Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:20, дипломная работа

Описание работы

Акуальном считается рассмотреть вопрос о рынке корпоративных облигаций в современный период.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность, определить содержание рынка корпоративных облигаций;
• выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие рынка корпоративными облигациями;
• провести оценку зарубежного и отечественного опыта торговли корпоративными облигациями;
• обосновать систему мер, способствующих повышению надежности и эффективности рынка корпоративных облигаций;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к определению рынка корпоративных облигаций…………………………………………….6
1.1. Понятие и признаки корпоративных облигаций………………..6
1.2. Характеристика рынка корпоративных облигаций как финансового института………………………………………………16
Глава 2. Анализ рынка корпоративных облигаций………………...35
2.1. Правовое регулирование рынка корпоративных облигаций в России………………………………………………………………....35
2.2. Характеристика элементов рынка корпоративных облигаций.48
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию рынка корпоративных облигаций………………………………………….. 59
3.1. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций……….59
3.3. Пути развития рынка корпоративных облигаций……………...68
Заключение …………………………………………………………...81
Список используемой литературы…………………………………..83

Файлы: 1 файл

ролрдр.docx

— 223.36 Кб (Скачать файл)

Повышение ликвидности рынка стимулирует приход новых групп инвесторов, что, в свою очередь, способствует снижению стоимости заимствований и расширению числа эмитентов. В целом, в настоящее время сектор корпоративных облигаций является одним из самых динамично развивающихся секторов российского фондового рынка. Причем выпуск облигаций активно используют не только крупные, но и небольшие, и средние предприятия. Эмиссия собственных ценных бумаг сделалась для них особенно актуальной после отмены с 2012 года всех льгот по уплате налога на прибыль.

Региональные предприятия обычно выходят на публичный рынок с небольшими объемами заимствований, при этом основными держателями портфелей облигаций предприятий являются региональные же банки, кроме того, выпуски выкупаются финансовыми компаниями и прочими инвестиционными институтами. Зачастую небольшие компании не выходят на открытый рынок, а осуществляют размещение по закрытой подписке среди ограниченного круга инвесторов.

 Конечно, перспективы дальнейшего  развития рынка корпоративных облигационных займов, будут зависеть от многих факторов, в том числе от характера проводимой государством  экономической  политики, тенденций  на  других  финансовых  рынках  и макроэкономической обстановки, проведения давно назревшей налоговой реформы. Кроме того, потенциал дальнейшего роста связан с повышением ликвидности и расширением спектра операций на вторичном рынке, ростом числа и изменением структуры инвесторов за счет увеличения доли небанковских финансовых институтов и физических лиц, а также с отраслевой диверсификацией эмитентов. Тем не менее, мы убеждены, что российские корпоративные облигации прочно заняли нишу цивилизованного финансового инструмента и явились достойным конкурентом банковским кредитам и векселям. В недалеком будущем выпуск облигаций станет неотъемлемой частью истории любого российского предприятия.

Российской учетно-расчетной инфраструктуре, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время придется пройти через ряд крайне необходимых для сохранения ее конкурентоспособности преобразований. Конечным результатом должно стать создание системы, в которой сделки осуществляются  на биржевых площадках на базе частичного предварительного депонирования с гарантией их исполнения, расчеты по бумагам осуществляется центральным депозитарием, а денежные расчеты - развитой системой клиринга. Для реализации такой модели потребуется консолидация существующей системы депозитарного учета и создание центрального депозитария. Следующим шагом должно стать отделение функции расчетов от бирж, создание на этой базе хорошо технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации. При этом фондовые биржи будут наделены довольно широкими полномочиями по работе с эмитентами. Таким образом, будет обеспечен надежный, приемлемый для всех типов инвесторов вход на российский фондовый рынок.

Создание такой системы требует разработки ряда законодательных актов, а также организацию диалога между регуляторами финансового рынка (в первую очередь ФСФР России, Банком России) и владельцами существующей инфраструктуры относительно ее консолидации. Альтернативой может быть создание инфраструктуры за счет государственных инвестиций.

Ключевым звеном конструкции учетно-расчетной инфраструктуры развитых рынков капитала является центральный депозитарий. Его особое положение на рынке ценных бумаг позволяет решить один из ключевых вопросов построения независимой и эффективной учетной системы, обеспечивающей, в конечном счете, конкурентную стоимость услуг биржевых сделок и безусловную защиту прав инвесторов на владение ценными бумагами. Создание центрального депозитария способно решить две важнейшие проблемы, остро стоящие перед российским фондовым рынком. Во-первых, его деятельность обеспечит повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги. Во-вторых, центральный депозитарий создаст условия для удешевления и упрощения расчетов по сделкам с ценными бумагами на основе осуществления клиринга по сделкам, совершенным в клиринговых организациях. В результате этого риски, связанные с операциями на рынке ценных бумаг, существенно уменьшатся, снизятся издержки, связанные с такими операциями и, в конечном итоге, повысится эффективность и конкурентоспособность российского рынка ценных бумаг.

Особое положение центрального депозитария обеспечивается тем, что он является единственным депозитарием, которому предоставляется право открывать лицевые счета номинального держания в реестрах. Одновременно должно быть ограничено число уровней номинальных держателей таким образом, чтобы сохранить возможность оказания депозитарных услуг региональными брокерами и обеспечить доступ их клиентов к торговым площадкам при их посредничестве через крупные депозитарии и к внебиржевому рынку через крупные кастодиальные депозитарии.

Правовые условия деятельности центрального депозитария должны иметь законодательный статус, поэтому необходимо принятие федерального закона «О Центральном депозитарии». Кроме того, требуется внесение изменений и дополнений в иные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного закона.

Создание центрального депозитария не предполагает отмену ведения реестров владельцев именных ценных бумаг, специальное регулирование и лицензирование регистраторской деятельности. Регистраторы будут вести реестры, в которых будут фиксироваться права владельцев ценных бумаг, а также центрального депозитария в качестве номинального держателя.

Централизация учета сделок по ценным бумагам в рамках Центрального депозитария обеспечивает уникальную возможность для централизации клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами. Организация клиринга даст возможность более эффективно использовать средства участников финансового рынка, задействованные на рынке, существенно повысить ликвидность российского рынка ценных бумаг. Концентрация расчетов по бумагам в центральном депозитарии, а денежными средствами в рамках центрального клиринга обеспечит режим «поставки против платежа».

Для этого требуется внесение уточнений в законодательство в части регулирования клиринговых операций и неттинга. В этой связи необходимо разработать и принять федеральный закон «О клиринге», а также внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», “О банкротстве и несостоятельности” и в ряд других законодательных актов. Необходима модификация законодательства в части залоговых операций и встречных операций. Здесь должны быть отражены следующие направления развития клиринга:

    • кардинальное повышение капитализации клиринговых институтов на российском финансовом рынке;
    • всестороннее стимулирование со стороны государства концентрации  клиринга и расчетов на финансовых рынках в рамках централизованной клиринговой инфраструктуры;
    • разделение рисков биржевой и клиринговой деятельности;
    • стандартизация и унификация клиринговой деятельности с учетом требований существующих международных стандартов;
    • всестороннее стимулирование со стороны государства создания эффективной системы управления рисками при осуществлении клиринга и расчетов на российском финансовом рынке, основывающейся на частичном предварительном депонировании активов, использовании многостороннего неттинга, соблюдении принципа «поставки против платежа»;
    • возможности кредитования деньгами и ценными бумагами для завершения расчетов (в том числе в форме операций РЕПО);
    • гарантии исполнения обязательств (в том числе в результате создания гарантийных фондов);
    • повышение требований к участникам клиринга и расчетов с точки зрения их финансовой устойчивости и надежности.

При рассмотрении вопроса о переходе на форму расчетов, широко используемую на развитых фондовых рынках – частичное предварительное депонирование совместно с системой гарантирования исполнения, становится очевидной необходимость ужесточения требований к участникам рынка с точки зрения финансовой устойчивости и надежности. Соответствующие вопросы предполагается решать в рамках введения требований пруденциального надзора к профессиональным участникам фондового рынка. Лишь после решения указанных проблем станет возможной свободная конкуренция российских расчетных и, как следствие, торговых систем с иностранными площадками.

Как уже отмечалось, одной из проблем российского финансового рынка стала наиболее ярко обозначившаяся в 2003 году тенденция перемещения операций с российскими финансовыми активами (прежде всего, акциями) за границы Российской Федерации. Более того, современные тенденции на мировом рынке капитала свидетельствуют об активной концентрации финансовых операций на крупнейших мировых биржах и о беспрецедентном ужесточении конкурентной борьбы между торговыми системами и биржами, занимающимися организацией торговли на финансовых рынках. Практически все организаторы торговли на мировом финансовом рынке реализуют программы повышения конкурентоспособности на основе «борьбы за ликвидность», видя в них единственный путь к выживанию в условиях глобальной конкуренции. Все это ставит вопрос о повышении уровня конкурентоспособности российских организаторов торговли на финансовом рынке – бирж и иных торговых систем.

Стратегия ставит целью сделать российские биржи и торговые системы основными центрами организованной торговли российскими финансовыми активами. Кроме того, для обеспечения их конкурентоспособности в глобальном масштабе необходимо создать систему стимулов концентрации на российских биржах операций с финансовыми активами других стран, тяготеющих в финансовом или экономическом плане к России. Это, в первую очередь, страны СНГ, а также некоторые восточно-европейские страны.

Задача повышения доли российских торговых систем в торговле российскими финансовыми активами принципиально различна для тех секторов финансового рынка, на которых уже функционируют биржи или иные торговые системы, и тех секторов, на которых отсутствует организованный рынок.

На секторах с уже существующими торговыми системами для повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли в торговле российскими финансовыми активами необходимы следующие меры:

  •  совершенствование корпоративного управления биржами с целью повышения их инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов и обеспечения прозрачности деятельности, в том числе и для потребителей услуг;
  •  повышение роли торговых систем в предотвращении манипулирования рынком и инсайдерской торговли за счет предоставления им некоторых регулятивных (квазирегулятивных) функций;
  •  повышение роли фондовых бирж в области контроля раскрытия информации эмитентами, контроля соблюдения эмитентами отдельных положений Кодекса корпоративного управления и представления ими финансовой информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  •  создание системы эффективного разделения рисков между торговыми системами или специализация торговых систем, занимающихся организацией торговли определенной группой финансовых активов и организацией срочной торговли этими финансовыми активами;
  •  повышение ликвидности рынка за счет расширения возможностей предоставления займов ценными бумагами с использованием операций РЕПО;
  •  обеспечение справедливости ценообразования за счет равенства доступа участников рынка и инвесторов к биржевым торгам, невозможности монопольного положения отдельных участников рынка, изменения системы отчета по внебиржевым сделкам.

Биржи и торговые системы имеют возможность более оперативно отреагировать на нарушение правил торговли, выявить случаи манипулирования или инсайдерской торговли, проконтролировать раскрытие информации эмитентами ценных бумаг и их следование передовым нормам корпоративного управления. Для того чтобы расширить возможности бирж и торговых систем в этой области, необходимо ввести соответствующие правовые нормы в законодательство, в том числе за счет разработки и принятия федеральных законов «Об организованных рынках  и биржевой торговле» и «Об инсайдерской информации и манипулировании на финансовом рынке».

Для активизации операций репо необходимо изменение налогового законодательства. В этой связи требуется доработать подходы к определению налогооблагаемой базы по операциям репо и короткой позиции, внеся соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Для стимулирования концентрации на российских биржах операций с финансовыми активами других стран необходимо создать правовые основы для выпуска и обращения российских депозитарных расписок на эти активы, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Для секторов, где целесообразно создание торговых систем, государственная политика должна предусматривать меры по стимулированию формирования инфраструктуры организованного рынка, в первую очередь торговых систем и бирж. Так, для формирования срочных бирж на товарном рынке могут быть приняты решения о проведении государственных закупок соответствующих товаров исключительно через эти биржи и о признании рыночной цены соответствующей биржевой котировки и т.д. Кроме того, в ряде случаев может потребоваться прямое участие государства в формировании биржи (например, в секторе нефти и нефтепродуктов).

Несмотря на то, что нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены отдельные пруденциальные нормы и показатели для участников финансового рынка, целостная система пруденциального надзора на финансовом рынке в России сегодня отсутствует. С учетом уровня рисков, присущих этому виду деятельности, создание такой системы является в настоящее время одной из приоритетных задач.

Ключевая задача системы пруденциального надзора на финансовых рынках состоит в том, чтобы прогнозировать и предупреждать накопление рисков как отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом. При этом в отношении отдельных профессиональных участников рынка ценных бумаг задача регулирующего и контрольного органа состоит в оценке риска ликвидности, присущего соответствующей организации для предупреждения возможных последствий неплатежеспособности, а также в уменьшении операционного риска путем введения эффективных процедур контроля за совершаемыми на рынке ценных бумаг сделками.

Информация о работе Российский рынок корпоративных облигаций: текущее состояние и развитие