Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение финансового контроля и органов осуществляющих финансовый контроль.
Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Задачами курсовой работы являются:
раскрытие понятия финансового контроля,
рассмотрение органов его осуществляющих,

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
3
Глава 1. Содержание финансового контроля……………………....
5
1.1.
Понятие финансового контроля………………………………...
5
1.2.
Виды, формы и методы проведения финансового контроля...
6
1.3.
Органы финансового контроля, их задачи и функции………..
7
1.4.
Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях………………………………………...

9
Глава 2. Оценка эффективности финансового контроля на примере Счетной палаты Российской Федерации………………….

11
2.1.
Задачи и функции Счетной палаты РФ………………………..
11
2.2.

2.3
2.4
Основные направления деятельности Счетной палаты в 2012 году………………………………………………………………...
Основные итоги работы Счетной палаты в 2012 году………..
Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ…………………………………………………….

15
17

21
Заключение………………………………………………………………..
28
Список использованной литературы и источников……………….
31

Файлы: 1 файл

Байрамгулов_2.3_фик.docx

— 350.68 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном году результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2012 году проведено 58 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 874 вопроса. О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания Российской Федерации, доводила их до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций.

На повышении  результативности деятельности Счетной  палаты положительно сказывается возможность регулярного информирования Президента Российской Федерации об основных итогах проведенной работы.

 

 

Рис.2.3. проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

 

 

Рис.2.4. Динамика количества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2008–2012 годах по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации

 

. Особо важные результаты контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  докладывались главе государства  на рабочих встречах Президента  Российской Федерации с Председателем Счетной палаты. Всего Президент Российской Федерации В.В.Путин был проинформирован по 20 вопросам, из них:

  • об эффективном использовании федеральной собственности в процессе создания открытого акционерного общества «Оборонсервис» и о влиянии проводимых мероприятий на ресурсное обеспечение национальной обороны в 2009–2011 годах. Общая сумма выявленных нарушений составила 10 722,1 млн. рублей.
  • о проверке целевого и эффективного использования государственных средств, выделенных на проектирование и строительство объектов саммита АТЭС, предусмотренных подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Общий объем выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений финансово-бюджетного законодательства за 2009–2012 годы составил 15 218,8 млн. рублей.

По результатам проверок в адрес проверяемых государственных  органов и организаций направлялись представления и информационные письма, исполнение которых находилось на контроле. Это оказало положительное влияние на повышение финансовой дисциплины заказчиков и подрядчиков и позволило в установленные сроки в целом успешно реализовать один из крупнейших инвестиционных проектов. По итогам исполнения представлений Счетной палаты за 4 последних года приняты меры на сумму 6 891,5 млн. рублей (45,2 % суммы выявленных нарушений).

Объем выявленных нарушений  законодательства в бюджетной сфере, устранение которых потребовало  возмещения бюджетных средств в 2012 году, составил 4.5 млрд. рублей. Возмещены  средства бюджетной системы в  сумме 2,1 млрд. рублей. Объем нецелевого использования бюджетных средств  составил 1,2 млрд. рублей. Вскрыты нарушения  бюджетного законодательства Российской Федерации на сумму 187,2 млрд. рублей, законодательства о размещении заказов  для государственных и муниципальных  нужд – на сумму 130,7 млрд. рублей.

Всего выявлено нарушений  и недостатков при поступлении  и использовании средств бюджетной  системы, распоряжении и управлении государственной собственностью на общую сумму 781,4 млрд. рублей, из которых 389,8 млрд. рублей – нарушения в части несвоевременной передачи средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды; выявлены также факты несвоевременного возврата налогоплательщикам сумм излишне уплаченных налогов и сборов.

 

Рис.2.5. Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, млрд. рублей

 

 

В отчетном периоде в Генеральную  прокуратуру Российской Федерации, другие правоохранительные органы было направлено 164 материала по результатам  проведенных контрольных мероприятий.

По материалам Счетной  палаты возбуждено 78 уголовных дел. Привлечены к уголовной ответственности  и осуждены по приговору суда, вступившему  в законную силу, 8 человек.

Рис.2.6. Реагирование правоохранительных органов

 

    В отчетном периоде к ответственным работникам проверенных организаций были применены меры административного воздействия, такие, как предупреждение, выговор, лишение премии и увольнение. По представлениям Счетной палаты за отчетный период было применено 716 административных взысканий, 59 человек уволены.

2.4 Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ

 

Адекватная система государственного финансового контроля является одним  из непременных условий успеха экономических  реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.

Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий  по совершенствованию государственного финансового контроля в Российской федерации по следующим направлениям:

  • Создание единой системы государственного финансового контроля;
  • Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;
  • Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;
  • Стандартизация государственного финансового контроля.

Создание единой системы государственного финансового контроля предполагает определение места и роли государственного финансового контроля в системе  контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей  сферы – бюджетного контроля. В  этой связи необходимо:

  • привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями;
  • разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечения деятельности контрольных органов;
  • реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля;
  • создать научно-исследовательскую и учебную базы деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения;
  • организовать адекватную информационную инфраструктуру;
  • повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

Счетная палата Российской Федерации  должна быть наделена правом законодательной  инициативы. Это предложение обусловлено  тем, что для законодательной  власти остается проблемой обеспечение  обоснованности принимаемых законов  и иных нормативных правовых актов, обеспечение их адекватности реальным направлениям финансовой и бюджетной  политики государства.

Еще одним из важнейших направлений  совершенствования государственного финансового контроля является современное  информационное обеспечение, позволяющее  существенно сократить сроки  контрольных мероприятий.

Совершенствование государственного финансового контроля необходимо осуществлять на базе новых информационных технологий в соответствии с требованиями и  текущим состоянием информационных ресурсов органов исполнительной власти. Использование таких технологий должно стать фактором повышения  эффективности государственного финансового  контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с  этим необходимо:

  • сформировать единое информационное пространство, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;
  • усовершенствовать систему защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, утраты, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования, создание системы антивирусной защиты информации.

В системе государственного финансового  контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, необходимо более  четко определить полномочия главных  распорядителей и распорядителей бюджетных  средств.

Повышение роли государственного финансового  контроля в сфере обеспечения  финансовой безопасности государства. Возросшие экономические возможности  позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время реалии современной  российской действительности демонстрируют  «провалы» в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь, с  высоким уровнем экономической  преступности, недопустимо опасным  уровнем коррумпированности органов  государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных  угроз финансовой стабильности государства  в целом.

Первоочередной задачей является разработка Концепции финансовой безопасности, которая должна содержать теоретические  и методологические основы обеспечения  финансовой безопасности и противодействия  нарушению норм финансового права, а также определять внутренние и  внешние угрозы национальным интересам  Российской Федерации в сфере  экономики и финансов. Необходимо уделять в Концепции финансовой безопасности место вопросам мониторинга  финансовых операций и легализации преступных доходов, борьбе с коррупцией, особенно важно выделить орган, занимающийся проблемами финансовой безопасности и взаимодействия с другими контрольными органами.

Важным фактором усиления роли государственного финансового контроля в области  финансовой безопасности Российской Федерации  является повышение его действенности  за привлечением и использованием иностранных  займов.

Единая система управления государственным  долгом является инструментом постепенного решения долговой проблемы путем  поэтапного сокращения объема долга и экономии расходов бюджета на его обслуживание и погашение. Необходимо обеспечить единство в управлении внутренним и внешним долгом, создать единую систему управления и координации государственными обязательствами и активами. Привлечение и использование займов международных финансово-экономических организаций должно осуществляться на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Реализация предложенных направлений  совершенствования государственного финансового контроля и его важнейшей  составной части – бюджетного контроля – позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной  системы и поднять на новый  качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами.

Стандартизация  государственного финансового контроля. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой  актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная  система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового  контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения  и процедуры, могут служить базой  для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового  контроля (государственный, внутрихозяйственный, аудиторский). Проверки, ревизии и  обследования целесообразно проводить, руководствуясь едиными методиками и программами.

В данном аспекте весьма показателен опыт независимого аудита. Аудиторские стандарты имеются в большинстве стран (включая Россию), где аудит получил широкое распространение. Стандарты необходимы не только для независимого аудита, но и для государственного финансового контроля.

Международной организацией высших контрольных  органов (ИНТОСАИ) разработаны стандарты государственного контроля, рекомендуемые к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с законодательством этих стран. В принципе эти стандарты являются критериями оценки результатов контроля.

В настоящее время в некоторых  органах государственного финансового контроля разрабатываются внутренние регламентирующие документы, в том числе сборники методических и инструктивных документов по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий по различным направлениям. Но между данными документами, разрабатываемыми в разрезе разных органов государственного финансового контроля, нет системной взаимосвязи, а, следовательно, нет и сопоставимости в работе и в ее оценке. Стандартизация на уровне отдельных органов – лишь частичное решение общего вопроса стандартизации. Кроме внутренних регламентов, учитывающих специфику конкретных органов и их подразделений, необходима и система общих для всех основных и обязательных для выполнения стандартов. При этом для каждого специализированного органа государственного финансового контроля должна будет определяться степень совместимости общих стандартов с его полномочиями (т.е. использовать эти стандарты орган будет в пределах своих задач и полномочий). В то же время следует отметить, что, так как органы государственного финансового контроля должны самостоятельно определять формы, объем и методику контроля (иначе будет нарушен принцип их независимости), общие стандарты в отношении внутренних будут иметь направляющую функцию.

Информация о работе Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития