Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансового контроля и органов осуществляющих финансовый контроль.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Задачами курсовой работы являются:
раскрытие понятия финансового контроля,
рассмотрение органов его осуществляющих,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1. Содержание финансового контроля……………………....
5
1.1.
Понятие финансового контроля………………………………...
5
1.2.
Виды, формы и методы проведения финансового контроля...
6
1.3.
Органы финансового контроля, их задачи и функции………..
7
1.4.
Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях………………………………………...

9
Глава 2. Оценка эффективности финансового контроля на примере Счетной палаты Российской Федерации………………….

11
2.1.
Задачи и функции Счетной палаты РФ………………………..
11
2.2.

2.3
2.4
Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году………………………………………………………………...
Основные итоги работы Счетной палаты в 2012 году………..
Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ…………………………………………………….

15
17

21
Заключение………………………………………………………………..
28
Список использованной литературы и источников……………….
31

Файлы: 1 файл

Байрамгулов_2.3_фик.docx

— 350.68 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время и экономической теорией, и хозяйственной практикой признана острая необходимость реформирования системы государственного финансового  контроля над государственными и  муниципальными финансами и собственностью, а также развития финансового  контроля над частным капиталом, который осуществлял бы наряду с  последующим контролем предшествующий и текущий контроль в соответствии с их основными назначениями.

Как свидетельствует  практика, в настоящее время в  Российской Федерации отсутствует  единая система государственного финансового  контроля, в стране создано и функционирует  множество контролирующих органов  различной ведомственной подчинённости, слабо взаимодействующих между  собой. Региональные и муниципальные  органы финансового контроля сегодня  фактически находятся вне закона. До сих пор нет федерального закона, который определил бы сферу их деятельности.

В Российской Федерации насчитывается свыше 60 федеральных контролирующих органов  различной ведомственной подчиненности, которые имеют  территориальные подразделения в субъектах Федерации. Вопросами финансового контроля занимаются более 10 федеральных органов. Каждый из них, будучи независимым от остальных, самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия, выполняет достаточно разобщенные функции, несогласованные между собой.

До сих  пор не разработана и не утверждена официальная концепция системы  государственного финансового контроля в России. Представлены два проекта  единой концепции - правительственный  вариант и вариант Счетной  палаты Российской Федерации, имеющие  существенные расхождения по ключевым вопросам.

Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и  Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, замкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также  движение финансовых потоков от отправителя  к адресату. Снизится вероятность, что  денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование  финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Таким образом, основным недостатком государственного финансового контроля остается отсутствие системы и как следствие - его низкая эффективность.

ГЛАВА II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Задачи и функции Счетной  палаты РФ

 

Задачи  и функции Счетной палаты определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации образует Счетную  палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.

Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что Счетная  палата является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, задачами которого являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных

средств и использования федеральной  собственности;

  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального

бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, определенных указанным  Федеральным законом, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в Российской Федерации, на государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации и государственные  компании, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые  компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные  объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных  фондов и иных негосударственных  некоммерческих организаций контрольные  полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности  и управлением ею, а также в  части предоставленных федеральным  законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

 

Рис.2.1. Контрольные полномочия счетной палаты

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации Счетная  палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Она проводит проверку формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и на плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

В соответствии с Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации данная система  контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и предполагает непрерывный трехлетний цикл контроля за исполнением бюджетов каждого финансового года, реализуемый на трех последовательных стадиях – стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год.

 

Рис.2.2. Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов

 

 

В 2012 году Счетная палата одновременно осуществляла контроль федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов: на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (на стадии формирования), на 2012 год (текущее исполнение) и за 2011 год (исполнение за отчетный финансовый год).

Комплекс контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Он существенно дополняется тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

 

2.2 Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата в процессе реализации возложенных  на нее задач осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

В числе главных задач, на решении которых были сконцентрированы внимание и усилия Счетной палаты в 2012 году, – обеспечение и дальнейшее развитие единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Усилен контроль за использованием государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетных задач, определенных в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

В 2012 году Счетная палата сосредоточила усилия на:

  • оценке результативности инвестиционных проектов, степени их инновационности и направленности на модернизацию отраслевой экономики;
  • анализе мер по энергоэффективности и энергосбережению, принимаемых в определенных сферах реального сектора экономики, результативности реформ в области энергетики;
  • анализе долговой устойчивости экономики (бюджетной и корпоративной), повышении эффективности использования долговых инструментов;
  • проверках и комплексном анализе эффективности управления государственной собственностью;
  • проверке эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетных проектов и программ экономического и социального характера

           Приоритетными также были анализ выполнения программ, мер и мероприятий, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами.

Одним из приоритетов оставалось осуществление контроля за реализацией  таких важнейших международных  проектов, как подготовка и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке в 2012 году, региональная интеграция России в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона, а также комплекс мероприятий по контролю за реализацией Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно- коммунального хозяйства на 2010–2020 годы».

В сфере  межбюджетных отношений Счетная  палата сконцентрировала усилия на контроле за реализацией Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, выработке рекомендаций по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов.

 

2.3 Основные итоги работы Счетной палаты в 2012 году

 

За 2012 год  Счетная палата провела 502 контрольных  и экспертно-аналитических мероприятия, из них 370 контрольных мероприятий  и 132 экспертно-аналитических мероприятия, которыми были охвачены 1 086 объектов в 83 субъектах Российской Федерации. В том числе проведены контрольные  мероприятия по поручениям: Президента Российской Федерации – 2, палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы – 33.

Информация о работе Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития