Роль и значение государственного бюджета в развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

В Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики1. Одновременно осуществлены эффективные меры по существенной перестройке действовавшей в стране бюджетной системы. В 2011 году государственный бюджет перевыполнен и вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. Появились новые этапы развития государственного бюджета Республики Узбекистан. Все это делалось для того, чтобы в переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора, тем самым не подвергаться влиянию стихии и хаоса. Определены главные задачи финансового контроля, которые включают в себя совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение
Роль и значение государственного бюджета в развитии страны
Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета
Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Каримов Сардор.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство Республики Узбекистан определяется на основе Конституции Республики Узбекистан, Законе Республики Узбекистан «О бюджетной системе», ежегодными Постановлениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан» и Постановлениями Кабинета Министров «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан», а также другими законодательными актами.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система  представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и получателей бюджетных средств, организацию и принципы построения бюджетов, взаимоотношения между ними, а также между бюджетами и получателями бюджетных средств, возникающие в ходе бюджетного процесса.

Бюджетная система – главное  звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение  бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Республика Узбекистан   является унитарным государством.

Основными принципами устройства бюджетной системы Республики Узбекистан являются:

  • единство построения системы бюджетной классификации, учетно-бюджетной документации и бюджетного процесса;
  • соответствие бюджетного устройства административно-территориальному устройству республики Узбекистан;
  • взаимосвязь бюджетов разных уровней;
  • сбалансированность Государственного бюджета;
  • планирование государственных доходов по конкретным источникам и расходов по направлениям (статьям);
  • осуществление расходов Государственного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований;
  • самостоятельность бюджетов всех уровней;

Формирование, рассмотрение, утверждение  и учет исполнения бюджетов всех уровней осуществляется в национальной валюте Республики Узбекистан.

Руководство бюджетной  системой осуществляется Олий Мажлисом, Кабинетом Министров, Министерством финансов Республики Узбекистан. Возглавляет бюджетную систему в Республике Узбекистан Министерство финансов, обеспечивающее единую бюджетную политику, планирование бюджетных ресурсов государства в соответствии с государственным бюджетом и методическое руководство финансовыми учреждениями.

Управление бюджетной  системой осуществляется через финансовые органы и банковские институты в соответствии с основными принципами устройства бюджетной системы Республики Узбекистан.

Бюджеты всех уровней формируются  и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации – группировка доходов и расходов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация – это устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов, обеспечивая сопоставимость показателей  бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация используется для систематизации бюджетных данных с целью формирования, рассмотрения, принятия и исполнения Государственного бюджета и обеспечивает сопоставимость бюджетных данных с аналогичными данными международных классификационных систем.

Бюджетное планирование – важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая функция такого планирования состоит в централизованном планировании стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявления резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых  ресурсов.

Бюджетное планирование включает бюджетный  процесс как порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственного бюджета и входящих в него бюджетов; контроля за их исполнением, а также утверждения отчетов об их исполнении.

Бюджетный процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета и контроль за его исполнением;
  • составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Министерство финансов Республики Узбекистан ежегодно в сроки, установленные Кабинетом Министров Республики Узбекистан, напраляет бюджетный запрос на следующий финансовый год:

- Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента, органам-распорядителям государственных целевых фондов – для подготовки проектов соответствующих бюджетов и государственных целевых фондов;

- Получателям бюджетных средств, финансируемых из государственного бюджета, - для составления заявок на получение бюджетных ассигнований.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента в трехдневный срок после получения бюджетного запроса принимают решения о составлении проектов соответствующих бюджетов, установлении порядка и сроков подготовки этих проектов.

Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые органы областей и города Ташкента в трехдневный срок после принятия решений, направляют бюджетные запросы:

Хокимам районов и городов –  для подготовки проектов соответствующих бюджетов;

Финансовые органы хокимиятов районов  и городов в трехдневный  срок после принятия решений, направляют бюджетные запросы получателям бюджетных средств, финансируемым из бюджетов этих районов и городов, - для составления обоснованных заявок на получение бюджетных ассигнований из бюджетов районов и городов.

Форма заявки на получение бюджетных ассигнований и порядок ее составления определяются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Заявки на получение бюджетных  ассигнований на следующий финансовый год представляются:

Получателями бюджетных средств, финансируемыми из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, - в соответствующие финансовые органы на позднее первого июня текущего года;

Получателями бюджетных средств, финансируемыми из республиканского бюджета, - в Министерство финансов Республики Узбекистан не позднее первого июля текущего года.

Проекты соответствующих бюджетов на следующий финансовый год представляются:

Финансовыми органами хокимиятов районов  и городов – в вышестоящие финансовые органы в порядке и сроки, установленные представительными органами власти на местах, но не позднее двадцать пятого июня текущего года.

Министерство финансов Республики Узбекистан подготавливает проект Государственного бюджета на следующий финансовый год и представляет его в Кабинет Министров Республики Узбекистан до пятнадцатого сентября текущего года.

Министерство финансов Республики Узбекистан подготавливает проект Государственного бюджета в соответствии с представленными заявками получателей бюджетных средств и проектами бюджетов, входящих в структуру Государственного бюджета.

Проект Государственного бюджета  на следующий финансовый год содержит:

  1. доходы и расходы Государственного бюджета, отражаемые в соответствии с бюджетной классификацией;
  2. нормативы отчислений от общегосударственных налогов в бюджеты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также размеры доходов, включая бюджетные дотации и бюджетные субвенции, и расходов указанных бюджетов;
  3. размеры оборотной кассовой наличности бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента;
  4. размеры резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан, резервных фондов бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, в пределах которых средства соответствующих бюджетов могут направляться на покрытие непредвиденных расходов;
  5. предельный размер дефицита Государственного бюджета и источники его финансирования;
  6. предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга, выдаваемых государством кредитов, гарантийного фонда.

Координацию и контроль за процессом  подготовки проекта Государственного бюджета на следующий финансовый год осуществляет Председатель Кабинета Министров Республики Узбекистан или по его поручению Премьер-министр Республики Узбекистан.

Министерство финансов Республики Узбекистан совместно с уполномоченными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, а также соответствующими организациями разрабатывает и до пятнадцатого сентября вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект бюджетного послания, который содержит:

  1. основные итоги социально-экономического развития страны за прошлый год и прогнозную оценку итогов социально-экономического развития страны текущего года;
  2. отчет об исполнении Государственного бюджета за прошлый год и оценку ожидаемого исполнения Государственного бюджета за текущий год;
  3. основные макроэкономические показатели на следующий год, на которых построен проект Государственного на следующий год;
  4. проект основных направлений бюджетной и налоговой политики страны на следующий год;
  5. комментарии к основным направлениям бюджетной и налоговой политики страны на следующий год;
  6. сведения о состоянии внутреннего и внешнего государственного  долга и расходов по нему;
  7. проект Государственного бюджета на следующий финансовый год.

Бюджетное послание вносится Кабинетом  Министров Республики Узбекистан в Олий Мажлис Республики Узбекистан не позднее пятнадцатого октября текущего года.

Государственный бюджет принимается  Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

В соответствии с Государственным  бюджетом принимаются:

  • бюджет Республики Каракалпакстан, бюджеты областей и города Ташкента – соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и представительными органами власти областей и города Ташкента в двухнедельный срок после принятия Государственного бюджета;
  • бюджеты районов и городов, входящих в состав Республики Каракалпакстан и областей, - представительными органами власти района, города в недельный срок после принятия бюджетов Республики Каракалпакстан и областей;
  • бюджеты районов, входящих в состав городов, и бюджеты городов районного подчинения – вышестоящими представительными органами власти на местах в установленные сроки.

Доходы государственного бюджета  формируются в соответствии Законом «О бюджетной системе Республики Узбекистан», налоговым, таможенным законодательством и иными актами законодательства.

Средства Государственного бюджета  расходуются получателями бюджетных средств в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, согласно сметам расходов в течении финансового года поэтапно путем оформления на определенный период и на соответствующую сумму сертификата назначения:

  • по организациям, финансируемым из республиканского бюджета, - Министерством финансов Республики Узбекистан;
  • по организациям, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан или местных бюджетов, - соответствующим финансовым органом.

Министерство финансов Республики Узбекистан и другие финансовые органы несут ответственность за исполнение Государственного бюджета и входящих в его структуру бюджетов в пределах параметров, установленных законодательством. Управление доходами и расходами Государственного бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан.

Организация кассового исполнения Государственного бюджета, а также  учет его государственных доходов  и расходов осуществляются Центральным банком Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан. Банки по поручению Центрального банка выполняют операции по кассовому исполнению Государственного бюджета.

Министерство финансов Республики Узбекистан и другие финансовые органы при осуществлении контроля за исполнением Государственного бюджета:

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в развитии страны