Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Общая характеристика рынка ценных бумаг……………………………………….4
1.1 Основные понятия рынка ценных бумаг…………………………………………………4
1.2 История развития российского рынка ценных бумаг…………………………………...6
1.3 Основные показатели и тенденции на российском фондовом рынке в первом полугодии 2011 года……………………………………………………………………….7
1.4 Организация рынка ценных бумаг………………………………………………………..9
Глава II. Развитие рынка ценных бумаг в России………………………………………….13
2.1 Этапы формирования российского рынка ценных бумаг……………………………...13
2.2 Современное состояние финансового рынка Российской Федерации………………..17
2.3 Фондовый рынок как целое: функциональный анализ современного состояния……22
Глава III. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России…………...25
3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России……………………………………25
3.2 Ближайшие перспективы развития рынка ценных бумаг России……………………..26
3.3 Перспективы развития рынка ценных бумаг в России………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

РЦБ курсовая завершенная.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

На среднесрочную перспективу  до 2012 года Федеральной службой по финансовым рынкам РФ разрабатывается  концепция развития финансового  рынка, и одной из приоритетных задач  является внедрение механизмов формирования широкого круга розничных инвесторов на финансовом рынке и зашита их инвестиций. Среди стимулирующих мер здесь присутствует и создание налоговых льгот для инвесторов. В частности, в «Докладе о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу» в 2009 году планируется уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги.

Восстановление российского фондового рынка начнется с возвращением доверия инвесторов к компаниям и банкам, к партнерам, к государству, чему будет способствовать решение проблем с ликвидностью и притоком иностранного капитала.

Для того, чтобы начать восстановление рынка ценных бумаг, нужно решить обозначенные ранее проблемы, тем самым улучшить всё:

  • усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому). В ряде случаев действующее в России налоговое законодательство не учитывает особенностей налогообложения отдельных видов финансовых операций. Его нормы в отношении финансового рынка не всегда идентичны аналогичным понятиям и терминам, закрепленным в нормах гражданского законодательства и законодательстве о рынке ценных бумаг, часто не имеют однозначного толкования, а в ряде случаев режим налогообложения на российском финансовом рынке оказывается более жестким, чем в других мировых финансовых центрах. В настоящее время необходимо принять меры, для того чтобы сделать налогообложение на российском финансовом рынке более привлекательным, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры;
  • снизить административные барьеры и упростить процедуры. В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке. Вместе с тем, данная работа не завершена. Следует упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, в случаях, когда размещенные ценные бумаги конвертируются в ценные бумаги с тем же объемом прав и с сохранением доли акционеров в уставном капитале (увеличение номинальной стоимости акций или дробление акций);
  • развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций. В настоящее время ФСФР России подготовлены концепция и проект соответствующего законодательного акта.

Ряд проблем российского срочного рынка связан с сегментацией его  регулирования по базовому активу и  отсутствием единого государственного органа, к компетенции которого относятся регулирование, контроль и надзор. Необходимо, путем утверждения нормативных правовых актов ФСФР России, принять решения, направленные на достижение следующих целей:

- создание новых видов инвестиционных  фондов, ориентированных на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций;

- расширение перечня финансовых  инструментов для инвестирования  средств институтов коллективных  инвестиций, включая иностранные  ценные бумаги;

- введение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования;

- совершенствование контроля за  сохранностью средств коллективного  инвестирования со стороны специализированного  депозитария;

 совершенствовать качество  корпоративного управления. За последние годы в России многое сделано по обеспечению необходимого качества корпоративного управления. Вместе с тем, целый ряд проблем требуют своего решения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Также предполагается устранить имеющиеся коллизии норм различных законов, касающихся ответственности руководителей обществ, уточнить процессуальный статус акционера, предъявляющего иск в интересах общества; улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов. Постоянное и осмысленное участие населения на финансовом рынке является одним из признаков не только повышения уровня жизни в стране, но и показателем определенной зрелости финансового рынка, обеспечивающего трансформацию индивидуальных сбережений в необходимые экономике инвестиции. Это свидетельствует и о росте знаний населения о финансовом рынке, о понимании им основных принципов функционирования рынка, включая оценку соответствующих экономических и иных рисков. Государственное регулирования в этой области должно быть направлено на усиление элементов сознательного поведения розничных инвесторов, их защиту, создание условий снижения рисков индивидуальных инвестиций, исключение спонтанности, необдуманного риска и азарта, обычно сопутствующих ранним стадиям развития рынка ценных бумаг и инвестиционной активности населения.

Повышение интереса населения к  финансовому рынку и стимулирование инвестирования на финансовом рынке  индивидуальных сбережений обеспечивается рядом мер, в том числе в  области совершенствования налогообложения, о чем сказано выше.

Важным средством стимулирования участия розничных инвесторов на финансовом рынке могут стать  компенсационные и страховые  схемы:

  • совершенствовать регулирование на финансовом рынке. Совершенствование регулирования на финансовом рынке должно осуществляться по трем основным направлениям: во-первых, повышение роли СРО и установление их более тесной связи с государственным регулятором финансового рынка, во-вторых, унификация норм и правил государственного регулирования деятельности на финансовом рынке с постепенной концентрацией государственных функций по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке в одном государственном органе, в-третьих, развитие системы пруденциального надзора;
  • предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование. Предотвращение манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации. Крайне актуальной остается задача принятие закона о противодействии злоупотреблений на финансовых и товарных рынках. Указанный законопроект разработан ФСФР России и согласован с заинтересованными органами исполнительной власти. Вместе с тем, принятие этого закона требует не только отдельных юридических уточнений редакции его положений, но и более широкой и публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможности манипулирования ценами, использования инсайдерской информации. Определенные меры по предотвращению указанных злоупотреблений на организованном рынке могут быть приняты незамедлительно в рамках действующего законодательства с опорой на инициативу и сознательность наиболее ответственных участников финансового рынка и работников регулирующих органов;
  • консолидировать и формировать положительный имидж. Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы преодолеть сохраняющиеся предрассудки в отношении неразвитости российского финансового рынка или незащищенности привлекаемых на российском рынке инвестиций. Необходима целостная система распространения информации и знаний о российском финансовом рынке, как среди иностранных инвесторов, так и внутри России. Зачастую упрощенные представления российских предпринимателей о финансовом рынке, приверженность отдельных комментаторов и аналитиков штампам зарубежной прессы оборачиваются накоплением неоправданно негативных оценок реальной ситуации в России. Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что до сих пор значительная часть сбережений граждан осуществляется в наличной форме, путем вложений в иностранную валюту и увеличения объема наличных денег на руках у населения.

Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину  реальных возможностей, которые предоставляет  инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Решение изложенных задач позволило  бы создать надежную базу долгосрочного  роста российского финансового  рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так  и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие  целевые показатели (табл.1).

 

Таблица 1. Перспективы  развития рынка ценных бумаг

Показатель

2007

2012

2020

Капитализация публичных компаний, трлн. руб.

32,3

84

170

Соотношение капитализации к ВВП, в %

97,8

130

110

Биржевая торговля акциями, трлн. руб.

31,4

78

240

Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. руб.

1,2

7,7

19

Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. руб.

0,8

5,8

17

Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке, по рыночной стоимости, в трлн. руб..

0,7

1,4

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

0,8

8,3

20

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских бирж, %

0

4

12


Заключение

 

Опорными элементами конкурентоспособности  финансового рынка являются: капитализированная консолидированная финансовая инфраструктура; ёмкость финансового рынка, обеспечивающая растущие спрос и предложение инвестиционных ресурсов; прозрачность рыночных сделок и поведения участников рынка, способствующая минимизации инвестиционных рисков; высокая степень управляемости рынка, предполагающая сочетание добровольно соблюдаемых участниками рынка правил и норм добросовестной практики и эффективное государственное регулирование и правоприменение; спланированный на долгосрочную перспективу и активно поддерживаемый позитивный имидж финансового рынка среди отечественных и международных инвесторов и эмитентов.

В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а  также достигнутый уровень его  развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.

Кризис, наступивший в середине 2008 года, стал серьезным испытанием для инфраструктуры российского фондового рынка, и не все ее элементы оказались достаточно устойчивыми для того, чтобы это испытание выдержать. Кризис еще не достиг своего максимального значения, поэтому о его дальнейшем развитии, пока, сложно говорить. Ясно то, что 2009 год будет годом выхода российского финансового рынка из кризиса. Он будет тяжелым и сложным, но на восстановление рынка необходимо положить много сил, так как рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью российской экономики.

Но, несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в экономике РФ: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, что необходимо для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому, на мой взгляд, восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством Российской Федерации.

 

 

Список использованной литературы

 

1. «Финансы денежное обращение  и кредит», В.К. Сенчагов, А.И.  Архипов и др., Санкт-Петербург, 2006

2. «Анализ и прогноз развития  российского рынка ценных бумаг»  Данилов Ю.А., Москва, 1995, №2

3. Доклад Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу»

4. М. Тальская, «Шаговая недоступность», «Эксперт» №11 (600)/17 марта 2008.

5. //www.markets-today.ru/ru/markets/share-markets/russia-news/f477d10c16fa.htm

6. «Рынок ценных бумаг», Беляев  В. 1999. – №10.

7. http://www.rts.ru/ru/marketdata/

8. Б. Замараев, А. Киюцевская, А.  Назарова, Е. Суханов. «Экономические  итоги 2008 года:  конец «тучных»  лет», «Вопросы экономики», № 3, 2009

Информация о работе Рынок ценных бумаг