым уровень  бюджетных расходов свидетельствует  о степени участия государства  в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия. Влияние бюджетных расходов на социально-экономические процессы осуществляется как через приоритетное финансирование  отдельных отраслей экономики, определяющих перспективное  развитие отраслей экономики, науки и научно-технического прогресса, так и через выбор адекватных форм бюджетного финансирования, нацеленных на повышение эффективности использования представленных бюджетных средств.

Для всех стран возрастающее значение имеет  эффективное использование  бюджетных ресурсов для достижения  целей и приоритетов государственной  политики. Что касается стран с  развивающейся или переходной экономикой, то прогресс в решении этой стратегической задачи является одной из предпосылок  для достижения ими долгосрочных целей развития.

В комплексе проблем развития российской экономики одна из ключевых – торможение воспроизводственного процесса. Это связанно с нарастанием  противоречий между социально-экономической  ситуацией и проводимой государственной  бюджетной и денежно-кредитной  политикой. Идея правительства о  необходимости подавления инфляции за счет инструментов не только денежно-кредитной, но и бюджетной систем, в итоге  привела к ограничению ресурсов развития и структурных преобразований экономики. Результатом ограничения  финансовых и кредитных ресурсов явилось воспроизводство экспортно-сырьевой и импортной доминанты развития российской экономики.

Сырьевая ориентация российской экономики не только ограничивает развитие несырьевого сектора, но и ставит экономику в чрезмерную зависимость  от развитых стран. Сырьевые экспортеры, а не денежные власти определяют внутренний денежный и кредитный рынок, массу  денег и границу внутреннего  валютного (денежного) оборота, а финансовые власти способствуют закреплению структурно-отраслевой деформации  экономики.

Подвижность международных  финансовых ресурсов приводит к тому, что средства иностранных инвесторов получают свободу движения – ввода  и вывода из страны. Инициируемый отток  средств не только снижает уровень  финансовой (кредитный потенциал) базы российской экономики, но и определяет перспективу неустойчивости денежной системы и ограничения экономического роста.

В последние годы многими  странами были приложены серьезные  усилия по модернизации системы управления общественными финансами. В России  этот процесс начинался с восстановления  эффективного бюджетно-денежного контроля и финансовой стабильности, а с  начала 2000-х гг. переключился на комплексную  модернизацию системы управления общественными  финансами, проведение налоговых реформ, формирование новой системы межбюджетных отношений и внедрение среднесрочного бюджетирования.        

Одним из приоритетных направлений  программы модернизации системы  управления общественными финансами  стало создание Стабилизационного  фонда. Основным источником пополнения Стабилизационного фонда являются доходы федерального бюджета, т.е. финансовые ресурсы, необходимые для выполнения бюджетных обязательств в соответствии с социально-экономической политикой.

Решение Минфина РФ инвестировать  средства Стабилизационного фонда  в долговые обязательства стран  с высоким инвестиционным рейтингом, может привести  к обесцениванию  этих средств. Целесообразнее было бы направить эти средства на развитие экономики России. Вместо использования  конъюнктурных доходов в целях  предупреждения негативных явлений  в экономике, существенная часть  доходов бюджета выводится из экономического оборота, что наносит  трудно преодолимый урон, еще больше закрепляет экспортную зависимость  страны.

Многим разработанным  в настоящее время материалам программы модернизации системы  управления общественными финансами, несмотря на их высокое качество и практическое значение, недостает взаимной увязки, способности обеспечить четкость изложения и  комплексность охвата. Поэтому необходима дальнейшая работа  по разработке ясной, гибкой и динамичной основы, которая смогла бы обеспечить полноту охвата, комплексность, авторитетность и практическую выполнимость предпринимаемых инициатив в сфере общественных финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансы оказывают регулирующее воздействие на все составляющие воспроизводственного процесса, представляющего  собой процесс общественного  производства в постоянно повторяющейся  связи  и в непрерывном потоке своего возобновления.  Процесс воспроизводства — это единство трех процессов: воспроизводство совокупного общественного продукта, производительных сил, производственных отношений. Существует несколько типов общественного воспроизводства, но наиболее важным  является интенсивное воспроизводство, которое означает расширение производства путем лучшего, более полного использования различных ресурсов на базе достижений науки и техники, их качественное изменение.

Основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются частный  бизнес, население и государство  как институт, создающий условия  для максимизации полезностей частного бизнеса и населения. Каждый из этих агентов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства.

В каждой области финансовой системы  процесс образования  и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Соотношение между фондами потребления и накопления, складывающееся в результате финансового распределения, детерминирует темпы экономического и социального развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества. Норма накопления определяет темпы и качество экономического роста. В не меньшей степени темпы развития экономики зависят от внутренней структуры валового накопления.

Финансы государства играют важную роль в процессе расширенного воспроизводства, которое включает непрерывное возобновление и  расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части  национального дохода, воспроизводство  рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, а на этой основе – рост уровня жизни населения.

Информация о работе Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода