Роль и значение государственного бюджета в развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

В Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики1. Одновременно осуществлены эффективные меры по существенной перестройке действовавшей в стране бюджетной системы. В 2011 году государственный бюджет перевыполнен и вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. Появились новые этапы развития государственного бюджета Республики Узбекистан. Все это делалось для того, чтобы в переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора, тем самым не подвергаться влиянию стихии и хаоса. Определены главные задачи финансового контроля, которые включают в себя совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание работы

Введение
Роль и значение государственного бюджета в развитии страны
Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета
Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Каримов Сардор.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)
  • рассматривают итоги исполнения бюджетов разных уровней;
  • получают от налоговых и таможенных органов, органов распорядителей государственных целевых фондов информацию о поступлении средств в бюджеты разных уровней;
  • запрашивают у получателей бюджетных средств сведения о поступлении и расходовании бюджетных ассигнований;
  • в соответствии с законодательством получают от банков сведения о движении бюджетных средств;
  • в пределах своей компетенции проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств.

Кабинет Министров Республики Узбекистан ежеквартально рассматривает итоги исполнения Государственного бюджета, которые представляет Министерство финансов Республики Узбекистан.

 

3. Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность

Государственный бюджет, является эффективным регулятором  экономики – он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Функционирование государственного бюджета обеспечивают особые экономические  формы – доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой   в руках государства. Доходы и расходы – это объективные категории, каждая из которых имеет свое специфическое общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, а расходы – удовлетворению общегосударственных  потребностей.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета различаются  по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  др., но вместе с тем отличаются единством  цели - формирование доходной части  бюджетов разных уровней. Платежи в бюджет, а соответственно и доходы имеют денежную форму, которые при поступлении в бюджет обезличиваются.

Назначение доходов – обеспечить расходы бюджета. При этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

В мировой практике существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  • обязательные в соответствии с законодательством платежи юридических и физических лиц, взимаемые в виде установленных налогов и сборов;
  • государственное имущество и общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут взиматься плата или взносы;
  • привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

Общей материальной основой  всех доходов государственного бюджета  является перераспределение национального  дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями этого перераспределения являются налоги, государственное имущество, государственные займы.

Налог – это обязательный взнос в бюджет (государственный/ местный), осуществляемый плательщиками налога юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Налоги, с точки зрения материального содержания, та часть национального дохода, которая взимается с субъектов хозяйствования и населения на общие государственные нужды.

Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

За весь  период рыночного  реформирования структура доходов  бюджета претерпела существенные изменения, что было рассмотрено нами на предыдущем пункте.

За период c 2004 по 2010 годы в структуре доходов бюджета прослеживаются следующие тенденции (таблица ):

  • наибольший удельный вес в структуре доходов госбюджета занимают налоги (98,1% в 2004 году, 94,4% в 2010 году), наименьший - неналоговые доходы (1,9% в 2004 году, 5,5% в 2010 году), что является характерным для стран с рыночной экономикой;
  • соотношение прямых и косвенных налогов в доходах бюджета без доходов государственных целевых фондов (далее - в доходах бюджета) свидетельствует о тенденции выравнивания их соотношения (39% прямые налоги и 58,8% косвенные в 2004 году, 41,3% и 53,2% соответственно в 2010 году), что позволяет говорить о тенденции некоторого выравнивании налогового бремени производителя и потребителя;
  •  


 

 

3.

Ресурсные платежи и налог на имущество

10,0

19,0

18,6

18,3

17,1

16,0

15,0

3.1.

Налог на имущество

2,9

3,3

3,5

3,8

3,3

3,1

2,7

3.2.

Земельный налог

2,9

2,6

3,4

3,5

2,9

2,6

2,3

3.3.

Налог за пользование недрами

1,7

10,1

11,5

10,4

10,5

9,8

9,6

3.4.

Налог за пользование водными ресурсами

0,5

0,4

0,5

0,6

0,5

0,4

0,4

3.5.

Экологический налог

2,3

2,6

-

-

-

-

-

4.

Налог на сверхприбыль

-

-

-

3,2

2,9

2,3

0,2

5.

Прочие доходы

1,9

4,1

4,7

3,9

4,5

5,7

5,5


 

- в структуре прямых налогов наибольший удельный вес занимают:

  • налог на доходы физических лиц (их удельный вес варьирует в пределах от 11,7% в 2010 году до 14,9% в 2006 году), некоторое снижение доли данного налога в доходах бюджета объясняется снижением ставок налога на доходы физических лиц, что является важным в условиях углубления мирового финансово-экономического кризиса;
  • налог на доходы (прибыль) юридических лиц до 2008 года, с 2008 года налогооблагаемая база выравнивается для всех юридических лиц - налог на прибыль юридических лиц: ставка налога на доходы (прибыль) юридических лиц в 2004 году составляла 18%, удельный вес поступлений по данному налогу в доходах бюджета составлял 6,9%2, в 2010 году ставка налога на прибыль составляет 9%3, то есть снижена на 10%, что отразилось на доле данного налога в доходах бюджета, в 2010 году она составит 4,9%, это объясняется продолжением государством политики снижения налогового бремени на хозяйствующие субъекты, что является весьма важным в условиях углубления мирового финансово-экономического кризиса;
  • налог за пользование недрами. Увеличение доли ресурсных платежей в структуре доходов (с 10% в 2004 году до 15% в 2010 г.) и, в частности, налога за пользование недрами (с 1,7% в 2004 году до 9,6% в 2010 г.) свидетельствует о переносе акцента в прямом налогообложении на ресурсные платежи в целях стимулирования экономии, используемых хозяйствующими субъектами ресурсов;

- с 2006 года упразднен как малоэффективный экологический налог, так как затраты по его сбору превышали сумму поступлений по данному налогу;

  • доля налога на имущество в бюджете страны незначительна, что является следствием большого количества льгот для юридических лиц, экспортирующих свои товары и услуги;
  • удельный вес налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства по упрощенной системе налогообложения, в доходах бюджета также незначителен, что объясняется проведением в стране политики поддержки и стимулирования деятельности субъектов малого бизнеса;
  • удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета снижается (с 58,5% в 2004 году до 53,2% в 2010 г.), наибольший удельный вес занимают налог на добавленную стоимость (23,1% в 2004 году и 30,4% в 2010 году) и акцизный налог (28,7% в 2004 году и 16,7% в 2010 году), это наиболее эффективные с точки зрения собираемости налоги;
  • наименьшие темпы роста объемов поступлений в бюджет в анализируемом периоде имели место по единому таможенному платежу с физических лиц и налогу на валовой доход предприятий торговли и общественного питания; высокие темпы роста - по ресурсным платежам, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц и налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, налоговые  поступления являются определяющими  для государственных бюджетов, а состояние реального сектора экономики один из важных факторов обеспечения финансовой состояния территории Республики Узбекистан.

 

4. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления

государственными финансами

 

Предпосылки нового этапа в развитии государственного бюджета были заложены принятием Постановления Кабинета Министров «О мерах по подготовке к реализации Проекта «Реформа управления государственными финансами»4 основными целями которого являются: совершенствование управления государственными финансами; обеспечение эффективного расходования бюджетных средств посредством перехода на казначейскую систему исполнения государственного бюджета; совершенствование процесса подготовки государственного бюджета.

1. Совершенствование процесса подготовки бюджета предусматривает:

- переход на подготовку среднесрочной бюджетной стратегии (СБС);

- внедрение в процесс составления бюджета этапа разработки первичных количественных ограничений с целью формирования основы для подготовки бюджетов;

- внедрение программно-целевого метода бюджетного планирования.

В настоящее время элементы данного метода применяются отдельными бюджетополучателями (например, научными учреждениями, специализированными медицинскими центрами и т.д.).

Программно-целевой метод бюджетного планирования предполагает поэтапный переход от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результаты.

2. Реформирование процесса исполнения бюджета. Предполагает введе- 
ние казначейской системы исполнения бюджета, что предусматривает следую- 
щие мероприятия:

- консолидацию на едином счете Казначейства, открываемом в Центральном банке, всех операций по доходам и расходам бюджета взамен множества бюджетных счетов, открытых на сегодняшний день в учреждениях коммерческих банков;

- кассовое исполнение бюджета Казначейством (вместо ЦБ) с консолидацией всех этапов бюджетного процесса - с момента выделения средств до подготовки отчетности об исполнении бюджета;

- создание единой информационной системы Казначейства;

  • осуществление предварительного, текущего и последующего контроля над целевым использованием бюджетных средств;
  • создание единых стандартов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.

Финансовую поддержку проекта «Реформы управления государственными финансами» осуществляли Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и правительство Японии, предоставившее грант на разработку функциональной и технической структуры информационной системы Казначейства.5

В 2007 году Постановлением6 Президента Узбекистана утверждены меры по реализации проекта «Реформы управления госфинансами» совместно с новым участником проекта - Азиатским банком развития.7 Конечная цель стратегии реформы управления государственными финансами (УГФ) - усовершенствовать контроль над системой УГФ в Республике Узбекистан. Промежуточная цель заключается в модернизации ключевых процессов в системе УГФ путем:

- создания современной централизованной казначейской системы;

- введения современной, полноохватной и единой бюджетной и учетной системы, включая новую бюджетную классификацию и новый план счетов бухгалтерского учета;

  • внедрения среднесрочной бюджетной стратегии (СБС) и программного бюджетирования.

Поэтапное достижение соответствия с МСБУГС и «Руководством по статистике государственных финансов» МВФ (РСГФ) 2001 г. планируется завершить до 2018 г.

Принятие Олий Мажлисом Республики Узбекистан 26 августа 2004 года Закона «О казначейском исполнении Государственного бюджета» положило начало переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.

Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в развитии страны