Роль и значение государственного бюджета в развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

В Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики1. Одновременно осуществлены эффективные меры по существенной перестройке действовавшей в стране бюджетной системы. В 2011 году государственный бюджет перевыполнен и вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. Появились новые этапы развития государственного бюджета Республики Узбекистан. Все это делалось для того, чтобы в переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора, тем самым не подвергаться влиянию стихии и хаоса. Определены главные задачи финансового контроля, которые включают в себя совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение
Роль и значение государственного бюджета в развитии страны
Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета
Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Каримов Сардор.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

В мае 2005 г. для осуществления поэтапного внедрения системы казначейского исполнения государственного бюджета было создано Управление методологии и внедрения казначейского исполнения государственного бюджета, на базе которого было создано Казначейство Министерства финансов.8 Его операции в настоящее время охватывают территорию всей республики.

После полного ввода в действие Казначейство, планируется, будет работать по четырем функциональным направлениям:

  1. Выполнение ряда центральных финансовых функций (принимать, учитывать и выполнять все платежные заявки всех организаций сектора государственного управления, принимать, учитывать и депонировать все поступления всех организаций сектора государственного управления, управлять выраженными в национальной валюте долгом, финансовыми активами, условными обязательствами и условными активами сектора государственного управления в рамках мер политики, определяемых законодательными актами, принятыми Олий Мажлисом, а также нормативно-правовыми актами, принятыми Президентом и Кабинетом Министров, готовить финансовую отчетность и отчеты для руководства по финансовым операциям и финансовой позиции сектора государственного управления, контролировать исполнение бюджета);
  2. Выработка и доведение стандартов (оказывать содействие в разработке и выпуске стандартов, затрагивающих сектор государственного управления в сферах бухгалтерского учета и внутреннего аудита);
  3. Утверждение инструкций (оказывать содействие в утверждении инструкций в следующих направлениях: обработка платежей и поступлений; кассовое планирование; кассовое управление; бухгалтерский и иной учет платежей и поступлений; финансовая и управленческая отчетность; контроль над обязательствами; порядок утверждения операций, ведущих к образованию условных обязательств и активов (гарантий и других); внутренний контроль; внутренний аудит);
  4. Выработка предложений для Министерства финансов (представлять рекомендации по соответствующим мерам политики, относящимся к вышеперечисленным функциям Казначейства, для достижения конечной цели стратегии УГФ).

Основой перехода на программно-целевой метод формирования бюджета явились разработка и планомерная реализация экономических, социальных и прочих государственных программ, финансирование которых осуществляется, в том числе, за счет средств государственного бюджета.

Работа по переходу на среднесрочное планирование показателей государственного бюджета была начата в 2004 году9, Министерство финансов (МФ) использовало предварительную экспериментальную СБС. Данная стратегия помогала МФ определить последствия мер фискальной политики для будущих периодов и воздействие новых мер политики на базовые уровни расходов. Планируется, что первоначально это будет главным образом проект по типу «сверху-вниз» (среднесрочная финансовая стратегия [СФС]), охватывающий МФ и Министерство экономики (МЭ) для обеспечения устойчивости годового бюджета, улучшенного интегрирования ведения бюджета капитальных и текущих расходов и для выведения финансовых потолков для предложений по годовому бюджету.

Планируется, что отраслевые министерства будут включать СБС в подготовку бюджета на основе экспериментальных программ по типу «снизу-вверх». Эта работа будет основываться на результатах предварительного экспериментального проекта в МФ и выбранных отраслевых министерствах, направленного на то, чтобы в бюджетных предложениях уделить больше внимания целям, приоритетам и результатам мер политики и снизить значимость использования затратных норм. Программное бюджетирование не планируется вводить полностью до тех пор, пока не будет завершена успешная реализация полного экспериментального проекта и введена новая казначейская система, включающая ИСУГФ.

Система бухгалтерского учета должна быть единой во всем секторе государственного управления и совместимой с международными стандартами. Планируется: принять новые стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора Узбекистана в соответствии с МСБУГС по методу начислений; достичь соответствия с РСГФ 2001; ввести бухгалтерский учет по кассовому методу для госбюджета с отражением структуры классификации РСГФ 2001. Для этой цели был разработан и принят Единый план счетов (ПС) для сектора государственного управления, за основу структуры нового ПС была взята структура классификации РСГФ 2001.

Планируется, что новая система бухгалтерского учета заменит существующую систему, которая является фрагментированной: некоторые части системы работают по кассовому методу, а некоторые по устаревшему методу начислений.

Выгоды реформы бухгалтерского учета: усовершенствованная финансовая отчетность; улучшенное управление активами и пассивами и измерение эффективности; устойчивость мер налогово-бюджетной политики; повышение степени финансовой прозрачности; укрепление основ системы бухгалтерского учета затрат в субъектах системы государственного управления и для бюджетной системы органов государственного управления и их субъектов.

Планируется ввести новые бюджетные классификации на основе РСГФ 2001. Экономическую классификация на основе РСГФ 2001 планируется использовать для целей ассигнований, так же, как функциональную классификацию на основе РСГФ 2001, пока не будет введена независимая программная классификация, после чего функциональная классификация будет использоваться только для целей отчетности. Новая классификация источников средств и уровней бюджета будет использоваться и вводиться для целей ассигнований и контроля.

В рамках мероприятий Стратегии реформы Министерство финансов планирует:

  • последовательно увеличивать степень и глубину информации по бюджету, подлежащей раскрытию для общественности;
  • выработать четкие законодательные и институциональные разделители между различными уровнями системы государственного управления, используя более стабильные и предсказуемые критерии в качестве основы для определения трансфертов и долей доходов для региональных и местных органов государственного управления. Внедрение программного бюджетирования окажет существенное воздействие на распределение обязанностей по расходам между центральными и местными органами власти;
  • внесение изменений и поправок в законодательную базу, в Закон «О бюджетной системе», затем в Закон «О казначейском исполнении Государственного бюджета», с тем, чтобы учесть опыт поэтапного внедрения Казначейства и рассмотреть вариант сведения обоих законов в один законодательный акт по государственным финансам.

Изменения затронули и налоговую систему. Так, в 2005 году Президент Узбекистана назвал в числе важнейших приоритетов в реализации экономических реформ10 необходимость дальнейшего совершенствования налоговой политики. В этой связи Министерство финансов, Министерство экономики, Государственный налоговый комитет, Министерство юстиции при участии Торговопромышленной палаты провели анализ действующего налогового законодательства и подготовили новую редакцию Налогового кодекса, в котором были учтены следующие требования: упрощение законодательства; унификация налогов; сокращение налогового бремени; совершенствование и либерализация налогового администрирования;11 отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот; повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств. Новый Налоговый кодекс был принят 25.12.2007 года и веден в действие 1 января 2008 года.

Таким образом, к основным задачам данного этапа относятся:

1. Дальнейшее совершенствование налоговой политики;

2. Развитие и совершенствование бюджетной деятельности в рамках Стратегии реформы управления государственными финансами на основе:

  • создания современной централизованной казначейской системы;
  • введения современной, полноохватной и единой бюджетной и учетной системы, включая новую бюджетную классификацию и новый план счетов бухгалтерского учета;
  • внедрения среднесрочной бюджетной стратегии (СБС) и программного бюджетирования;
  • дальнейшего развития и совершенствования бюджетного законодательства.

Бюджетная политика государства ориентирована на:

  • дальнейшее усиление социальной направленности расходов бюджета;
  • повышение эффективности и оптимизацию государственных расходов посредством: совершенствования методов бюджетного планирования, в целях повышения эффективности и адресности использования средств бюджета;
  • создание эффективной системы управления и контроля государственных финансов на основе внедрения Казначейской системы исполнения бюджета;
  • структурные преобразования в экономике, предусматривающие увеличение и направление расходов на решение задач по дальнейшему углублению экономических реформ в сельском хозяйстве; гарантированному водообеспече-нию орошаемого земледелия; развитию фермерских хозяйств; совершенствованию производственных отношений на селе; внедрению, соответствующей рыночным принципам, организационной структуры управления сельскохозяйственным производством; расширению самостоятельности производителей сельскохозяйственной продукции;
  • приоритетные направления расходов на централизованные инвестиции, нацеленные на решение задач по поддержанию объемов капитальных вложений, требуемых для устойчиво высоких темпов роста ВВП, решение проблем занятости и роста доходов населения, продолжение структурных преобразований в экономике, концентрацию финансовых ресурсов на ускорение ввода в действие пусковых объектов, реализацию стратегических социальных программ;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

 

Заключение

Государственный бюджет, как основное звено бюджетной  системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

Государственный бюджет является экономической категорией и выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики и выражается в том, что, будучи связанным с экономикой, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Источники формирования и направления использования  государственного бюджета как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией, утверждаемой в форме закона. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РУз, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки ¾ обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РУз. Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (функциональная классификация); по их экономическому содержанию (экономическая классификация); по распределению бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.

Основные задачи бюджетной  политики государства ориентирована на:

  • дальнейшее усиление социальной направленности расходов бюджета;
  • повышение эффективности и оптимизацию государственных расходов посредством: совершенствования методов бюджетного планирования, в целях повышения эффективности и адресности использования средств бюджета;
  • создание эффективной системы управления и контроля государственных финансов на основе внедрения Казначейской системы исполнения бюджета;
  • структурные преобразования в экономике, предусматривающие увеличение и направление расходов на решение задач по дальнейшему углублению экономических реформ в сельском хозяйстве; гарантированному водообеспече-нию орошаемого земледелия; развитию фермерских хозяйств; совершенствованию производственных отношений на селе; внедрению, соответствующей рыночным принципам, организационной структуры управления сельскохозяйственным производством; расширению самостоятельности производителей сельскохозяйственной продукции;
  • приоритетные направления расходов на централизованные инвестиции, нацеленные на решение задач по поддержанию объемов капитальных вложений, требуемых для устойчиво высоких темпов роста ВВП, решение проблем занятости и роста доходов населения, продолжение структурных преобразований в экономике, концентрацию финансовых ресурсов на ускорение ввода в действие пусковых объектов, реализацию стратегических социальных программ;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

Бюджет год за годом направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

Государственный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РУз.

Так как государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на наш взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

Проведя анализ доходной части государственного бюджета РУз, можно увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в развитии страны