Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – изучение роли финансов в процессе воспроизводства валового внутреннего продукта и национального дохода.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
раскрыто понятие общественного воспроизводства, его характеристика,
рассмотрено место финансов в процессе воспроизводства,
отражена роль финансов домашних хозяйств и предприятий в процессе воспроизводства
определена роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе…………....5
Понятие общественного воспроизводства, его характеристика. Виды воспроизводства………………………………………………5
Место финансов в процессе воспроизводства……………………..12
Глава 2. Роль финансов домашних хозяйств и предприятий в процессе воспроизводства……………………………………………………………14
2.1. Участие хозяйствующих субъектов в процессе общественного воспроизводства……………………………………………………………14
2.2. Финансы предприятий в общественном воспроизводстве………….19
2.3. Финансы домашних хозяйств в общественном воспроизводстве….23
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода……………………………………………………………………….27
3.1. Участие финансов в распределительном процессе………………….27
3.2. Механизм распределения и перераспределения ВВП и НД посредством государственных и муниципальных финансов………….30
3.3. Государственная финансовая политика, ее влияние на воспроизводственный процесс. Проблемы, пути их решения ………..35
Заключение…………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………… .44

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 353.05 Кб (Скачать файл)

Таким образом, домашние хозяйства  выступают одним из важных субъектов  экономической  деятельности, от результатов  которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в  целом. Став крупнейшим субъектом экономики  наряду с коммерческими предприятиями  и государством, домашние хозяйства  участвуют во всех макрорегулирующих  процессах, непосредственным образом  воздействуя на воспроизводственный  процесс. Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта  сфера финансовых отношений в  наименьшей степени регламентирована государством. Домашние хозяйства самостоятельно принимают решения о необходимости  и способе формирования денежных фондов, их величине, времени использования  и целевом назначении.

 

 

Глава 3. Роль государственных  и муниципальных финансов в перераспределении  валового внутреннего продукта и  национального дохода

3.1. Участие финансов  в распределительном процессе

Государственные и муниципальные  финансы – это денежные отношения, возникающие в распределительном  процессе в связи с формированием  денежных средств у органов государственной  власти и местного самоуправления и  их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование  экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства  и муниципальных образований.

С помощью государственных  и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование  социальных процессов, оказывают влияние  на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

Формирование и использование  финансовых ресурсов органов государственной  власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной  системы страны и внебюджетных фондов.

Бюджеты формируются  с  целью регулирования экономических  и социальных процессов, развития научно-технического прогресса, формирования инвестиционного  потенциала и др. Бюджет выступает  формой образования и использования  финансовых ресурсов органов государственной  власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства  на макроуровне; осуществляется межотраслевое  и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания экономического и социального развития отдельных регионов.

Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности  у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для  проведения ряда важных  социально-экономических  мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют  осуществить финансирование таких  мероприятий за счет специальных  источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты, финансируются различные природоохранительные мероприятия, реализуются НИОКР  и т.д.

Специфика бюджетных отношений  определяется тем, что они представлены в основном перераспределительными отношениями, т.е. связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения ВВП. Результатом  такого перераспределения является формирование финансовых ресурсов органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. 

Другими словами, бюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений, возникающих между органами государственной власти и местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими  лицами – с другой, по поводу перераспределения  ВВП, доходов от внешнеэкономической  деятельности и части национального  богатства, с целью образования  фондов денежных средств, формируемых  органами государственной власти и  местного самоуправления  и используемых ими на удовлетворение общественных потребностей  в рамках возложенных  на данные органы функций и задач.

Участие финансов в распределении  и перераспределении стоимости  валового внутреннего продукта, доходов  от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства  приведено на рис 3.12

Стоимость валового внутреннего  продукта (I) как результат валового производства без учета промежуточного  потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств. В формировании денежных доходов экономических субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью. (II)

Процесс перераспределения  затрагивает движение средств между  экономическими субъектами. (III)  Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему – поступление в бюджет  прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.д.); во-вторых, через финансовый рынок – привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения. В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет). (IV)

Сформированные доходы и  накопления экономические субъекты используют в целях потребления,  а также направления для дальнейшего  накопления (инвестиции и сбережения) (V).

Можно сделать вывод о  том, что участие финансов в распределении  и перераспределении  вновь  созданной  стоимости и частично стоимости  прошлых лет – это весьма сложный  процесс, характеризующийся большой  мобильностью создаваемых и расходуемых  денежных доходов.  Этот процесс  охватывает не только распределение  и перераспределение  стоимости  в денежной форме между организациями, государством и домохозяйствами, но и между уровнями государственной  власти и местного самоуправления, между организациями разных сфер и видов деятельности, между отдельными социальными группами, между территориями и отраслями, внутри отраслей и даже хозяйств. Важно отметить, что несмотря на то, что процесс распределения  стоимости является производным  от процесса ее создания, тем не менее, от того, как  будет распределена стоимость, зависит новый производственный цикл. Игнорирование объективных  экономических закономерностей  при организации финансовых отношений  чревато негативными последствиями  для экономической системы в  целом.

 

3.2. Механизм распределения  и перераспределения ВВП и  НД посредством государственных  и муниципальных финансов

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенные в сфере  материального производства  национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает  в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Федеральный бюджет Российской Федерации - главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  центрального фонда денежных средств  государства. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения,  которые затем направляются на финансирование народного хозяйства и социально-культурных  мероприятий,   укрепление  обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и т.д.

Централизация средств имеет  важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения  в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность  маневрировать ресурсами, сосредоточить  их на решающих участках экономического и социального  развития,   осуществлять  единую  экономическую и финансовую политику на территории страны.

Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения бюджетного дохода и ВВП. Бюджет нередко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального  размещения   производительных   сил. Через расходы и налоги бюджет становится важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются: 1) образование и  использование денежных накоплений (прибыли, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных  фондов.

Распределительная функция  бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням  государственной и территориальной  власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью  бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и неразрывно стадии: 1) образование доходов бюджета; 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития, а также из производственной сферы в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются  денежные фонды для финансирования потребностей  в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального  дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли  народного хозяйства и те экономические  районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое  перераспределение национального  дохода. Тем самым соблюдаются  интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального  развития регионов.

Через государственный бюджет происходит финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные  научные исследования, которые, в  свою очередь, являются основой для  развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через  бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство  тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический  потенциал государства.

При помощи бюджетного регулирования  осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение  средств, наделение необходимыми источниками  доходов региональных и местных  бюджетов, которые являются финансовой базой территориальных органов  власти, и тем самым укрепляет  их связь со всей экономикой страны.

Средства, мобилизуемые через  государственный  бюджет, имеют первостепенное значение для формирования  и  распределения общественных фондов потребления. Основной формой распределения  фонда потребления  национального  дохода является распределение по труду. Одновременно с фондом оплаты труда  существуют общественные фонды потребления, которые предназначаются для  совместного  удовлетворения потребностей и содержания нетрудоспособных членов общества, то есть потребления в  сфере народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного  хозяйства и др.

 Особое значение для обеспечения расширенного воспроизводства имеет инвестиционная политика. Без крупных инвестиций в производственную сферу невозможно приращение богатства нации и обеспечение экономического роста.  Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при ее непосредственном участии создается ВВП и происходит его перераспределение внутри предприятий и отраслей.

Инвестиционную политику государства предусматривается  осуществлять в следующих направлениях:

- дальнейшая децентрализация   инвестиционного   процесса на  основе развития многообразных  форм собственности, повышения роли  внутренних  (собственных)   источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка  предприятий за счет централизованных  инвестиций при переносе центра  тяжести с безвозвратного  бюджетного  финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе), а также сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

Информация о работе Роль государственных и муниципальных финансов в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода