Роль и значение государственного бюджета в развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

В Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики1. Одновременно осуществлены эффективные меры по существенной перестройке действовавшей в стране бюджетной системы. В 2011 году государственный бюджет перевыполнен и вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. Появились новые этапы развития государственного бюджета Республики Узбекистан. Все это делалось для того, чтобы в переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора, тем самым не подвергаться влиянию стихии и хаоса. Определены главные задачи финансового контроля, которые включают в себя совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение
Роль и значение государственного бюджета в развитии страны
Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета
Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Каримов Сардор.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

 

ТАШКЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Роль и значение государственного бюджета в развитии страны

 

 

 

 

 

                               Выполнила: студент Гр. ММ-34                      С.Б.Каримов

                                                   Руководитель:

                                                                      к.э.н., доц.К.А.Тажибаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ташкент 2012

 

 

П Л А Н:

 

Введение

  1. Роль и значение государственного бюджета в развитии страны
  2. Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета
  3. Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
  4. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Переход к рыночным методам  хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования финансовой системы Республики Узбекистан, в том числе, ее основного звена – бюджетной системы.

Государственный бюджет – как основное звено бюджетной системы, также претерпевает изменение. Обрабатывается законодательный механизм, обеспечивающий функционирование системы экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств.

В Узбекистане созданы достаточный  запас прочности и необходимая  ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики1. Одновременно осуществлены эффективные меры по существенной перестройке действовавшей в стране бюджетной системы. В 2011 году государственный бюджет перевыполнен и вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. Появились новые этапы развития государственного бюджета Республики Узбекистан. Все это делалось для того, чтобы в переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора, тем самым не подвергаться влиянию стихии и хаоса. Определены главные задачи финансового контроля, которые включают в себя совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Перечисленные выше предпосылки  подтверждают актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.

Главная цель курсовой работы состоит в решении крупной теоретической проблемы — обосновании новой роли бюджета в достижении макроэкономической стабилизации в Узбекистане в условиях модернизации экономики; разработке концептуальных принципов адекватной бюджетной политики государства; теоретических, методических основ и практических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования и исполнения бюджета республики в соответствии с её потенциальными возможностями.

Достижение поставленной цели потребовало: 

- раскрыть роль и значение государственного бюджета в развитии страны;

- проанализировать государственных доходов Республики Узбекистан;

- определить перспективы развития государственного бюджета в условиях модернизации экономики.

Теоретической базой курсовой работы являются основные закономерности, принципы, стратегические направления перехода к рыночной экономике, определенные Президентом Республики Узбекистан, Указы Президента, законы, Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан (ПКМ РУз), методы разработки и реализации бюджетной политики, финансового программирования при прогнозе параметров бюджета, программные подходы и приоритеты строительства социально-ориентированной рыночной экономики в РУз.

 

1. Роль и  значение государственного бюджета в развитии страны

В условиях модернизации экономики Узбекистана особое значение приобретает использование важнейших инструментов воздействия государства на экономическую жизнь общества. Одним из этих инструментов являются государственные финансы.

В зависимости от избранного пути общественного развития и социальных приоритетов принято выделять различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами.

Участие государства в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.

Официальная позиция государства  должна быть направлена на повышение качества жизни граждан, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также упрочения социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Показатели качества жизни – смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования и преступности, объем и структура потребления материальных благ или услуг – в большинстве государств за последние годы выросли.

Отметим, что прожиточный минимум  – это показатель минимального объема и структуры потребления, материальных благ или услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека. Величина прожиточного минимума устанавливается в стоимостном выражении и зависит от экономических, климатических, демографических и ряда других факторов.

Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны в сторону либерализации предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития.

В основе современного экономического курса Республики Узбекистан лежит  концепция социального рыночного  хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.

Одним из важнейших показателей  развития общества и уровня жизни  его граждан являются социальные гарантии, охватывающие наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечения людей. Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках которых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работников в случае потери или работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детей и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан.

Решение указанных задач непосредственно  связано с установлением соответствующего финансового механизма.

У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями экономики, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюджетного механизма государство, обеспечивая перераспределение национального дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе  улучшения механизма  финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Сущность любой экономической  категории проявляется в ее функциях. Так как бюджет является финансовой категорией, экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов. Бюджет выполняет следующие функции:

  • образования бюджетного фонда (бюджетные доходы);
  • использования бюджетного фонда (бюджетные расходы);
  • контроля.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства — физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходов лиц, работающих по найму, предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей), ренты, процентов.

Структура бюджетных  доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий (экономической конъюнктуры) каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Так, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономичес-ких пропорций в национальной экономике предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования ее отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.

Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Рассмотрим более подробно роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей.

Расходы государственного бюджета включает такие основные группы затрат, как государственная поддержка отдельных отраслей экономики, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение, культуру и спорт, науку, социальное обеспечение, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются в 2009 году на финансирование образования (32,6%), здравоохранение (11,8%) и социальные нужды (9,6%).

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондом.

Развитие здравоохранения  предусматривает его поэтапное  реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества оказываемых медицинских услуг.

В связи с большой  актуальностью и приоритетностью  решения социальных задач остановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса. Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов. В этой связи нужно отметить, что посредством целого ряда регулирующих мероприятий в социальном комплексе предстоит решить одну из важнейших задач – приведение обязательств государства по обеспечению населения минимально необходимыми социально значимыми услугами в соответствие с его финансовыми возможностями, в частности, путем стандартизации и нормирования.

 

 

2. Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в развитии страны