Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа
В Узбекистане созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу нашей финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики1. Одновременно осуществлены эффективные меры по существенной перестройке действовавшей в стране бюджетной системы. В 2011 году государственный бюджет перевыполнен и вместо предусмотренного дефицита получен профицит в размере 1,5 процента к ВВП. Появились новые этапы развития государственного бюджета Республики Узбекистан. Все это делалось для того, чтобы в переходный период именно государство взяло на себя ответственность главного реформатора, тем самым не подвергаться влиянию стихии и хаоса. Определены главные задачи финансового контроля, которые включают в себя совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
Введение
Роль и значение государственного бюджета в развитии страны
Организационно-правовая основа функционирования государственного бюджета
Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления государственными финансами
Заключение
Список использованной литературы
Кабинет Министров Республики Узбекистан ежеквартально рассматривает итоги исполнения Государственного бюджета, которые представляет Министерство финансов Республики Узбекистан.
3. Анализ государственных доходов Республики Узбекистан и их влияние на макроэкономическую стабильность
Государственный бюджет, является эффективным регулятором экономики – он отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяет налоговую политику в стране, фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.
Функционирование
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Доходы бюджета различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др., но вместе с тем отличаются единством цели - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Платежи в бюджет, а соответственно и доходы имеют денежную форму, которые при поступлении в бюджет обезличиваются.
Назначение доходов –
В мировой практике существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
Общей материальной основой
всех доходов государственного бюджета
является перераспределение
Налог – это обязательный взнос в бюджет (государственный/ местный), осуществляемый плательщиками налога юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Налоги, с точки зрения материального содержания, та часть национального дохода, которая взимается с субъектов хозяйствования и населения на общие государственные нужды.
Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.
Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
За весь период рыночного реформирования структура доходов бюджета претерпела существенные изменения, что было рассмотрено нами на предыдущем пункте.
За период c 2004 по 2010 годы в структуре доходов бюджета прослеживаются следующие тенденции (таблица ):
3. |
Ресурсные платежи и налог на имущество |
10,0 |
19,0 |
18,6 |
18,3 |
17,1 |
16,0 |
15,0 |
3.1. |
Налог на имущество |
2,9 |
3,3 |
3,5 |
3,8 |
3,3 |
3,1 |
2,7 |
3.2. |
Земельный налог |
2,9 |
2,6 |
3,4 |
3,5 |
2,9 |
2,6 |
2,3 |
3.3. |
Налог за пользование недрами |
1,7 |
10,1 |
11,5 |
10,4 |
10,5 |
9,8 |
9,6 |
3.4. |
Налог за пользование водными ресурсами |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
3.5. |
Экологический налог |
2,3 |
2,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Налог на сверхприбыль |
- |
- |
- |
3,2 |
2,9 |
2,3 |
0,2 |
5. |
Прочие доходы |
1,9 |
4,1 |
4,7 |
3,9 |
4,5 |
5,7 |
5,5 |
- в структуре прямых налогов наибольший удельный вес занимают:
- с 2006 года упразднен как малоэффективный экологический налог, так как затраты по его сбору превышали сумму поступлений по данному налогу;
Таким образом, налоговые поступления являются определяющими для государственных бюджетов, а состояние реального сектора экономики один из важных факторов обеспечения финансовой состояния территории Республики Узбекистан.
4. Развитие государственного бюджета в рамках реформы управления
государственными финансами
Предпосылки нового этапа в развитии государственного бюджета были заложены принятием Постановления Кабинета Министров «О мерах по подготовке к реализации Проекта «Реформа управления государственными финансами»4 основными целями которого являются: совершенствование управления государственными финансами; обеспечение эффективного расходования бюджетных средств посредством перехода на казначейскую систему исполнения государственного бюджета; совершенствование процесса подготовки государственного бюджета.
1. Совершенствование процесса подготовки бюджета предусматривает:
- переход на подготовку среднесрочной бюджетной стратегии (СБС);
- внедрение в процесс составления бюджета этапа разработки первичных количественных ограничений с целью формирования основы для подготовки бюджетов;
- внедрение программно-целевого метода бюджетного планирования.
В настоящее время элементы данного метода применяются отдельными бюджетополучателями (например, научными учреждениями, специализированными медицинскими центрами и т.д.).
Программно-целевой метод бюджетного планирования предполагает поэтапный переход от сметного принципа планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на результаты.
2. Реформирование
процесса исполнения бюджета. Предполагает
введе-
ние казначейской системы исполнения
бюджета, что предусматривает следую-
щие мероприятия:
- консолидацию на едином счете Казначейства, открываемом в Центральном банке, всех операций по доходам и расходам бюджета взамен множества бюджетных счетов, открытых на сегодняшний день в учреждениях коммерческих банков;
- кассовое исполнение бюджета Казначейством (вместо ЦБ) с консолидацией всех этапов бюджетного процесса - с момента выделения средств до подготовки отчетности об исполнении бюджета;
- создание единой информационной системы Казначейства;
Финансовую поддержку проекта «Реформы управления государственными финансами» осуществляли Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и правительство Японии, предоставившее грант на разработку функциональной и технической структуры информационной системы Казначейства.5
В 2007 году Постановлением6 Президента Узбекистана утверждены меры по реализации проекта «Реформы управления госфинансами» совместно с новым участником проекта - Азиатским банком развития.7 Конечная цель стратегии реформы управления государственными финансами (УГФ) - усовершенствовать контроль над системой УГФ в Республике Узбекистан. Промежуточная цель заключается в модернизации ключевых процессов в системе УГФ путем:
- создания современной централизованной казначейской системы;
- введения современной, полноохватной и единой бюджетной и учетной системы, включая новую бюджетную классификацию и новый план счетов бухгалтерского учета;
Поэтапное достижение соответствия с МСБУГС и «Руководством по статистике государственных финансов» МВФ (РСГФ) 2001 г. планируется завершить до 2018 г.
Принятие Олий Мажлисом Республики Узбекистан 26 августа 2004 года Закона «О казначейском исполнении Государственного бюджета» положило начало переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.
Информация о работе Роль и значение государственного бюджета в развитии страны