Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансового контроля и органов осуществляющих финансовый контроль.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Задачами курсовой работы являются:
раскрытие понятия финансового контроля,
рассмотрение органов его осуществляющих,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1. Содержание финансового контроля……………………....
5
1.1.
Понятие финансового контроля………………………………...
5
1.2.
Виды, формы и методы проведения финансового контроля...
6
1.3.
Органы финансового контроля, их задачи и функции………..
7
1.4.
Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях………………………………………...

9
Глава 2. Оценка эффективности финансового контроля на примере Счетной палаты Российской Федерации………………….

11
2.1.
Задачи и функции Счетной палаты РФ………………………..
11
2.2.

2.3
2.4
Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году………………………………………………………………...
Основные итоги работы Счетной палаты в 2012 году………..
Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ…………………………………………………….

15
17

21
Заключение………………………………………………………………..
28
Список использованной литературы и источников……………….
31

Файлы: 1 файл

Байрамгулов_2.3_фик.docx

— 350.68 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

                                                                 Экономический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

                                                                          

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на  тему «Роль, значение и оценка эффективности  государственного финансового контроля в России, перспективы его развития»

 по дисциплине «Финансы»

 

 

 

                                             

 

Выполнил: 2 курса направления «Экономика», профиля «Финансы и кредит»

Байрамгулов Арслан

   
 

Проверил: Буранбаева Л.З.

   

                                                                      

Сибай – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..

3

Глава 1. Содержание финансового контроля……………………....

5

1.1.

Понятие финансового контроля………………………………...

5

1.2.

Виды, формы и методы проведения финансового  контроля...

6

1.3.

Органы финансового контроля, их задачи и функции………..

7

1.4.

Совершенствование государственного финансового  контроля  в современных условиях………………………………………...

 

9

Глава 2. Оценка эффективности финансового  контроля на примере Счетной палаты Российской Федерации………………….

 

11

2.1.

Задачи и функции Счетной  палаты РФ………………………..

11

2.2.

 

2.3

2.4

Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году………………………………………………………………...

Основные итоги работы Счетной палаты в 2012 году………..

Перспективы развития и совершенствования  финансового контроля в РФ…………………………………………………….

 

15

17

 

21

Заключение………………………………………………………………..

28

Список использованной литературы и  источников……………….

31


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической  сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как  экономической категории присущи  не только распределительная, но и контрольная  функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Объектом исследования в данной работе является Российская Федерация.

 

Целью данной работы является рассмотрение финансового  контроля и органов осуществляющих финансовый контроль.

Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Задачами курсовой работы являются:

  • раскрытие понятия финансового контроля,
  • рассмотрение органов его осуществляющих,
  • определение роли финансового контроля в деятельности государства на современном этапе,
  • изучение развития нормативно – правовой базы обеспечения финансового контроля

 Для реализации поставленных  задач были использованы следующие  методы:

   -  экономико-математический

   -  логический 

   -  юридический

Объектом исследования являются финансовые отношения.

Предметом исследования выступает  система финансового контроля, возникающая  в процессе  реализации финансовых отношений.

Структурно работа состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

    1. Понятие финансового контроля

 

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового  планирования, обоснованности и полноты  поступления доходов в соответствующие  фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый  контроль – есть важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты  злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Действенность  финансового контроля, осуществляемого  различными субъектами – органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, - в решающей мере и с правоохранительными  органами.

Финансовый  контроль осуществляется в различных  видах и формах, с применением  различных методов его осуществления.

Финансовый  менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс  инвестирования капитала. Это так называемый “постаудит”, который включает сравнение фактических финансовых результатов из каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Из этого  следует , что финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

 

1.2. Виды, формы и методы проведения  финансового контроля

 

Финансовый  контроль можно условно классифицировать по разным критериям:

Времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий.

Субъектам контроля: президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский.

Сфере финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой.

Форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний).

Методом проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Предварительный контроль предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т.д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления  финансово-денежных расчетов. Большую  роль играют в этом бухгалтерские  службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и  прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

 

1.3. Органы финансового  контроля, их задачи и функции.

 

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в  том числе специально созданными. Законодательство предусматривает  проведение не реже одного раза в год  соответствующими контрольными и финансовыми  органами комплексных ревизий и  тематических проверок поступления  и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют органы представительной (законодательной) исполнительной власти субъектов РФ.

Министерство  финансов РФ является федеральным органом  исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти. В  составе министерства создано Контрольно-ревизионное  управление (КРУ), осуществляющее в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась.

Министерство  финансов РФ в процессе финансового  контроля осуществляет следующие основные функции:

    • проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
    • контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
    • проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
    • организует ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Счетная палата РФ является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, подотчетным Федеральному Собранию (ФС) РФ. Она создана для  усиления контроля со стороны ФС РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению.

Счетная палата РФ, осуществляя контрольную  деятельность, вправе проводить ревизии  и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых  организаций. О результатах ревизий  и тематических проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

 

1.4. Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях

 

В целях  совершенствования финансового  контроля и повышения его эффективности  в условиях перехода к рыночной экономике  следует осуществить ряд мер  по преобразованию государственных  предприятий в акционерные общества и предприятия, основанные на иных формах собственности, укрепить государственный  финансовый контроль в сочетании  с принципиально новыми хозрасчетными  формами организации контроля, адекватными  рыночными методами хозяйствования.

Информация о работе Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития